Владимир Дейнека,
генерал-полковник
4 июля 1916 года четыре летающие лодки М-9, базировавшиеся на гидрокрейсере Балтийского флота «Орлица», провели воздушный бой с четырьмя самолетами кайзеровского флота, который закончился полной победой русских авиаторов. Два немецких самолета были сбиты, а уцелевшие поспешили ретироваться. Этот день — день первой воздушной победы наших соотечественников в схватке над морем — был объявлен праздником морских авиаторов. О формировании и реформировании современной авиации ВМФ Российской Федерации рассказывает командующий этим родом сил Военно-Морского Флота генерал-полковник Владимир ДЕЙНЕКА.

противолодочный самолет Ту-142МОформившись организационно к середине 1917 года, морская авиация в 1920-1930 гг. пережила неоднократные реорганизации и реформирования, однако именно в годы Великой Отечественной войны наиболее полно проявились ее своеобразие и специфика в решении задач, стоявших перед флотами. Из кровопролитной войны она вышла утвердившейся в качестве одной из основных ударных сил Военно-Морского Флота.
Накопленный боевой опыт лег в основу не только новых принципов и способов применения авиации на морских и прибрежных театрах военных действий, но и основных направлений ее послевоенного развития. При этом учитывалось, что к концу войны в связи с ростом угрозы со стороны подводных лодок противника актуализировалась проблема создания специальной противолодочной авиации. Для ее решения в первые послевоенные годы был построен, испытан и принят на вооружение гидросамолет Бе-6. К середине 50-х относится также зарождение морской ракетоносной авиации, призванной противодействовать крупным надводным кораблям в открытом море.
На рубеже 50-х и 60-х годов в высшем политическом руководстве страны возобладала явно преувеличенная оценка боевых возможностей баллистических ракет. Нужно было пережить Карибский ракетный кризис, чтобы взгляды на роль и место военной авиации вообще и морской в частности стали более реалистичными. Начались поставки строевым частям новых противолодочных и ракетных комплексов. На вооружение Северного и Тихоокеанского флотов поступили дальние самолеты-разведчики Ту-95РЦ, оснащенные автоматизированной системой целеуказания ракетному оружию ударных сил флотов. В составе Черноморского и Балтийского флотов появились сверхзвуковые разведчики Ту-22Р. Новая техника дала возможность совершать полеты в удаленные районы Мирового океана для наблюдения за корабельными группировками вероятного противника и своевременного предупреждения об угрозе их воздействия по нашим силам и объектам.
За счет поступления на вооружение новых противолодочных самолетов Бе-12, Ил-38 и Ту-142, а также автоматизированными поисково-прицельными системами и новейшими для того времени средствами поражения значительно возросла боеспособность и эффективность противолодочной авиации. Ее возможности еще более расширились в связи с появлением в составе ВМФ противолодочных крейсеров «Москва» и «Ленинград», которые в свою очередь сыграли решающую роль в становлении корабельной авиации как официально признанного рода авиации отечественного флота.
Новый этап в развитии корабельной авиации связан с тяжелыми авианесущими крейсерами (ТАКР) типа «Киев», вооруженными самолетами вертикального взлета и посадки Як-38. Несмотря на то, что процесс освоения этих самолетов, начавшийся в 1975 г., не был легким, в середине 80-х годов крейсеры «Киев», «Минск» и «Новороссийск» из состава Северного и Тихоокеанского флотов неоднократно выходили в дальние боевые походы в Мировой океан.
Вместе с тем опыт применения корабельных штурмовиков представлял собой обнадеживающее начало в развитии нашей ударной авианосной авиации, способной защищать государственные интересы и вести в случае необходимости боевые действия в удаленных районах Мирового океана. При этом со всей важностью встала задача прикрытия наших корабельных группировок от ударов с воздуха на переходах и в районах боевого дежурства.
С этой целью были построены и испытаны ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и палубный истребитель 4-го поколения Су-27К, приумноживший превосходный летно-тактический потенциал своего прототипа Су-27. Первый строевым летчиком, совершившим самостоятельную посадку на корабль нового поколения стал полковник (ныне — генерал-майор) Т.Апакидзе. Это знаменательное событие произошло 29 сентября 1991 г.
Весной нынешнего года завершился длившийся 105 суток первый поход этого ТАВКР на боевую службу в Средиземное море, в ходе которого авиагруппа самолетов Су-27К и вертолетов Ка-27 успешно выполнила свои задачи. Причем выяснилось, что необходимо создать на базе Су-27К палубный учебно-боевой самолет и усовершенствовать конструкцию существующей корабельной «спарки» Су-25УТГ.
Командование авиации ВМФ отчетливо сознает всю сложность обстановки, в которой флоту, а следовательно, и его авиации придется действовать, защищая государственные интересы России в Мировом океане и обеспечивая безопасность страны с морских направлений.
В настоящее время идет пересмотр и корректировка ранее принятых программ и планов развития парка летательных аппаратов морской авиации с целью изыскания резервов и возможностей для замены морально устаревших и выработавших ресурс авиационных комплексов новыми, более совершенными, многоцелевыми. Так, в скором будущем будут выведены из боевого состава противолодочные комплексы Ил-38, Бе-12, Ту-142. Для их замены планируется самолет, создаваемый ОКБ имени А.Н.Туполева на базе пассажирского лайнера нового поколения Ту-204 и отвечающего требованиям продукции двойного назначения.
Решение о производстве этого многоцелевого авиационного комплекса принято окончательно, и с введением его в строй будут восстановлены возможности флотов, прежде всего Северного и Тихоокеанского, вести воздушную разведку и обеспечивать целеуказание ударным силам флота в удаленных морских акваториях, чего они были лишены вследствие списания выработавших свой ресурс самолетов Ту-95РЦ. До поступления на флот новых комплексов поддержание боеспособности противолодочной авиации связано с планами восстановления ресурса находящихся в эксплуатации самолетов дальнего действия Ту-142М и Ту-142М3.
Перспективой корабельной авиации по-прежнему является ориентация на дальнейшее строительство и совершенствование корабельных истребителей Су-27К и постепенную замену вертолетов типа Ка-27 новыми многоцелевыми машинами в модульном исполнении, которые будут выполнять разнообразные функции, включая радиоэлектронную борьбу, поиск и уничтожение подводных лодок, разведку и целеуказание, а также противокатерные, противоминные и поисково-спасательные операции. Это вполне реальная перспектива доже в условиях ограниченного финансирования.
Существуют планы развития и амфибийной авиации. Многоцелевой самолет А-40 производства ТАНТК им. Г.М.Бериева имеет большое будущее как базовая платформа для размещения комплексов различного назначения — противолодочной борьбы, разведки и целеуказания, десантирования морской пехоты, а также спасения людей, терпящих бедствие на море.
Необходимо сказать и о том, что обязательно должна сохраниться и морская ракетоносная авиация, способная в кратчайшие сроки осуществлять межфлотский маневр для концентрации усилий на главном направлении.
В целом считаю, что трудности с материально-техническим обеспечением носят временный характер и, безусловно, будут преодолены. Морская авиация была, есть и в перспективе будет наряду с подводными лодками и надводными кораблями важнейшим компонентом Российского Флота.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...