Андрей Синицин,
Шеф-пилот «ОКБ им. А.С.Яковлева»
Эффективность Як-130, как средства продвинутой подготовки летчиков, в 1#5 раза выше, чем 1-39, и на 20-30% -чем «Альфа-Джет». При этом Як-130, в отличие от всех УТС, обеспечивает имитацию характеристик устойчивости и управляемости всех без исключения реактивных самолетов.

Як-130В 1991 году «ОКБ им. А.С.Яковлева» приняло участие в конкурсе на создание УТС нового поколения. Необходимость создания нового самолета возникла из-за высокой стоимости учебно-тренировочного процесса на боевых самолетах типа Су-27 и МИГ-29, технического и морального устаревания L-39.
Новый самолет призван решать следующие основные задачи:

  • подготовка летчика до уровня третьего класса с приобретением навыка пилотирования боевого самолета в кратчайшие сроки при минимальных затратах;
  • поддержание уровня подготовленности летного состава строевых частей с минимальным использованием боевых самолетов.

Современный истребитель имеет тяговооруженность «единицу» и более, позволяющую уверенно маневрировать во всех плоскостях. Однако, двигатели с форсажем экономически невыгодны для УТС. Создатели Як-130 обеспечили ему отличных маневренных качеств при малой тяговооруженности.
Як-130 имеет возможность маневра на больших углах атаки, как все современные боевые самолеты. На сегодня уже реализован угол 30 градусов, при котором самолет устойчив и управляем по всем каналам. Предстоят работы по достижению заявленных углов атаки 35 градусов и по определению характеристик сваливания в штопор. В дальнейшем отработка режимов «сверхманевренности», таких как «кобра», «колокол» и другие.
Примененная на Як-130 система электродистанционного управления позволяет не только пилотировать на больших углах атаки, но и изменять характеристики устойчивости и управляемости. Совместно со стреловидным крылом появилась возможность 100-процентного копирования характеристик существующих истребителей и даже есть «запас» для перспективных самолетов. На сегодня уже отработаны несколько настроек, обеспечивающие хорошую схожесть пилотирования с Су -27, МиГ-29 и L-39. Возможна подготовка летчиков для бомбардировочной и транспортной авиации. Самолет Як-130 по характеристикам устойчивости и управляемости может быть запрограмирован под любую машину.
Возможность плавного изменения характеристик самолета позволяет начать первоначальное обучение на задемпфированной машине, слабо реагирующей на внешние воздействия, постепенно доведя их до значений того самолета, на который осуществляется подготовка. Як-130 в строевых частях будет иметь набор программ всех боевых самолетов. Вариантов применения самолета очень много. Есть мнение, что и летчиков гражданской авиации надо «пропускать» через этот самолет, запрограммировав его под характеристики Ту-204, Ил-96 или А-310. Дело в том, что попав в сложную ситуацию, типа сваливания, они, как правило, не успевают принять правильное решение.
На Як-130 есть возможность имитации боевых режимов. Электроника создает полную иллюзию перехвата воздушной цели или воздушного боя. При этом осуществляется фиксирование всех действий летчика с последующим просмотром и анализом ошибок. В воздухе инструктор может оперативно вмешиваться в ход «боя», «пилотируя» самолет противника.
Установленные на самолете электронный индикатор на приборной доске и индикация на лобовом стекле дают пилотажную и навигационную «картинки» полета. Самолет укомплектован и традиционными анероидно-мембранными и электромеханическими пилотажными приборами, позволяющими пилотировать самолет при отказе электроники. Для зарубежных покупателей, по их требованию, будет устанавливаться авионика западных фирм.
При отказе электродистанционной 4-канальной системы управления безопасное завершение полета обеспечивается переходом на прямое управление от ручки и педалей на исполнительные органы.
Пилотирование самолета предельно простое на всех этапах полета. Кабина эргономичная, удобная для летчиков. Инструктор со своего места может визуально наблюдать все этапы полета с тем же качеством, что и курсант.
Выполнено более 80 полетов — около 60 часов Як-130 уже провел в воздухе. При этом отработана часть программы испытаний и комплекс фигур высшего пилотажа для показа в Ле-Бурже.
Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» готовится к серийному производству и в следующем году будут изготовлены 2 серийных самолета, а в 1999-м — около 10 для различных этапов испытаний.
По предварительным оценкам, Як-130 имеет хорошие перспективы стать основным УТС не только в России, но и за рубежем. Особая роль в продвижении самолета на мировой рынок принадлежит итальянской фирме Aermacchi, принимающей участие в создании Як-130.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...