Александр Барковский
Заместитель генерального конструктора АООТ «ОКБ Сухого»
30 ноября 1996 г. подписанием контракта на поставку в Индию 40 самолетов Су-30К и Су-30МКИ успешно завершилась трехлетняя подготовительная работа. Идея контракта, его разработка и доведение до подписания принадлежит генеральному директору иркутского АПО Алексею Федорову, генеральному конструктору АООТ «ОКБ Сухого» Михаилу Симонову, заместителям генерального директора ГК «Росвооружение» Станиславу Филину и Олегу Сидоренко. Названный «контрактом века» в зарубежной и отечественной прессе, он интересен и значим в коммерческом плане, а также оригинален своей технической сутью.

Су-30МКИ11 июня на авиабазе индийских ВВС вблизи г. Пуна состоялась презентация восьми Су-30К. С этой даты самолеты официально приняты на вооружение ВВС Индии. В церемонии презентации приняли участие премьер-министр Индии Шри Гуджал, главнокомандующий ВВС Индии маршал Сатиш Кумар Сарина, посол России в Индии Альберт Чернышов, заместитель генерального директора ГК «Росвооружение» Олег Сидоренко, генеральный директор Иркутского АПО Алексей Федоров, автор статьи и многочисленные приглашенные лица. Выступая на презентации, главнокомандующий ВВС Индии отметил, что «11 июня 1997 г. — знаменательный день в истории индийских ВВС». По его мнению,
«СУ-30К — это совершенный истребитель, полностью отвечающий настоящим и будущим потребностям ВВС». Расположенная на авиабазе 24-я эскадрилья стала первым подразделением иностранной армии, располагающим этими самолетами. Их поставка осуществлена с опережением сроков контракта. Доставка выполнялась самолетом «Руслан» (АН-124) в разобранном виде по 2 самолета (19 марта, 26 марта, 9 апреля и 15 апреля 1997 г.). Сборка и облет проведены специалистами и пилотами Иркутского АПО. Обучение инженерно-технического и летного состава ВВС Индии проводилось в январе — апреле 1997 г. в «ОКБ Сухого».
Ушли времена, когда Россия торговала оружием, которое по своим параметрам не только уступало принятому на вооружение своей армии, но зачастую и не соответствовало требованиям времени. Сегодня успешная торговля возможна только тем, что находится на современном уровне и даже превосходит его.
Проведенный специалистами России в начале 90-х гг. анализ рынков сбыта показал, что одной из перспективных стран — импортеров российских самолетов — является Индия. С этой страной давно налажено военно-техническое сотрудничество, она является одним из гарантов мира в Азии и не входит ни в один военный блок.
Индия имеет на вооружении своих ВВС в осноемом самолеты российского производство (около 700 из почти тысячи боевых самолетов, в т.ч. 80 МИГ-29). Лицензионный выпуск МИГ-27, предусматривавший строительство 150 самолетов, закончен в 1995 г. В то же время в соседних странах продолжается оснащение ВВС современными самолетами. Возникла необходимость сохранения военного паритета Индии с соседями.
Индийскими военными первоначальный выбор проводился между Mirage 2000-5, МИГ-29 и F-20. После того как эти варианты были отклонены, Россия предложило двухместный истребитель Су-30 как самый современный и имеющий хорошие перспективы по модернизации. Это предложение основывалось на анализе тенденции развития истребительной авиации — необходимости создания двухместного самолета с двигателями с изменяемым вектором тяги, способного работать как по воздушным, так и по наземным целям. Причем специалистами ОКБ была начата глубокая модернизация Су-30 еще за год до подписания контракта.
С представителями министерства обороны и ВВС Индии проведена практически непрерывная шестимесячная цепь переговоров и встреч, в процессе которых выкристаллизовывались технические требования к самолету, к составу его оборудования и вооружения. В основу концепции контракта была положена идея о поэтапном наращивании боевых возможностей и эффективности поставляемых самолетов.
Заключенный контракт предусматривает, что первая партия самолетов — это уже поставленные Су-30К (серийный Су-30 с незначительными изменениями в навигационной системе), а последующие партии — самолеты Су-30МКИ, характеристики которых будут изменяться от партии к партии. Самолеты следующих партий будут оснащены двигателями АЛ-31ФП, разработанными фирмой АО «А.Люлька-Сатурн» (генеральный конструктор Виктор Чепкин), с управляемым вектором тяги, которые позволяют Су-30МКИ существенно расширить возможности маневрирования на малых скоростях полета. Более поздние этапы контракта, выполнение которого рассчитано на 5 лет, предусматривают доработку самолетов первых партий до «лица» последней.
По контракту возможна международная кооперация в части поставки бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и его интеграция в состав комплекса. Индия не просто получает готовые самолеты, но и принимает практическое участие в опытно-конструкторской разработке бортовых систем и комплекса БРЭО самолета Су-30МКИ. Естественно, что вся ответственность за создание «интернационального» борта и соответствие его характеристик требованиям контракта осталась лежать на специалистах «ОКБ Сухого». При разработке Су-30МКИ используется наработанная и хорошо зарекомендовавшая себя система взаимодействия с традиционными российскими разработчиками и поставщиками комплектующих изделий при участии специалистов ВВС МО РФ.
Впереди еще громадная работа по выполнению основной части контракта. Но первый опытный самолет Су-30МКИ окончательного «лица» поставки уже построен в стенах ОКБ и передан на летные испытания в ЛИИ им. Громова, где 1 июля летчик-испытатель «ОКБ Сухого» Вячеслав Аверьянов совершил первый пятидесятиминутный полет. На самолете установлены предсерийные двигатели АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, на которых в процессе подготовки к этому полету были проведены длительные и специальные испытания.
Второй опытный самолет в скором времени также выйдет на летные испытания. Но от первого опытного образца до серийного самолета «дистанция огромного размера».
Существуют определенные трудности. Это и сложность контракта, в котором принимает участие большое число организаций задействованных в разработке; это и как у всего авиапрома — сложности с финансированием. Длительное время работы по контракту финансировались самим ОКБ. И только в мае был подписан договор, котором согласована сумма на НИОКР.
Но, как бы ни складывались текущие дела, главное то, что российско-индийский контракт обеспечивает не только сохранение, но и развитие интеллектуального и промышленного потенциала ОКБ, серийных, заводов и предприятий-смежников.
Необходимо подчеркнуть, что многоцелевые Су-30МКИ имеют дальность полета 3000 км. Но только одна дозаправка в воздухе увеличивает ее на 2200 км, что делает эти самолеты еще более грозным оружием. Руководство ВВС Индии поднимает вопрос о приобретении нескольких самолетов-заправщиков. У «индийского» контракта возможно появится новое продолжение.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...