Федор Иванов,
генеральный директор ГПО «Белавиаремонт»,
директор ГП «Минский авиаремонтный завод»

Ту-134 а/к БелавиаПо инициативе Государственного комитета по авиации Республики Беларусь и ГПО 1 «Белавиаремонт» с 18 по 19 декабря 1997 г в Минске состоялась вторая международная научно-техническая конференция по вопросам поддержания летной годности и модернизациипарка отечественных самолетов. В работе форума приняли участие разработчики и изготовители авиатехники, ремонтники, авиакомпании и финансисты. Предложения о модернизации парка существующей авиатехники и ее осуществлении на базе Минскогоавиаремонтного завода поддержал Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Особое внимание на конференции было уделено техническому состоянию самолетов Ту-134 и Як-40, поддержанию их летной годности и перспективам модернизации.
Хорошее состояние Ту-134 на современном этапе эксплуатации позволяет в настоящее время завершить работы по увеличению его назначенного ресурса до 28 тыс. полетов, 40 тыс. летных часов, что даст возможность эксплуатации самолета до 10 лет. При нынешнем состоянии парка самолетов стран СНГ модернизация Ту-134 позволит не только поддерживать пассажирские перевозки, но и выполнять их на более высоком техническом уровне. Модернизация самолета Ту-134 предполагает:

  • оснащение его новыми двигателями Д436Т1 (разработка ЗМКБ «Прогресс»), имеющими низкий удельный расход топлива (0,608 кг/кг тяги-ч), низкие уровни эмиссии шума. Высокая надежность двигателя Д436Т1 Д-36, имеющим наработку около 5 млн ч на основана на значительной унификации с базовым двигателем самолетах Як-42, Ан-72 и Ан-74. Процесс выпуска новых двигателей налаживается на запорожском предприятии АО «Мотор-Ciч» совместно с Уфимским МПО и московским заводом «Салют». Существующая ВСУ будетзаменена на ВСУ ТА-12 или «Лайтинг», обеспечивающие возможность повторного запуска двигателей в воздухе;
  • установку аппаратуры спутниковой навигации и системы предотвращения столкновений воздушных судов в полете;
  • оснащение самолета новым внутренним оборудованием с высоким уровнем дизайна, в том числе кислородными масками для пассажиров.

Двигатель Д-436Т1 будет сертифицирован до конца 1998 г. Запорожские моторостроители готовы в ближайшие месяцы поставить комплект несертифицированных Д-436Т1 на опытный Ту-134М. Модульная конструкция двигателя позволяет устранять неисправности безвозвращения техники на завод. Отличительные черты Д-436 — новый вентилятор типа Д-18, звездно-подпорная ступень и увеличенная температура газов. Рабочая лопатка первой ступени турбины изготовлена из материала с высокой кристаллизацией. Первоначальный ресурс в 3 тыс. ч будет постепенно увеличен до 20 тыс. ЗМКБ «Прогресс» предлагает перейти к практике эксплуатации двигателей по техническому состоянию.
В результате модернизации, Ту-134М будет соответствовать новым требованиям FAA. Его дальность в пассажирском варианте возрастет до 3400 км, в административном — до 5000 км. За счет большей взлетной тяги двигателей потребная длина ВПП сократится на 350 м. Стоимость выполнения комплекса работ по модернизации Ту-134, по предварительной оценке, может составить $4,5…5 млн на один самолет. Производственная линия Ту-134М будет организована на Минском авиаремонтном заводе, который имеет большой опыт работы с Ту-134 всех модификаций (более 2250 ремонтов на данном типе самолета). Выступая на конференции, Игорь Шевчук, генеральный директорАО «АНТК им. А.Н.Туполева», заявил, что туполевцы рассматривают Минский авиаремонтный завод как своего стратегического партнера на долгие годы вперед. Проработка проекта Ту-134М началась год назад. На сегодняшний день определено техническое лицо самолета и двигателя, подтверждена техническая возможность модернизации Ту-134А и Б в современный региональный самолет для линий средней протяженности.Выполнены все необходимые аэродинамические расчеты и продувки модели в полном объеме. АО «АНТК им. А.Н.Туполева» приступил к выпуску рабочей конструкторской документации.
Считается, что реально можно рассчитывать на модернизацию около восьмидесяти самолетов, что дает уверенность в коммерческом успехе всего проекта. В программе модернизации намерены участвовать московские финансовые структуры, в частности «Инкомбанк». Исчерпывают свой ресурс и нуждаются в модернизации самолеты Як-40. По данным АО «ОКБ им. А.С.Яковлева», в регулярной эксплуатации находятся 763 Як-40 из 1010, построенных на Саратовском заводе до 1981 г Из них 45% машин вырабатывают назначенные ресурсы по налету, а 25%-по календарю. Семьдесят
машин летают уже более20 лет. АО «ОКБ им. А.С.Яковлева» работает над продлением назначенного ресурса Як-40 до 38 тыс. летных часов, 32 тыс. циклов и 32 лет, а также модернизацией бортового радиоэлектронного оборудования. Общее количество двигателей АИ-25, установленных на Як-40 и находящихся сегодня в эксплуатации, составляет 2397 штук со средней наработкой 12,8 тыс ч. Общий же «налет» АИ-25 превысил 53 млн ч. Двигатели показали себя чрезвычайно надежными. В 1994 г ,например, наработка на одно выключение в полете составила 680,56 тыс ч. С целью повышения рентабельности эксплуатации самолета Як-40 на конференции были сделаны предложения о замене существующих трех двигателей на два более экономичных западных(LF-507) либо отечественных (АИ-22) двигателя.
Проект модернизации отечественной авиатехники рассматривался также на Совете по авиации стран СНГ, где была отмечена актуальность такой программы. Это вызвало определенный интерес эксплуатантов самолетов Ту-134 к его модернизации.
Минский авиаремонтный завод и эксплуатанты оценили бы поддержку программы модернизации Ту-134 со стороны правительственных и законодательных органов РФ и Республики Беларусь, рассматривая ее как отраслевую интеграционную программу, служащую взаимовыгодным интересам России и Белоруссии. В процессе продления и поддержания эксплуатации существующего парка самолетов активно участвует Оршанский авиаремонтный завод. Отработан план организационно-технических мероприятий по этапному освоению технического обслуживания, продлению ресурса и текущему ремонту Ил-76. Начато обучение инженерно-технического персонала.
Подготовительный этап планируется завершить в середине 1998 г, после чего завод приступит к опытным работам. В настоящее время Оршанский авиаремонтный завод заявил о себе как о предприятии, выполняющем ремонт самолетов Ту-134. Закончив ремонт двух самолетов, предприятие готовится к сертификации согласно АП-145 МАК и серийному ремонту авиатехники. Выступивший на конференции заместитель генерального директора авиакомпании «Авиатехсервис» Валентин Замора предложил создать схему единого заказчика по ремонту и модернизации в рамках Межгосударственной финансово-промышленной группы (МФПГ) «Аэрофин»(через авиакомпанию «Авиатехсервис»). Схема должна быть гибкой, динамичной и, главное, приемлемой с финансовой точки зрения. Двухлетний опыт совместной работы авиакомпании «Авиатехсервис» с Международной финансовой корпорацией «Аэрофин» поорганизации ремонта и модернизации авиатехники в условиях постоянного роста цен, снижения платежеспособности и полной предоплаты за услуги показал большую заинтересованность как эксплуатантов, так и ремонтников в финансовой схеме, обеспечивающейрассрочку платежей от 6 до 12 месяцев. Валентин Замора заверил, что авиакомпания «Авиатехсервис» и ЗАО НПЦ «Авиа-техсервис-Юнион» в рамках МФПГ «Аэрофин» примут самое активное участие в программе модернизации самолетов Ту-134 и Як-40. Выступившие на форуме единодушно отметили необходимость проведения подобных конференций на регулярной основе. По завершении конференции заместитель председателя Госкомитета по авиации Республики Беларусь Александр Доста и представитель МАК Валерий Иванов вручили генеральному директору ГПО «Белавиаремонт» Федору Иванову «Сертификат МАК и Госкомитета по авиации Республики Беларусь», дающий право Минскому авиаремонтному заводу ремонтировать сложную авиационную технику. На конференции были приняты следующие основные решения:

  • считать первостепенной задачей продолжение и поддержание эксплуатации самолетов Ту-134, Як-40 и Як-42, обеспечивающих значительную долю перевозок на воздушных линиях СНГ;
  • сосредоточить усилия в реализации проекта модернизации самолетов Ту-134 и Як-40;
  • включить в программу модернизации Ту-134 специалистов «Инкомбанка» и созданной им совместно с ЦАГИ специализированной Центральной авиализинговой компании, а также проработать лизинговую схему с ориентацией на группу платежеспособных авиакомпаний — эксплуатантов Ту-134;
  • просить ФАС РФ и заинтересованные авиационные администрации стран СНГ создать за счет авиакомпаний целевой фонд для финансирования научных работ по поддержанию летнойгодности парка отечественных самолетов, организовать создание региональных центров и базовых лабораторий по неразрушающим методам контроля, воссоздать на федеральном уровне службу надежности.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...