Борис Неудаченко,
Аналитик ОАО «Объединенные финансы»
Инвестиционная компания «Объединенные финансы» сочетает в своей деятельности как решение финансовых проблем клиентов, среди которых имеются предприятия авиапромышленного комплекса — ИАПО, УМПО и другие, так и активную работу на финансовом рынке. Тесное взаимодействие специалистов компании между собой, их высокая квалификация и опыт позволяют проводить глубокий анализ возникающих вопросов и часто находить нестандартные ходы. Использование современных аналитических методов и технологий необходимо для прогнозов и выбора оптимальных решений в новых экономических условиях.

В последние несколько месяцев правительством Российской Федерации приняты важные решения о поддержке наиболее приоритетных и конкурентоспособных отраслей отечественной промышленности, в число которых входит аэрокосмическая.

В этой связи представляет интерес состояние ведущих зарубежных фирм, работающих в данном сегменте мирового рынка. В предлагаемом обзоре аэрокосмические корпорации General Electric (GE), United Tech-nologies (UT), AlliedSignal (AS) и Rolls-Royce (RR) рассматриваются как акционерные общества.

Продажи аэрокосмической продукции в 1996 г. (млн $)

General Electric 6302
Rolls-Royce 6254
United Technologies 6201
AlliedSignal 5714

Весьма важным в стратегическом управлении корпорации в настоящее время является диверсификация производственной деятельности. К примеру, 29 % деятельности General Electric приходится на финансы.

Доля аэрокосмической техники  в продажах 1996 г.(%)Несомненно, что такая стратегия бизнеса обеспечивает большую финансовая устойчивость компании и, как следствие, ее привлекательность для акционеров. Rolls-Royce более других близок российским предприятиям меньшей степенью диверсификации и тем, что акции компании выставлены на публичные торги только в 1987 г.

Повышение эффективности труда, уменьшение затрат для лидеров рынка не просто слова, а руководство к действию. И остается только удивляться той решимости, с которой руководители компаний это делают. Если объемы продаж у всех корпораций, кроме Rolls-Royce, имеют устойчивую тенденцию к нарастанию, то число занятых неизменно сокращается. Соответственно, постоянно увеличивается объем продаж (в тыс. $) на одного работающего.

GE RR UT AS
1990 193,5 73,6 113,1 116,7
1991 209,1 110,3 114,9 126,8
1992 243,6 115,2 123,8 134,9
1993 269,5 103,9 125,0 136,9
1994 268,4 113,5 123,6 146,5
1995 312,1 120,4 133,7 162,1
1996 328,6 128,7 135,3 182,4

Существенное уменьшение себестоимости благотворно отразилось на показателях прибыльности компаний, а через них и на курсовой стоимости акций (в $) на конец года.

GE RR UT AS
1990 14,34 23,94 13,50
1991 19,13 15,44 27,13 21,94
1992 21,38 11,84 24,06 30,25
1993 26,22 8,77 31,0 39,50
1994 25,50 11,83 31,44 34,00
1995 36,00 14,03 47,44 47,50
1996 49,44 14,66 66,25 67,00

Rolls-Royce в начале 90-х годов попал в полосу кризиса и не мог в сложившейся ситуации развиваться по восходящей. Рост объема сбыта сопровождался увеличением числа занятых. Неблагоприятная ситуация 1992-1993 гг. и слабая диверсификация привели к резкому сокращению объема продаж. Для вывода предприятия из кризиса пришлось прибегнуть к беспрецедентным увольнениям (по 9-11 % в течение четырех лет). И данная мера оказалась весьма эффективной (см. табл.1). Этот пример показывает, что при проведении политики занятости на предприятии важно не бояться необходимых увольнений, а делать это последовательно и оправдано.

Однако, даже в условиях серьезных трудностей, в чем нельзя упрекнуть ни Rolls-Royce, ни другие корпорации, так это в трепетном отношении к собственным акционерам. Понимая, насколько это важно для поддержания сформированного в течение длительного периода имиджа, который влияет в том числе и на стоимость заемного капитала, и на привлечение инвесторов, компании проводят дивидендную политику не от случая к случаю, а постоянно. Поэтому, несмотря на убытки и отрицательную динамику курсов акций в отдельные годы спадов, дивиденды выплачивались и выплачиваются регулярно.

United TechnologiesAllied SignalНа приведенных ниже диаграммах представлены важные показатели — ежегодная чистая прибыль (EPS) и выплаченные дивиденды (Div) в долларах на одну акцию для корпораций United Technologies и Allied-Signal.

Для реализации такого подхода в стратегической перспективе необходимо обязательное создание резервов на эти цели в благоприятные годы. Резервы в данном случае являются не самоцелью, а осознанной составляющей финансовой политики корпорации.

Еще одним важным элементом формирования положительного имиджа корпорации считается проведение политики открытости. Серьезный стратегический инвестор не вложит в проект ни цента, пока не получит исчерпывающих данных по всем вопросам. Корпорации делают доступной для акционеров и инвесторов подробную информацию о своем положении. В России открытое общество также обязано предоставлять акционерам доступ к документам, определенным законодательством, и публиковать их в средствах массовой информации. Но на практике для российского акционера часто такие сведения оказываются несбыточной мечтой. Возможно, побудительным мотивом для открытия информации об АО станет требование предоставлять заверенную аудитором отчетность по западным стандартам при выходе на мировые финансовые рынки.

Однако вернемся к акционерам компании — одному из основных источников инвестиционных ресурсов. И здесь следует помнить, что их число — это еще и показатель доверия к компании.

В таблице приведено количество обращавшихся акций (в млн шт.) и средний дневной оборот (в $) торговли ими в 1996 г. на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Количество Оборот
GE 3289 5 202 500
RR 292
UT 238 664 800
AS 283 543 300

Количество обращающихся ценных бумаг должно обеспечивать ликвидность рынка (то есть не ограничивать мелких инвесторов высокой ценой) и в то же время не создавать чрезмерных трансакционных издержек (если цена низка).

Другим важным показателем инвестиционной привлекательности компании, характеризующим устойчивость ее положения, является отношение долгосрочных обязательств к собственному капиталу корпорации. На диаграмме представлены эти показатели для рассматриваемых компаний.

Существующее сходство на уровне 0,3 говорит об определенных устоявшихся взглядах на то, каким должно быть значение этого показателя для данной отрасли. И только такие многоотраслевые гиганты, как General Electric, позволяют себе больше.

В данной статье основные аспекты деятельности ведущих аэрокосмических корпораций освещены очень кратко. Но, тем не менее, российским предприятиям, которые выпускают продукцию, не уступающую зарубежным аналогам, а часто и превосходящую их, необходимо глубоко изучать подобный опыт и учиться работать в новых экономических условиях у тех, кто давно и успешно это делает.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...