Александр ПРАВДИВЫЙ,
Заместитель главного конструктора АНТК им. А.Н.Туполева
Высокая экономическая эффективность гарантируется

Ту-34В настоящее время в России появляются проекты, для осуществления которых отечественным разработчикам приходится искать партнеров за рубежом, в том числе и в странах СНГ. Пример тому — подписанное 16 мая 1996 года соглашение между правительствами Киргизской Республики и Российской Федерации о сотрудничестве в области создания авиационной техники.
В соответствии с ним в период с 8 по 14 августа 1996 г. делегация АНТК им. А.Н.Туполева, возглавляемая генеральным директором Валентином Климовым, провела переговоры в Бишкеке с руководством ТНК «Дастан» (одного из предприятий ВПК бывшего СССР) о совместном создании и производстве самолетов: многоцелевого Ту-34 и сельскохозяйственного Ту-54. В ходе переговоров была принята схема финансирования работ на конец 1996-го и на 1997 год.
Многоцелевой Ту-34 (главный конструктор Александр Правдивый) прежде всего предназначен для перевозки 4—6 пассажиров на дальность 2100 км со скоростью 500 км/ч. Самолет в специальном варианте может быть использован для решения широкого круга задач, в том числе для грузовых перевозок и связи, медицинского обслуживания, патрульной службы. Концепция самолета ориентирована на его эксплуатацию в различных климатических зонах и в условиях отсутствия развитой инфраструктуры аэродромов АОН.
Самолет Ту-34 отличают сочетание высоких крейсерских характеристик с возможностью осуществления короткого взлета и посадки во внеаэродромных условиях; высокий уровень безопасности полета, обеспечиваемый двухдвигательной оригинальной компоновкой самолета, низкими взлетно-посадочными скоростями и современным надежным оборудованием; комфортабельность кабины пилота и пассажирского салона.
Пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование обеспечит полет в простых и сложных метеоусловиях и посадку по категории 1 ИКАО. Силовая установка включает в себя два модифицированных ТВД Allison 250.
На сегодняшний день завершен этап расчетно-экспериментальных работ. Выполнен полный объем аэродинамических испытаний в СибНИА им. С.А.Чаплыгина, и начинается выпуск рабочей документации. Ожидается, что при благоприятном стечении обстоятельств Ту-34 выйдет на летные испытания в начале 1999 г.
По данным исследований, проведенных отделом маркетинга АНТК им. А.Н.Туполева, потребность внутреннего рынка Российской Федерации оценивается в 400 самолетов Ту-34 различных модификаций. При стоимости машины около 1500 тыс. долларов США окупаемость программы достигается при производстве 110-120 машин.
Сельскохозяйственный самолет Ту-54 (главный конструктор Владимир Якимов) выполнен по схеме подкосного низкоплана и имеет шасси с хвостовым колесом. В передней части фюзеляжа установлен поршневой двигатель М-14. Бак для химикатов расположен перед кабиной пилота, что исключает влияние его загрузки на центровку самолета. Хороший обзор из высокоподнятой гермокабины, снабженной кондиционером с системой очистки воздуха, современное пилотажно-навигационное оборудование, высокая теплозвукоизоляция обеспечат пилоту комфортные условия для работы.
Высокая экономическая эффективность Ту-54 при выполнении агрохимических работ будет достигнута за счет оптимальной для рабочих режимов полета компоновки самолета, использования современного сельскохозяйственного оборудования и применения поршневого авиационного двигателя М-14. При его вдвое меньшей, чем у АШ-62, взлетной мощности производительность самолета Ту-54 составляет 95 проц от производительности Ан-2С. Немаловажно и то, что все применяемые материалы и комплектующие изделия производятся на территории России.
По самолету Ту-54 проведен полный объем расчетно-экспериментальных работ и завершен выпуск рабочей документации. Начало летных испытаний запланировано на I квартал 1998 года.
По данным НИИ экономики РФ, рынок сельскохозяйственных самолетов (типа Ту-54) в Российской Федерации оценивается в 1000-1200 единиц. В настоящее время ведутся переговоры с администрацией областей Центральной Черноземной зоны РФ о закупке 160-180 Ту-54. Они должны заменить морально устаревшие и подлежащие списанию самолеты Ан-2С.
Самоокупаемость проекта достигается при реализации 180-200 машин по цене 150 тыс. долларов. У Ту-54 есть все возможности стать массовым и дешевым самолетом в рассматриваемом классе машин еще и потому, что такие государства, как Казахстан и Узбекистан весьма заинтересованы в сохранении собственной сельскохозяйственной авиации.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...