В середине июна правительство РФ приняло решение о преобразовании ВПК «МАПО» путем его слияния с ММЗ им. В.М. Мясищева в новую структуру — ВПК «МАПО-М». Председателем назначен Анатолий Мануев. За полгода до этого в Государственной Думе начальник вооружения Вооруженных Сил РФ Анатолий Ситнов заявил: «В результате коренной ломки концепции строительства авиации мы потеряли ОКБ им. А.И. Микояна».

МиГ-29МЧтобы осмыслить развернувшиеся вокруг ВПК «МАПО» события, надо начинать не c выхода в 1996 году указа президента о создании структуры, а с организации МАПО «МИГ», то есть, иными словами, с момента потери ОКБ своей юридической самостоятельности.
Причин, породивших этот альянс, несколько. Во-первых, сложное финансовое положение, в котором оказалось ОКБ на тот момент. Во-вторых, завод «МАПО» уже имел лицензию №1 на внешнеэкономическую деятельность, на подходе были контракты (в том числе и с Малайзией), казавшиеся панацеей от всех бед. Вышеперечисленные позиции и соответствующие шаги Владимира Кузьмина (директора МАПО) привели к расколу руководства КБ на противников и сторонников объединения. А отсутствие опыта (это было одно из первых объединений авиационной промышленности) и юридические просчеты руководства ОКБ привели к тому, что даже в названии объединения «МИГ» оказался на втором месте.
Процесс поглощения ОКБ серийным заводом произошел тихо и быстро. В первое время все было вроде бы хорошо — контракты с Малайзией, Индией, Словакией, Венгрией и Ираном на сумму более $2 млрд. К сожалению, большая часть полученных средств шла не на финансирование новых программ, а на производство серийной техники (в Луховицах до сих пор стоят невостребованные МИГ-29 на сумму около $1млрд, причем цена на них падает с каждым днем) и на текущие расходы предприятия. В результате такой политики произошло постепенное сокращение экспорта, а внутренний заказ практически отсутствовал. И в 1996 г. доход от продажи продукции военного назначения составил порядка $100 млн, что было существенным шагом назад по сравнению с $756 млн в 1995 г.
Выход из создавшейся ситуации руководство МАПО «МИГ» видело не в изменении стратегии и поиске внутренних резервов, а в очередной реорганизации. Кому конкретно принадлежала идея создания ВПК «МАПО» сказать трудно. Зато известно, что Кузьмин лично занимался созданием новой структуры, хотя многие отговаривали его от этой затеи. Глава Госкомоборонпрома Виктор Глухих долго не визировал документы. Неоднозначно относился к новому объединению и заместитель министра Яков Уринсон. Но были и горячие сторонники — один из замов Кузьмина полтора года назад смотрел на процесс очень оптимистически (правда, позднее оптимизма стало поменьше). Свою позицию он объяснял следующим образом: при расчетах между предприятиями внутри структуры исчезает НДС, к тому же Александр Безруков обещает «выбить» под объединение хорошие бюджетные деньги. Если ему это удастся — пусть платит и руководит, если нет — мы его снимем в любой момент. Ибо Кузьмин имеет большой авторитет, а Безрукова не знает никто.
Как известно, история развивается по спирали, и ситуация повторилась почти один в один. Только на этот раз в роли ОКБ оказалось МАПО «МИГ». Само ОКБ не имело уже права голоса и вынуждено было следовать вместе с заводом. В результате на данном этапе аббревиатура «МИГ» из названия объединения исчезла совсем. Удалось ли Безрукову получить те заветные бюджетные деньги и что на самом деле произошло между ним и Кузьминым — нам неизвестно. О многочисленных же судебных разбирательствах и скандалах между этими руководителями в прессе писалось уже не раз. Практически бывший директор завода «МАПО», а позднее объединения МАПО «МИГ», говоря языком юристов, создал прецедент добровольно-принудительного поглощения одного авиационного предприятия другим. Безруков же, как талантливый ученик и финансист, всего лишь повторил этот маневр, но с гораздо большим размахом и, соответственно, с более серьезными последствиями.
Результат двойной реструктуризации и битвы «железных канцлеров» налицо: из-за отсутствия средств (все ушло но борьбу) и времени их искать приостановлено финансирование ряда стратегических проектов, в том числе по «изделию 1.42». За последний год нет ни одного реального заказа на МИГ-29, кроме возможных поставок в Болгарию, да и то контракт до сих пор не подписан. В аббревиатурах «ВПК», «МАПО» окончательно запутались и потенциальные заказчики, которые не знают, к кому обращаться по вопросам покупки самолетов или запчастей к уже приобретенным. Распрощались с должностями Кузьмин, Безруков и ряд наиболее преданных соратников с той и другой стороны. В Министерстве экономики работает комиссия по поиску оптимального выхода из сложившейся ситуации. В общем, новому руководству ВПК не позавидуешь. Но, тем не менее, Анатолий Мануев согласился ответить но вопросы редакции.
«АП»: Анатолий Сергеевич, Вы возглавили структуру в достаточно тяжелый для нее момент, поэтому читатели будет весьма интересен Ваш «послужной список».
A.M.:
Вся моя трудовая деятельность с 1960 г. неразрывно связана с МАПО и прерывалось лишь на два годо службы офицером в Военно-воздушных силах. После окончания МАИ за 27 лет прошел трудовой путь от слесаря до начальника цеха и генерального директора МАПО, которым был в течение пяти лет. Последние годы работал генеральным директором АО «Русский авиационный торговый дом», учредителями и акционерами которого являются ведущие разработчики и производители отечественной истребительной авиации: Нижегородский завод «Сокол», МАПО, Комсомольское-на-Амуре АПО, Новосибирское АПО, ММПП «Салют» и др. Общий стаж роботы в авиационной промышленности составляет более 37 лет.
«АП»: Какие ближайшие задачи Вам предстоит решить?
A.M.:
Следует сразу сказать, что создание крупных и средних объединений — мировая тенденция. Министерство экономики приняло решение о разработке концепции построения авиационной промышленности, проведении ее реструктуризации с целью создания экономически устойчивых объединений разработчиков и производителей авиатехники. Соответствующая задача встала и перед ВПК «МАПО». Кроме того, ускорению принятия решения о его преобразовании поспособствовали ненормальные взаимоотношения, сложившиеся между отдельными руководителями комплекса и головного объединения МАПО «МИГ». На одном из первых заседаний Совета директоров был рассмотрен проект концепции построения ВПК «МАПО-М», который, в основном, предусматривает сохранение состава входящих в него предприятий, так как, по оценкам наших специалистов, экспортный потенциал самолета МИГ-29 и его модификаций сохранится еще на 5-6 лет. Прорабатываются технико-экономические предложения по объединению с НГАЗ «Сокол», созданию замкнутого вертолетного направления на базе ОАО «Камов» и серийного завода, а также двигателестроительного на основе имеющихся в нашем составе конструкторских бюро и заводов. Предстоит решить важнейшие задачи по оптимизации структуры управления и подготовке комплекса к акционированию.
«АП»: А что же все-таки будет с ОКБ им А.И.Микояна?
A.M.:
Марка «МИГ» имеет мировую известность. Самолеты, разработанные ОКБ, и сегодня составляют основу ношей истребительной авиации. Значительное их количество (больше, чем других типов) поставлено за рубеж. Поэтому марка «МИГ» должно жить и развиваться.
Проектом концепции реорганизации предусмотрено выделение ОКБ из состава МАПО «МИГ» и оформление его как дочернего предприятия ВПК «МАПО-М». В настоящее время идет подготовка этого процесса. На заседании Совета директоров рассмотрено состояние дел с основными опытно-конструкторскими работами в ОКБ. В его работе принимали участие руководители Минэкономики, ГК «Росвооружение», ВВС и др. Как всегда в наше время, острым было обсуждение вопроса финансирования ОКР. Подводя итог, хочу сказать, что марке «МИГ» — быть, и мы приложим для этого все силы.
«АП»: Что Вы скажете об участии ВПК «МАПО-М» в «МАКС-97»?
A.M.:
Мы предполагаем выступить с объединенной экспозицией — как на стендах, так и на статической стоянке. Это должно продемонстрировать нашу значимость и желание решать стоящие задачи совместно со всеми предприятиями, входящими в комплекс. Экспозиция будет включать и самолеты, и макеты. Ряд образцов покажем впервые. Не преувеличивая скажу — мы рассчитываем вызвать большой интерес.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...