Александр ПУХОВ,
Главный конструктор АО «АНТК им. А.Н.Туполева»
Николай ЯКУБОВИЧ,
Научный редактор журнала «Крылья Родины»
«… Самое главное, что, реанимировав Ту-144, Россия сохраняет технологию сверхзвукового полета».

Валентин КЛИМОВ, генеральный директор АООТ «АНТК им. А.Н.Туполева»

Ту-144ЛЛНепрерывный рост объема мировых авиаперевозок, особенно на воздушных трассах протяженностью свыше 6000 км, обусловливает создание в первом десятилетии XXI века сверхзвукового пассажирского самолета второго поколения (СПС-2).
Разработка СПС-2 требует, прежде всего, обеспечения аэродинамического качества при сверхзвуковых скоростях — не менее 9,5, дальнейшего снижения удельного расхода топлива, почти на 15%, и выброса окислов азота — в 5 раз. При этом совершенствование методов конструирования планера самолета, применение перспективных технологий машиностроения должны повысить весовую отдачу по топливу до 55%.
Для участия в отработке требований к СПС-2 и, в первую очередь, экологических, таких как уровень шума на местности и интенсивность звукового удара, характеристики загрязнения атмосферы и воздействия на озоновый слой создана международная «Группа восьми». В ее состав, кроме АНТК им. А.Н.Туполева, входят фирмы «Boeing» и «McDonnell Douglas» из США, «Aerospatiale» из Франции, «British Aerospaces из Великобритании, «DASA» из Германии, «Alenia» из Италии и группа авиакомпаний Японии.
Создание СПС-2 требует привлечения значительно больших финансовых средств, чем, например, «лунная программа» США. На всю программу СПС-2 до 2000 года правительство США выделило NASA $450 млн.
Исследования будут проводиться на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ. Летно-технические характеристики Ту-144, его размеры наиболее полно соответствуют перспективной машине, позволяют получить в полете информацию, необходимую для уточнения различных расчетных методик, и принимать снижающие технический риск обоснованные конструктивно-технологические решения. Судьбе было угодно, чтобы первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет, простояв на аэродроме почти 14 лет после своего последнего полета, поднялся в воздух, но уже в новом качестве.
Летом 1994 года состоялось подписание контракта между NASA и АНТК им. А.Н.Туполева на сумму $10 млн. Его выполнение потребовало создания фактически новой машины в старом внешнем облике. Установка более мощных двигателей НК-321 потянуло за собой замену многих конструкторских решений. Мероприятия, связанные с расширением диапазона скоростей полета съели «львиную» долю полученных от NASA денег. В действительности же, количество изменений в планере Ту-144, системах управления, энергообеспечения и т.д. оказалось так велико, что их перечень превысит объем данной статьи.
Однако при всех мыслимых и доселе немыслимых доработках продолжительность полета на максимальной скорости не превышает 10 мин. Тем не менее этого времени вполне достаточно, чтобы зарегистрировать необходимые параметры и разобраться в явлениях, вызванных взаимодействием набегающего потока воздуха и планера.
В результате проведенных работ самолету Ту-144ЛЛ установлен назначенный ресурс 150 посадок или 500 летных часов. На 1996 -1997 годы было спланировано 6 экспериментов в 32 полетах и 2 наземных эксперимента по определению параметров потока в канале воздухозаборного устройства двигателя.
17 марта 1996 года состоялась международная презентация — выкатка Ту-144ЛЛ. В тот день представитель штаб-квартиры NASA Луи Дж. Вильямс сказал: «Во время встречи в январе 1996 года вице-президент США Альберт Гор и Председатель правительства РФ Виктор Черномырдин с удовлетворением отметили существенный прогресс, достигнутый в ходе осуществления проекта Ту-144ЛЛ, и слаженную работу объединенной группы специалистов по данному проекту. Они также отметили первостепенную роль, которую этот проект имел для разработки технологий сверхзвукового пассажирского транспорта нового поколения и определения требований к его созданию. Мы с нетерпением ожидаем успешных результатов летных исследований, а также хотим вновь увидеть красавец Ту-144 в полете».
Были установлены и подключены различные датчики и необходимое оборудование, значительная часть которого была поставлена американской стороной для АНТК им. А.Н.Туполева бесплатно.
29 ноября 1996 года состоялся первый полет Ту-144ЛЛ. Спустя 12 дней — второй. В текущем — запланировано совершить еще 30 полетов.
Обработанные результаты этих испытаний станут достоянием как американских, так и отечественных специалистов. По окончании 1-го этапа исследований не исключена возможность проведения испытаний на звуковой удар в Калифорнии и по воздействию на озоновый слой Земли — на Аляске. Возможны и другие исследования совместно с NASA, японскими и французскими компаниями.
Надо сказать, что при всей внешней схожести отечественного проекта СПС-2 с зарубежными, в том числе и с американским — фирмы «Boeing», Ту-244 несет в себе черты, присущие «туполевским» машинам. Ожидается, что при взлетной массе около 322 т Ту-244 сможет перевозить до 300 пассажиров на расстояние 9150 км с крейсерской скоростью, соответствующей числу М=2,0. При этом по уровню шума он будет соответствовать международным требованиям FAR36, а количество окислов азота не будет превышать 5 г на 1 т горючего. При соответствующем финансировании программы создания сверхзвукового воздушного лайнера его поступление в эксплуатацию возможно было бы уже в 2006 году.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (5,00 из 5, оценило: 1)
Загрузка...