Константин Безлесный Рынок военной авиационной техники стран Восточной Европы (СВЕ) до последнего времени был традиционно связан с поставками российской авиатехники. В период 1970-1994 гг. вначале СССР, а затем Россией было поставлено только боевых самолетов и вертолетов около 2100 единиц.
В настоящее время СВЕ переживают сильный экономический кризис и не в состоянии вплоть до 2000 г. выделять на оборону необходимые объемы ассигнований.
Надежда на серьезную экономическую помощь Запада невелика, хотя СВЕ проявляют в этом отношении высокую активность и прилагают все усилия для вступления в блок НАТО.

численность боевой авиации в станах восточной ЕвропыБоевые авиационные комплексы (БАК) СВЕ представлены в основном летательными аппаратами ведущих российских ОКБ: им. А.И.Микояна (63%), им. П.О.Сухого (15,7%) и им. М.Л.Миля (21,3%). На вооружении самолеты МиГ-21 и МиГ-23 разных модификаций, МиГ-29, Су-22; вертолеты Ми-6, Ми-8, Ми-17 и Ми-24. Все они относятся к авиакомплексам 2-го и 3-го поколений (за исключением МИГ-29) и не в полной мере соответствуют современным требованиям в части технического совершенства бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения.
С учетом выработки назначенного ресурса и без проведения дополнительных работ по его продлению, к 2000 г. численность боевой авиации в СВЕ сократится (по отношению к 1995 г.) на 20%, к 2005 г. — на 45%, а к 2010 г. — на 87%.  Для поддержания численности авиапарка на прежнем уровне и сохранения оборонного потенциала только к 2000-2002 гг. СВЕ потребовалось бы закупить около 400-430 новых авиационных комплексов на общую сумму $10-11 млрд.

С учетом политических, экономических, военно-технических и других факторов рынок боевой авиации стран Восточной Европы в период до 2005 года будет характеризоваться следующими особенностями:

  • сохранением своей значимости для всех стран — производителей боевой авиатехники (тем более для России), на базе которой уже созданы группировки и соответствующая авиационная инфраструктура этих государств;
  • уменьшением емкости рынка боевой авиатехники из-за сокращения численности группировок;
  • увеличением объемов работ по модернизации авиатехники российского производства и продлению ее ресурса. Модернизации подлежат практически все авиационные комплексы (за исключением МИГ-21 ранних модификаций);
  • незначительными объемами закупок новых боевых самолетов и вертолетов, которые до 2005 г. не смогут оказать определяющее влияние на поддержание высокой боеспособности военной авиации;
  • обострением конкуренции на рынке авиатехники из-за стремления западных стран укрепить свои позиции и ослабить позиции России, в том числе в области проведения работ по модернизации техники российского производства;
  • возрастанием доли летательных аппаратов собственного или совместного производства с использованием для этих целей достаточно развитой авиационной промышленности (14 авиа- и двигателестроительных заводов) и сети (21) авиационных ремонтных заводов.

Утрата рынка оружия в СВЕ может иметь для России самые серьезные последствия.
Во-первых, политические — перевооружение стран Восточной Европы на авиатехнику западного производства, разработанную по стандартам НАТО, вольно или невольно втягивает эти государства в сферу военно-технического сотрудничества (ВТС) со странами НАТО и тем самым способствует продвижению границ блока на Восток, угрожая национальной безопасности России.
Во-вторых, военно-технические — отказ от закупок техники российского производства может стать косвенной посылкой для принижения уровня технического совершенства нашей авиатехники по отношению к зарубежным аналогам. Данный факт с высокой вероятностью будет использован конкурентами в борьбе с Россией за рынки оружия и в других регионах мира.
В-третьих, экономические — потенциальная емкость рынка только модернизируемой техники российского производства до 2000 года может составить величину порядка 800-1000 самолетов и вертолетов. Кроме того, сохраняются возможности по поставкам новых БАК или организации совместного производства летательных аппаратов типа МИГ-29, Су-27, Су-39 и др.
В-четвертых, социальные — утрата рынка авиационной техники в СВЕ будет сопровождаться потерей рабочих мест на российских предприятиях и повышением социальной напряженности, особенно в тех регионах, где эти предприятия являются градообразующими.
Результаты комплексного военно-экономического анализа с учетом реальных финансово-экономических возможностей СВЕ показывают, что приоритетным направлением развития рынка авиационной техники является модернизация парка боевой авиации. Это тем более справедливо, что в одночасье отказаться от стоящей на вооружении авиатехники невозможно: просто выбросить ее на свалку — жалко, а НАТО, по всей видимости, безвозмездно предоставлять восточно-европейским странам самолеты и вертолеты не собирается.
Приоритетность направления развития рынка услуг, связанного с модернизацией боевой авиации, объясняется следующим:

  • основные мероприятия по модернизации техники могут быть реализованы в ближайшие 2-3 года;
  • модернизированные авиационные комплексы будут отвечать современным требованиям, их боевая эффективность станет сопоставимой с эффективностью самолетов 4-го поколения, а по некоторым показателям модернизированные летательные аппараты будут превосходить самолеты 4-го поколения;
  • общие затраты на опытно-конструкторские работы и модернизацию парка боевой авиации каждой страны в 7-8 раз ниже, чем затраты, потребные для закупки самолетов F-16, и почти в 12 раз — самолетов «Мираж-2000»;
  • переориентация СВЕ на западные поставки потребует от них дополнительных (и весьма значительных) валютных средств на создание новой военной авиационной инфраструктуры — системы боевого управления и связи, эксплуатации и ремонта, обучения летного и технического состава и др. По некоторым данным, эти расходы могут составить величину порядка 100% от затрат на закупку и эксплуатацию группировки самолетов;
  • возможны затруднения с реализацией западных поставок, т.к. США вряд ли согласятся оснастить свои F-16 современными средствами РЭП и вооружения; французские «Миражи» слишком дороги, а шведская сторона имеет ограниченные возможности по темпам поставок своих JAS-39 «Грипен»;
  • для снижения расходов на модернизацию может быть использована существующая в СВЕ сеть авиаремонтных заводов. В то же время при переориентации на Запад возникает проблема с их перестройкой и поиском дополнительных денежных средств на их переоборудование.

В настоящее время в большинстве стран, переживающих экономические трудности, принят путь эволюционного (постепенного) переоснащения своих вооруженных сил. Поддержание требуемой боеспособности частей и подразделений ВВС обеспечивается главным образом за счет модернизации техники. Это более рационально, поскольку проводимая в настоящее время модернизация авиатехники (прежде всего, бортового радиоэлектронного оборудования и оружия) дает многократное увеличение боевой эффективности самолета при допустимых затратах.
В качестве примера можно привести предложения по модернизации самолетов МИГ-21бис, которые уже реализуются в ряде стран, имеющих на вооружении своих ВВС подобные комплексы.
Ключевыми направлениями модернизации самолетов МИГ-21бис являются:

  • замена морально устаревшего бортового радиоэлектронного оборудования на новое, способное обеспечить применение современного и перспективного высокоточного оружия;
  • оснащение самолетов современными управляемыми средствами поражения классов «воздух — воздух», «воздух — поверхность», «воздух — РЛС» и др;
  • установка на борту новых средств защиты самолета;
  • увеличение ресурса планера до 40 лет.

На самолете установлена многофункциональная БРЛС «Копье», позволяющая обнаруживать и поражать воздушные цели всх типов круглосуточно и в любых условиях, а также наземные цели, в том числе вне их визуальной видимости.
БРЛС «Копье» обеспечивает применение:

  • УР класса «воздух — воздух» средней дальности — РВВ-АЕ, Р-27;
  • УР класса «воздух — воздух» малой дальности — Р-60 (Р-60М), Р-73;
  • УР класса «воздух-РЛС» — Х-25МП;
  • корректируемых авиабомб — КАБ-500КР и др.

В результате модернизации МИГ-21бис будет способен:

  • уничтожать воздушные цели днем и ночью, в свободном пространстве и на фоне земли, на средних дальностях и в ближнем бою, при атаке в переднюю и заднюю полусферы цели, в условиях организованного радиопротиводействия;
  • поражать аэродромы, наземные сооружения, мосты и корабли противника с помощью корректируемых авиабомб, а также с применением неуправляемых ракетных снарядов, фугасных авиабомб и пушки;
  • поражать действующие наземные и корабельные РЛС и ЗРК противника.

Боевая эффективность самолета увеличится при действиях:

  • по воздушным целям не менее чем в 8 раз. Модернизированный МИГ-21бис будет превосходить по эффективности самолеты F-16A, «Мираж-2000С», «Мираж-2000-5»;
  • по наземным целям не менее чем в 3 раза.

При этом боевая экономичность самолета МИГ-21бис (соотношение боевого потенциала и стоимости) будет в 7-8 раз выше, чем у F-16A.
Вторым по значимости направлением развития рынка стран СВЕ является организация совместной разработки и производства авиационной техники. Ряд стран проявляют повышенный интерес к этой области ВТС, поскольку в данном случае предоставляется возможность загрузить существующую местную авиапромышленность и снизить (примерно на 30%) расходы на перевооружение своих ВВС.
Отмеченные выше направления военно-технического сотрудничества со странами Восточной Европы не снижают значение работы по продвижению новой российской авиатехники на рынки этих стран, например самолетов МИГ-29, Су-27, Су-39, вертолетов Ми-28, Ка-50 и Ми-17. Активизации нашей позиции по продвижению авиатехники способствует тот факт, что в СВЕ с помощью России создана военная авиационная инфраструктура, способная быстро и без существенного увеличения затрат адаптироваться к обслуживанию новых российских АК.
Российская авиатехника обладает высокими тактико-техническими характеристиками, которые не уступают, а в ряде случаев превосходят соответствующие характеристики зарубежных аналогов; она неприхотлива и надежна в эксплуатации. В частности, известные во всем мире истребители «Су», благодаря современной аэродинамической компоновке и высокой тяговооруженности имеют значительное преимущество в маневренности по сравнению зарубежными истребителями, которое с учетом оснащения отечественных самолетов ракетами Р-73 обеспечивает российским комплексам полное господство в ближнем воздушном бою.
Самолеты имеют мощный локатор с дальностью обнаружения воздушных целей до 100 км, а также оптико-локационную станцию, обеспечивающую выполнение скрытных от противника атак воздушных целей на удалении до 50 км. В настоящее время ни один самолет зарубежного производства в своем штатном составе БРЭО не имеет подобной станции.
Военно-экономический анализ показывает, что именно самолеты семейства Су в наибольшей степени отвечают стратегическим интересам СВЕ. Ориентация рынка этих стран только на самолеты западного производства (F-16, «Мираж-2000С» и «Грипен») не позволяет эффективно решить проблему отражения воздушного нападения и обеспечения господства в воздухе.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...