Российское ОАО «Рыбинские моторы» и украинское МПП «Машпроект» (г.Николаев) завершают в настоящее время первый этап широкомасштабной программы сотрудничества в области разработки и производства оборудования для тепловых электростанций, ключевым элементом которой является парогазовая установка ПГУ-325, предназначенная как для строительства новых ГРЭС, так и для реконструкции действующих. Основным элементом установки является газотурбинный двигатель ГТД-110 мощность 110 Мвт, не имеющий сегодня конкурентов в мировой энергетикой промышленности по весовым и энергетическим характеристикам, а по удельным параметрам — превосходящий аналогичные изделия лучших фирм мира.
При этом его стоимость примерно на 30% ниже. Двигатель разработан МПП «Машпроект» по договору с РАО «ЕЭС России». АО «Рыбинские моторы» отвечают за производство и поставку узлов и деталей (около 60 % общего объема).
Для каждой установки ПГУ-325 требуется два двигателя. Установка спроектирована таким образом, что предусмотрен максимальный отбор мощности от двигателей. С одной стороны двигатель вращает мощный генератор, с другой — отбирается его тепловая энергия,которая также преобразуется в электрическую.
Конструкторам удалось обеспечить очень высокий общий КПД системы — 0,55. Мощность установки сопоставима со средними гидроэлектростанциями, например Угличской или Рыбинской ГЭС.
Двигатель спроектирован так,что может работать и на керосине, и на газе. В декабре завершено изготовление его первого образца, предназначенного для проведения экспериментальных работ и подтверждения заявленных параметров. «Двигатель очень сложный, уникальный, и одно из его отличий от выпускаемых нами авиационных — это размерность. Длина составляет около 8 м. Диаметр самой «толстой» части — так называемой «сигары» — 3,5 м. Это в два с половиной раза больше, чем у серийных авиационных двигателей нашего предприятия». Весит он 50 т, с рамой 80, — рассказывает заместитель главного инженера «Рыбинских моторов» А.Зорин. — Немало и других конструктивных особенностей, обусловленных назначением и спецификой изделия. Например, для
изготовления дисков турбины требуется такой металл, который российским металлургам оказался не по силам — его пришлось заказывать в США». Для производства некоторых крупногабаритных деталей необходимо смонтировать и наладить ряд уникальных станков и установок, среди которых: токарно-карусельный станок, позволяющий протачивать заготовки диаметром до 4 м, машинообрабатывающий центр ИР-1600, дающий возможность обрабатывать детали длиной до 8 м, и специальные сварочные агрегаты, не имеющие аналогов в стране. Опытный двигатель ГТД-110  №2 будет, как и первый, изготавливаться в кооперативном сотрудничестве двух предприятий, но его сборку полностью планируют взять на себя «Рыбинские моторы». Помимо этого «Рыбинские моторы», создавшие собственныйиспытательный стенд на базе Ивановской ГРЭС, намерены в будущем самостоятельно проводить приемо-сдаточные испытания своей продукции. Изготовление третьего
двигателя ГТД-110 запланировано на середину следующего года. В декабре 1997 г ОАО «Рыбинские моторы» выиграли тендер (в котором принимали участие фирмы АВВ и Siemens) на поставку двух ГТД-110 для модернизации Кировской ТЭЦ-3. После подтверждения характеристик турбин решение тендерного комитета будет утверждено руководством АО «Кировэнерго», которое тем не менее, готово уже с этого года начать их оплату со сроком поставки в 2001 г. В настоящее время по заданию РАО «ЕЭС России» Московским ТЭПом выполнено технико-экономическое обоснование по строительству 2 блоков ПГУ-325 на Ивановском ГРЭС и 4 — на Канаковской ГРЭС.
Приказом по РАО «ЕЭС России» ввод первого блока на Ивановской ГРЭС запланирован на 2000 г. К строительству ПГУ-325 выразили свой интерес Нижегородская ГРЭС, Новгородская ГРЭС и др. АО «Мосэнерго» рассматривает возможность приобретения 10 ГТЭ-110 для надстройки блоков К200-К300. В перспективных планах «Рыбинских моторов» — осуществление полного технологического цикла (изготовление — сборка — испытания) производства двигателя ГТД-110 в России. Конкретные усилия в этом направлении уже предпринимаются — идет оборудование специализированного корпуса площадью более 10 тыс. м2 для сборки двигателей на территории Рыбинского предприятия.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...