Михаил Гринис,
Генеральный директор ОАО ПО «Легкие вертолеты Ми»

легкий 4-х местный многоцелевой вертолет Ми-34СВ 1993 году по инициативе МВЗ им.М.Л.Миля было учреждено АОЗТ НПО «Легкие вертолеты Ми», преобразованное через два года в ОАО ПО «Легкие вертолеты Ми». Учредителями последнего наряду с МВЗ им.М.Л.Миля стали крупнейшие предприятия авиационной промышленности: Арсеньевская авиационная компания (ААК) «Прогресс», Вятское машиностроительное предприятие «Авитек», «Агрегат» (г.Ульяновск), НИАТ (Москва), Казанский НИАТ, Гипронииавиапром (Москва), петербургский Гипроавиапром. Предметом деятельности фирмы является разработка и серийное производство вертолетов Ми-34С и их модификаций; организация продажи, гарантийного и послегарантийного обслуживания и ремонта легких вертолетов «Ми»; обучение летного и инженерно-технического состава; проведение работ по созданию новых типов легких вертолетов.

Основная продукция — легкий 4-х местный многоцелевой вертолет Ми-34С. Он предназначен для выполнения широкого круга задач: перевозки 1-3 пассажиров или грузов до 240 кг, патрулирования, обучения и тренировок летного состава, мониторинга окружающей среды, разведки аварийных объектов, решения оперативных задач в интересах муниципальных и региональных служб. Первый российский легкий вертолет Ми-34С освоен в серийном производстве и вполне конкурентоспособен на отечественном и зарубежном рынках.

Участники программы по Ми-34С обладают многолетним опытом изготовления гражданской и военной авиационной техники и имеют в связи с конверсией незагруженные производственные площади, испытательные стенды и оборудование, квалифицированные кадры рабочих и специалистов. Сборка Ми-34С организована на серийном авиационном заводе ААК «Прогресс», мощности которого позволяют выпускать до 350 вертолетов в год.

В 1995 году Ми-34С сертифицирован Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета в соответствии с требованиями норм летной годности FAR-27 (США) и получил 3 сертификата типа: на вертолет № 72-34C, на двигатель № 71-Д, по шуму на местности N56. На него выдано свидетельство о регистрации гражданского судна с внесением в Государственный реестр воздушных судов РФ.

Ми-34С оснащен поршневым девятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения М-14В26В мощностью 325 л.с., отличающимся высокими надежностью и экономичностью. Кабина с большой площадью остекления обеспечивает хороший обзор. Вертолет оборудован полозковым шасси. Использование в конструкции композитных материалов позволило увеличить ресурс несущего и хвостового винтов. Ми-34С в настоящее время единственный в мире гражданский вертолет, способный маневрировать с перегрузкой более 3 g, что обеспечивает хорошие характеристики устойчивости и управляемости: он «ходит за ручкой», выполняет фигуры высшего пилотажа, включая «бочку» и «петлю Нестерова», и допускает посадку в режиме самовращения несущего винта (авторотации).

Ми-34С имеет пилотажно-навигационное, радиосвязное и приборное оборудование, установленное на приборной доске и центральном пульте. Для записи полетной информации оборудован бортовым регистратором («черный ящик»).

Вертолет может эксплуатироваться при температурах от -35°С до +35°С как на базе существующих авиапредприятий и аэродромов, так и индивидуальными владельцами с бетонированной или грунтовой площадки размером 20х20м. Общие эксплуатационные расходы на час полета — $ 86-113. Ми-34С отличается высокой степенью транспортабельности. В частности, может быть доставлен на Ан-124 (до 8-ми одновременно), Ил-76 (до З-х) в отдаленные районы и в течение 15-20 минут подготовлен к полетам.

Помимо высоких летно-технических характеристик Ми-34С отличается принятыми на западном рынке стандартами по экономичности, удобству обслуживания и надежности.

Вертолеты
Характеристики Ми-34С R-44 (США) Bell 206B (США)
Двигатель поршневой
M-14B26B
поршневой
Lycoming 0-540
газотурбинный
Allison 250-C20
Мощность, л.с. 325 (370) 260 435
Число мест 4 4 6
Крейсерская скорость, км/ч 175 208 204
Дальность полета, км 360 364 555
Скороподъемность, м/с 7,4 5,1 7,8
Расход топлива, кг/ч 50 50 85
Затраты на горюче-смазочные материалы, $/летный час 36 31 45
Затраты на ремонт двигателя, $/летный час 13 18 35
Прямые эксплуатационные расходы на 1 пассажира и летный час, $ 26 26 56

С 1994 года Ми-34 проходили опытную эксплуатацию в ГАИ Москвы. Одна машина с 1996 года эксплуатируется в Хорватии. В 1997 году 6 Ми-34С проданы АО «Баштрансгаз» и подготовлено соглашение на поставку в Башкортостан за полтора года еще 25 машин. В дальнейшем предполагается продажа в этот регион в течение 3-5 лет до 200 легких вертолетов для коммерческих и муниципальных нужд. В рамках совместной программы между ОАО «Легкие вертолеты Ми», Международным коммерческим банком и ОАО «Башкирские авиалинии» в июне с.г. достигнута договоренность о создании в Уфе «Центра технического обслуживания «Легкие вертолеты».

Потенциальный объем продаж Ми-34С на отечественном и зарубежном рынках оценивается в 200-250 вертолетов в год. Для него разработана и внедряется система эксплуатации по техническому состоянию, которая позволяет отказаться от капитального ремонта. Регламентные работы проводятся через каждые 100, 200 и 400 ч, а после каждой 1000 — контрольно-восстановительные. Обслуживание вертолетов предполагается производить как в местах базирования, так и в технических центрах. С учетом ресурса основных агрегатов и двигателя на Ми-34С установлен первоначальный ресурс 5000 ч при календарном сроке службы 25 лет.

Приоритетным стратегическим направлением работ ОАО «Легкие вертолеты Ми» считается создание серии 2-6-местных вертолетов в качестве недорогих в эксплуатации и простых в обслуживании массовых транспортных средств. Это предусматривает разработку, испытания, сертификацию и организацию серийного выпуска легких вертолетов «Ми» с поршневыми, роторно-поршневыми и газотурбинными двигателями. Принятая концепция является составной частью программы «Малая авиация России», восстановления региональных и местных авиалиний, создания широкой сети воздушных перевозок.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...