Александр Касатин
кандидат технических наук;
Михаил Собкалов
ЦНИИ МО
Российско-китайское военно-техническое сотрудничество (ВТС) в области военной авиации имеет давние и глубокие корни. Именно при поддержке Советского Союза в послевоенный период созданы военно-воздушные силы и авиационная промышленность Китая. В рамках оказания помощи в КНР было поставлено около трех с половиной тысяч авиационных комплексов и переданы лицензии на производство целого ряда самолетов и вертолетов (МИГ-15/17/19/21, Ил-28, Ту-16, Ми-4 и др.). Именно они и составляют большую часть авиационного парка китайских вооруженных сил (ВС).

F-8IIMВ середине 60-х годов ВТС между нашими странами в силу осложнения взаимоотношений было практически полностью свернуто и вновь возобновилось после подписания 14 июня 1990 г. межправительственного соглашения, предусматривающего осуществление взаимных поставок вооружений и военной техники (ВВТ) и продажу лицензий на их производство. В 1992 г. Китай закупил у России около тридцати истребителей Су-27, а в 1996 г. заключил контракт на приобретение второй партии самолетов со значительным количеством УР класса «воздух — воздух» и приобрел лицензию на производство более 100 Су-27 без права реэкспорта в третьи страны. В настоящее время рассматривается вопрос о поставке еще одной партии Су-27 (порядка 50 самолетов). Закуплено 10 военно-транспортных самолетов Ил-76 и подписан контракт на двести комплектов усовершенствованных РЛС «Жук» для установки на китайских истребителях «Цзянь-8-II». Осуществлялись поставки и гражданской авиатехники. В 1990-1993 гг. Китай закупил 15 пассажирских самолетов (Ту-154 и Як-42) и 34 вертолета (Ми-8 и Ми-17).
Рассматривая долгосрочные перспективы экспорта российской военной авиационной техники (ВАТ) в Китай, необходимо в первую очередь проанализировать нынешнее состояние военной авиации КНР, планы руководства страны в области строительства национальных ВВС, наличие финансовых средств на реализацию этих планов, а также возможности авиапромышленности Китая.
В настоящее время военная авиация рассматривается руководством КНР как важнейший компонент ВС, в наибольшей степени отвечающий требованиям современной войны. Всего она насчитывает более 9000 самолетов (из них 6200 боевых) и 540 вертолетов, причем подавляющее количество техники — морально устаревшие авиационные комплексы (АК) советской разработки 50-60-х гг. Авиационные формирования входят в состав ВВС и ВМС Национально-освободительной армии Китая (НОАК). Самой многочисленной группировкой (более 90% всего парка) располагают ВВС.
Основной ударной силой ВВС является бомбардировочная авиация — самолеты Н-6 и Н-5, которые могут применять как обычное, так и ядерное оружие. Самолеты Н-6 являются авиационным компонентом стратегических ракетных войск Китая.
Штурмовая авиация — самолеты Q-5, J-4 и J-2. Основным вооружением являются бомбы, пушки и неуправляемые ракеты.
Истребительная авиация — самый многочисленный род авиации, включающей более 4000 боевых самолетов в составе 60 истребительных авиационных полков (Су-27, J-5, J-6, J-7, J-8).
Разведывательную авиацию составляют приспособленные для ведения воздушной разведки боевые АК H-5, J-5 и J-6.
На вооружении военно-транспортной авиации (ВТА) находится более 470 самолетов, большинство из которых составляют легкие 19-местные бипланы Y-5. Другая часть — средние транспортные самолеты Ли-2, Ил-14, Y-7, Y-8, Y-11, и «Трайдент»2Е. В состав ВТА входит также более 480 вертолетов Z-5, Ми-6, Z-6, Z-9. AS-332, Bell214, S-70.
Учебные самолеты JJ-2, CJ-5 и CJ-6 также входят в состав ВВС.

Численность авиационного парка ВС Китая

Тип АК Назначение Количество
единиц
Годы поступления на вооружение
Авиация ВВС
Боевые самолеты
Н-6 (Ту-16) Бомбардировщик 120 1968-1981
H-5 (Ил-28) Бомбардир./развед. 300 НД (нет данных)
Ту-4 (В-29) Носитель БПЛА 15 до 1960
Q-5 Истребитель-бомб. 550 1970-1981
Су-27 ПВО 200 1992-2000
J-8 ПВО 200 1985-1996
J-7 (МиГ-21) ПВО 500 1967,1979,1984
J-6 (МиГ-19) ПВО/истр-бомбард./разв. 3000 1963-1975
J-5 (МиГ-17ПФ) Истребитель-бомб. 400 1956-1960
J-4 (МиГ-17Ф) Штурмовик 250 1956-1960
J-2 (МиГ-15) Штурмовик 100 до 1960
Военно-транспортные самолеты
Y-7 (Ан-24) Транспортный 20 1984
Y-14 (Ан-26) « 12 1992
Ил-18 « 7 1960
Y-8 (Ан-12) « 25 1980
Y-11 « 15 1978
Ли-2 « 30 до 1965
Ил-12/Ил-14 « 50 до 1965
Y-5 (Ан-2) « 300 1960
Trident 2E « 16 1976
Специальные самолеты
Ан-30 Аэрофотосъемка 8 1984
Y-12 « 2 1985
Trident 1E Административный 2 1970
CL-601 « 5 1988-1989
JJ-2 (УтиМиГ-15) Учебный 100 НД
CJ-5 (Як-18) « 1000 НД
CJ-6 « 1500 НД
Вертолеты
SA.321 «Супер фрелон» Трансп/ПЛО/ПСС 15 НД
AS.332 «Супер Пума» Административный 6 НД
S-70C Транспортный 24 НД
«Белл» 214 ST « 4 НД
Ми-8 « 30 1984-1985
Ми-17 « 24 1990-1991
Z-5 (Ми-4) « 300 НД
Z-6 (Ми-8) « 30 НД
Z-9 (SA.365N) « 50 НД
Авиация ВМС
Боевые самолеты
H-5 (Ил-28) Торпедоносец 150 НД
Q-5 Истребитель-бомб. 300 1981-1982
J-6 (МиГ-19) ПВО/истр-бомбард. 100 1962-1963
J-5 (МиГ-17ПФ) ПВО 100 1956-1959
Военно-транспортные самолеты
Y-7 (Ан-24) Транспортный 2 1984
Ли-2 « 9 до 1960
Y-5 (Ан-2) « 24 1960
Специальные самолеты
SH-5 Разведка/Противолод. 4 1986
Бе-6 « 12 НД
Вертолеты
SA.321 «Супер фрелон» Трансп/ПЛО/ПСС 13 НД
Z-5 (Ми-4) Транспортный 40 НД
Z-9 (SA.365N) « 6 НД

Военно-морские силы НОАК располагают 650 самолетами и 60 вертолетами, выполняющими ударные (H-6, J-6 и Q-5), истребительные (J-5, J-6), транспортные (Y-5, Y-7, Ли-2, Z-5, Z-9) и противолодочные (SH-5, Бе-6) задачи. К 2000 г. КНР планирует заменить около половины самолетов разработки 50-60-х гг., ориентируясь при этом на закупку новой АТ собственного (J-8-IIM, «Цзянь-Хун»-7, FC-1, J-10) и российского (Су-27) производства. Кроме того, планируется модернизировать до 200-300 истребителей J-7.
Переоснащение авиационного парка ВВС и ВМС тесно увязано с проведением реформы ВС Китая, которая по времени разделена на три этапа: 2000 г.; 2021 г. (столетие образования КПК) и 2049 г. (столетие образования КНР). На первом этапе предполагается сократить численность личного состава и устаревшей техники, активизировать НИОКР по модернизации существующих и разработке новых образцов ВВТ. Задача второго и третьего этапов — выйти на уровень ведущих стран мира.
В соответствии с военной доктриной Китая конечной целью военной реформы является создание вооруженных сил, гарантирующих сохранение «жизненного пространства» в «стратегических границах». При этом «стратегические границы» этого «жизненного пространства» должны перемещаться адекватно росту «комплексной мощи государства», главными составляющими которой являются экономика и военная мощь.
Для выполнения поставленной задачи китайское руководство планирует выделять значительные финансовые средства. Военные расходы выросли за последние 5 лет более чем на 70%. Переживая бурный экономический рост (за последние 10 лет ВНП КНР вырос в 3 раза, а валютные резервы увеличились с 9 до $86 млрд), Китай может не скупиться на военные расходы, в том числе и на импорт.
Однако в планах перевооружения китайских ВВС основной упор делается не на импорт иностранной авиатехники, а на производство современных АК на более чем 100 предприятиях национальной авиапромышленности, на которых занято около 200 тыс. человек.
В КНР успешно осуществлялся выпуск по лицензии советской авиационной техники, создавались серийные модификации советских самолетов (например, штурмовик Q созданный на базе МИГ-19). В то же время попытки создать чисто китайские типы боевых самолетов заканчивались либо безрезультатно («Ветер Востока» 10, «Ветер Востока» 13, J-12), либо ограничивались малосерийным производством (построено в общей сложности 200 истребителей J-8, J-8-I и J-8-II). Слабым местом остается производство бортового радиоэлектронного оборудования и авиационных двигателей.
Авиапромышленность страны располагает сравнительно развитой производственной базой, способной обеспечить НОАК всеми видами боевых самолетов и вертолетов (к началу 90-х гг. было выпущено 12 тыс. АК более чем 20 типов). Авиапромышленность КНР способна выпускать в мирное время более 300 самолетов и 50-70 вертолетов в год. Необходимо отметить, что возможности Китая по производству современных АК существенно возрастут с возвращением в 1998 г. под юрисдикцию КНР бывшей британской колонии Гонконг, обладающей значительным промышленным и экономическим потенциалом.
В ближайшее время начнется поступление в войска бомбардировщика среднего радиуса действия H-7, оснащенного двигателями национального производства WS-6. Ожидается, что всего для ВВС будет поставлено 500 машин.
Осуществляется модернизация истребителя J-7, получившего наименование J-7M. На нем устанавливается современное радиоэлектронное оборудование западного производства, включающее бортовую РЛС, дисплей отображения обстановки и применения управляемого вооружения. Предполагается переоборудовать около 250 самолетов.
Начато серийное производство самолета морского патрулирования Y-8X CUB (на базе Ан-12) и вертолета ПЛО Z-9 (на базе вертолета SA.365N «Дофин» фирмы Eurocopter).
Продолжается разработка самолета J-8-IIM, оснащенного двумя двигателями WP-13AIII китайского производства, российской многофункциональной РЛС «Жук-8-II» и ракетами P-77 и P-27P российского производства.
В настоящее время проходят летные испытания модернизированного истребителя-бомбардировщика Q-5M, оснащенного современным прицельно-навигационным комплексом итальянской фирмы Alenia. Командование ВВС намерено в текущем году начать дальнейшую модернизацию данного самолета (получит наименование Q-5K). На нем будет установлен новый двигатель национального производства WP-6A3 с увеличенным ресурсом и аппаратура РЭП фирмы Alenia.
Проводятся летные испытания китайско-пакистанского учебно-тренировочного самолета K-8, оснащенного радиоэлектронным и навигационным оборудованием западных фирм. Предусматривается его использование в качестве легкого штурмовика и самолета целеуказания. Командование ВВС Китая намерено приобрести до 1000 таких машин.
В 1994 г. канадская фирма «Венга» и китайская металлургическая компания «Баошан» подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству легкого штурмовика/учебно-тренировочного самолета TG-10 «Брашфайр» с использованием композиционных материалов.
В 1996 г. планировалось приступить к летным испытаниям перспективного истребителя XJ-10, разработанного совместно с Израилем. В основу его конструкции заложены технологии, созданные для израильского истребителя Lavi. На нем предполагается использовать китайские или российские двигатели (АЛ-З1Ф или РД-ЗЗ) и РЭО, созданное для самолета Lavi.
В настоящее время ведется разработка перспективного тактического транспортного самолета Y-7, выполненного на базе Ан-24. Он будет иметь несколько большие размеры и перевозить 38 военнослужащих с полной боевой выкладкой.
На базе транспортного самолета Y-11 продолжается создание самолета Y-12 с двигателями PT-6A американской фирмы Pratt&Whitney.
Проведенный анализ планов развития военной авиации и состояния авиапромышленности Китая позволяет сделать вывод о решимости руководства КНР проводить перевооружение своих ВВС, опираясь на национальный ВПК и закупки АТ иностранного производства. При этом основные усилия в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами будут сосредоточены прежде всего на импорте передовых технологий, а не готовых образцов и систем.
Необходимо отметить, что до 1989 г. Китай успешно сотрудничал с ведущими государствами Запада в этой области. Однако после подавления студенческих выступлений в 1989 г. этими странами было введено эмбарго на поставки ВВТ в Китай, что вынудило КНР переориентироваться на приобретение российских вооружений и технологий.
Можно предположить, что до 2000-2005 гг. основным направлением развития ВТС в области военной авиации между Россией и Китаем останется приобретение КНР лицензий, совместная разработка и закупка экспортных образцов ВАТ. Так, в частности, Китай рассчитывает получить от России лицензии на выпуск вертолета Ми-28 (или отдельных его компонентов), двигателей (АЛ-31Ф или РД-ЗЗ), РЛС к различным образцам военной авиационной техники и отдельных компонентов управляемого авиационного вооружения.
Прогнозируемые объемы импорта Китаем готовых самолетов и вертолетов военного назначения, скорее всего, останутся на уровне 1993-1995 гг. и составят 20-30 АК в год. Возможно приобретение военно-транспортных Ил-76 для производства на его основе самолетов ДРЛО.
Завершая разговор о перспективах экспорта российской ВАТ в Китай, необходимо отметить следующее: дальнейшее продолжение и расширение ВТС России с КНР в области военной авиации, особенно в направлении передачи лицензий и передовых технологий, потребует крайне взвешенного подхода к будущим поставкам и всесторонней оценки возможных последствий для России.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...