Вячеслав Терентьев,
первый заместитель генерального конструктора ОАО «АК им.С.В.Ильюшина».

Авиационному комплексу имени С.В.Ильюшина исполнилось 65 лет. За прошедшие десятилетия коллектив
высококвалифицированных специалистов с мощным интеллектуальным потенциалом, известный в мире своей конструкторской школой, высокой организованностью и ответственностью, под руководством С.В.Ильюшина, а затем Г.В.Новожилова создал целые семейства эффективных и надежных боевых и гражданских самолетов различного назначения.
Неоценимым вкладом в Победу стали легендарные бронированные штурмовики Ил-2, Ил-10, дальние бомбардировщики Ил-4 — треть всех боевых самолетов советских ВВС периода Великой Отечественной войны.
Охватить авиатранспортом регионы страны позволили первые отечественные массовые пассажирские самолеты Ил-12 и Ил-14. Со всеми континентами мира соединили Россию авиатрассы, проложенные дальними пассажирскими Ил-18, Ил-62, Ил-62М, сделав воздушное сообщение доступным каждому жителю страны.
В самых различных уголках Земного шара трудится первый отечественный реактивный транспортный самолет Ил-76. Различные его модификации используются в народном хозяйстве, МЧС, ВВС, в других воздушных службах страны.
Решить проблему массовых пассажиропотоков стало возможным с началом эксплуатации первого отечественного широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-86 — самого надежного сегодня в мире
авиалайнера. Свои задачи будут решать современные «ильюшины» — Ил-96-300, Ил-114, Ил-96М/Т, Ил-103, Ил-76МФ и следующие за ними крылатые машины.
ОКБ, ранее возглавляемое выдающимся авиаконструктором Сергеем Владимировичем Ильюшиным, а в течение уже 30 лет — генеральным конструктором, академиком Генрихом Васильевичем Новожиловым, внесло неоценимый вклад в укрепление обороны страны и развитие гражданской авиации. Сегодня мы с гордостью вспоминаем легендарные самолеты Великой Отечественной войны — штурмовик Ил-2 и бомбардировщик Ил-4, с разработки которых, по существу, и началась творческая деятельность «ильюшинцев». Но уже в разгар боев 1943 г в ОКБ формируется новое направление, ставшее со временем приоритетным, — создание пассажирских самолетов.
Их первенцем явился Ил-12 (1946 г ) — основной в конце сороковых магистральный самолет гражданского воздушного флота.
Весной 1953-го в серийное производство был запущен другой пассажирский самолет — Ил-14, с улучшенными аэродинамическими характеристиками. Он выпускался на Ташкентском авиазаводе им.
В.П.Чкалова, а также в ГДР и ЧССР, эксплуатировался на магистральных внутренних и международных авиалиниях, интенсивно использовался при освоении Арктики и Антарктики, на нем выполнялись особо ответственные правительственные полеты.
Надо сказать, что в практике отечественного самолетостроения пассажирские самолеты создавались, как правило, на базе военных. Так было с Ту-104, Ту-114, Ан-10 и др. Конечно, в этом был определенный экономический смысл… Но С.В.Ильюшин придерживался иной концепции: не может
самолет, переделанный в гражданскую версию из военного, быть удобным для пассажиров и экономичным в эксплуатации! В самом деле, изначально создание нового самолета определяется тактико-техническими требованиями и установленными в государстве нормативами для воздушных судов, а они различны для гражданских и военных самолетов. К тому же суточный налет, общий ресурс, виды обслуживания, класс аэродромов, место базирования и другие условия эксплуатации также влияют на облик самолета.
Требования к самолетам боевого применения по обеспечению живучести и требования к гражданским самолетам по наивысшему уровню безопасности, и, особо, к уровню комфорта, — далеко не идентичны, что исключает обоюдовыгодные конструкторские решения. Например, при определении геометрического сечения фюзеляжа должны закладываться параметры человека, чтобы потом не приспосабливать его к фюзеляжу, выбранному для размещения бомбового или другого вооружения. Здесь важен каждый миллиметр пространства. Отсюда проистекает «ильюшинское» требование: главное внимание к пассажиру, ставшее для ОКБ приоритетным.
Так, приступая к проектированию нового воздушного судна с четырьмя турбовинтовыми двигателями (Ил-18), Сергей Владимирович отстоял идею создания специализированного пассажирского самолета классической схемы, позволяющей создать высокоэффективную экономичную машину. В самом начале проектирования Ил-18 Ильюшин определил его экономическую целесообразность: «стоимость билета на полет должна быть такой же (или близкой), как и стоимость билета в купированном вагоне поезда». Эта задача в то время была выполнена.
Поступив на эксплуатацию в 1959 г , Ил-18 превзошел по долголетию все другие самолеты первого поколения и является по сей день самым экономичным самолетом. Он положил начало широкому развитию международных авиалиний Аэрофлота. Всего было выпущено 564 самолета Ил-18, 117 были поставлены на экспорт. Из них около 50 продолжают трудиться и сегодня.
Насколько экономичен, рентабелен Ил-18 — можно судить по отзыву летного директора «Домодедовских авиалиний» Дмитрия Ширяева. Он называет Ил-18 феноменом и отмечает, что «ветеран и сейчас успешно работает на регулярных линиях «Москва — Баку» и «Москва — Гянджа». В 1996 г занятость кресел на рейсе в Баку составляла 85,3%. Причина феномена заключается в топливной эффективности самолета и низких эксплуатационных расходах.
Представителем второго поколения отечественных пассажирских воздушных судов стал дальний самолет Ил-62 с четырьмя двухконтурными ТРД. Во главу угла при его проектировании были поставлены задачи обеспечения наибольшей безопасности полетов и максимального комфорта для пассажиров. В процессе создания самолета было принято решение о выполнении на Ил-62 основных требований ИКАО по безопасности полетов, хотя наша страна еще не состояла членом этой международной организации. В целях снижения шума в пассажирской кабине двигатели разместили в кормовой части. При этом самолет получил «чистое крыло», обеспечивающее достижение высокого аэродинамического качества.
Пассажирские перевозки на Ил-62 начались в сентябре 1967 г. Вспоминаются восторженные отзывы в прессе об этом самолете: «стабилен как скала» — в полете «на эшелоне» журналисты ставили «на попа» обыкновенный карандаш и он стоял не шелохнувшись!
Ил-62 стал флагманом Аэрофлота. В 1969 г были начаты работы по модификации самолета с целью улучшения его летно-технических характеристик, комфорта для пассажиров.
Двигатели НК-8-4 были заменены на более экономичные Д-30КУ, для которых спроектировали мотогондолы улучшенной аэродинамической формы. В киле установили дополнительный топливный бак. Был улучшен интерьер салона. Для повышения регулярности полетов на самолете было внедрено новое пилотажно-навигационное оборудование, обеспечивающее выполнение требований 2-й категории ИКАО.
Пассажирские перевозки на модифицированном самолете начались в январе 1974 г. В настоящее время ведущая российская авиакомпания «Аэрофлот — Российские Международные Авиалинии» эксплуатирует 27 самолетов Ил-62М. До марта 1997 г он был основным самолетом Президента России. 75 самолетов работали в авиакомпаниях Венгрии, Кубы, ГДР, Китая, КНДР, Польши, Румынии, Чехословакии и др. стран.
Шло время, рост объема пассажирских перевозок привел в конце 60-х гг к перегрузке крупнейших аэропортов мира, что усложнило задачу обеспечения безопасности полетов. В результате исследования этой проблемы стала очевидной необходимость создания самолетов большой пассажировместимости, на 250-500 пассажирских мест. Кроме того, такие самолеты позволяют снизить эксплуатационные расходы, в том числе и расход топлива на пассажиро-километр.
В нашей стране первым самолетом такого класса стал широкофюзеляжный аэробус Ил-86. Постановлением правительства он был задан на 350 пассажиров и дальность 2300 км (для авиалиний типа «Москва — Сочи»). В дальнейшем дальность была увеличена до 3600 км. Серийное производство осуществлял Воронежский авиазавод. Регулярная эксплуатация самолета началась 26 декабря 1980 г, и в течение 1981 г «восемьдесят шестые» были внедрены сразу на нескольких внутренних и международных воздушных линиях.
Проектирование Ил-86 проводилось под девизом «Максимум комфорта и удобств для пассажиров!». Многократное резервирование жизненно важных функциональных систем в сочетании с профессиональной подготовкой летно-технического состава позволяют сегодня Ил-86 быть самым надежным авиалайнером в мире. Вот, что говорит об этом самолете А.П.Мелясов, командир летного отряда Ил-86 авиакомпании «Внуковские авиалинии», в числе первых освоивший эту машину, налетавший на «Илах» 17 тыс. ч: «Самолеты «Ил» отличает высокая надежность, экономичность, комфорт, простота управления как в воздухе, так и на земле. Как профессионал хочу отметить, что когда я впервые попал на борт Ил-86, первое чувство, которое я испытал: я нахожусь не на борту самолета, а в концертном зале. Несмотря на взлетную массу в 215 т, он прекрасен, отлично «идет» за рулями, легко маневрирует, чем вызывает восхищение пилотов, впервые берущих в руки его штурвал».
Очередным после Ил-86 в ОКБ им. С.В. Ильюшина стал дальний магистральный пассажирский самолет, который получил название Ил-96-300. Напоминая только внешне Ил-86, он имеет расход топлива на пассажиро-километр в 1,5 раза меньший и в трехклассной компоновке может перевозить пассажиров на расстояние до 13 тыс. км.
Кроме безусловного обеспечения безопасности полетов, предоставления пассажирам высокого уровня комфорта, при создании Ил-96-300 большое внимание было уделено экологической «чистоте» самолета — снижению уровня шума от самолета на местности в соответствии с требованиями ИКАО.
Представитель третьего поколения самолетов, Ил-96-300 получил сертификат летной годности в декабре 1992 г и в настоящее время является флагманом российской гражданской авиации, обеспечивая пассажирские перевозки по самым дальним авиатрассам.
Дальнейшим развитием самолета Ил-96-300 стал Ил-96М с двигателями Pratt&Whitney и пилотажно-навигационным комплексом фирмы Сollins. За счет удлинения фюзеляжа на 9,6 м его пассажировместимость возросла до 368-384 человек, а в варианте чартерных перевозок — до 436. На базе проекта Ил-96М в 1992 г разработан транспортный вариант — Ил-96Т, который может перевозить 92 т груза на расстояние 5200 км или 40 т — до 12500 км.
Все модификации в семействе Ил-96 внедрены в серийное производство на Воронежском авиапредприятии. В ближайшие месяцы 1998г Ил-96Т должен поступить на эксплуатацию и получить международный сертификат летной годности.
Есть еще одна модификация самолета Ил-96-300 — это самолет-салон для первых лиц государства, который получил высокую оценку главного пассажира страны — Президента России.
На АК им. С.В.Ильюшина разработан и серийно выпускается Ташкентским АПО им. В.П.Чкалова самолет Ил-114, предназначенный для перевозки 64 пассажиров на расстояние до 1200 км. Ил-114 — самолет нового поколения для местных воздушных линий. Удовлетворяя новым требованиям по безопасности полетов и по высокой экономичности, он обеспечивает пассажиру удобства, сравнимые с условиями комфорта на дальнемагистральных лайнерах.
Ил-103 — многоцелевой самолет общего назначения для четырех пассажиров, дальностью полета до 1000 км — серийно выпускается на авиапредприятии в г Луховицы. Он может использоваться для перевозки пассажиров в качестве такси, в учебном варианте, для бизнесменов, для оказания санитарной помощи и многих других целей.
Cледует отметить, что в последние годы в нашей стране значительно расширилась интеграция работ с зарубежными фирмами и уже на стадии проектирования обеспечиваются запросы авиакомпаний. Постоянно улучшается комфорт для пассажиров: современный интерьер, удобные кресла, аудио- и видеосредства развлечения в полете — иначе говоря, все, что делает их полет приятным. Именно для этого на борту «Илов» устанавливается оборудование лучших отечественных и зарубежных фирм.

* * *

Более пятидесяти лет «ильюшинцы» работают над созданием пассажирских самолетов. Огромный опыт, высокая квалификация и высочайшая ответственность специалистов являются залогом обеспечения безопасности полетов, комфорта для пассажиров и экономической эффективности «Илов» для авиакомпаний.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Loading...Loading...