Борис Каторгин,
генеральный директор, генеральный конструктор НПО ЭНЕРГОМАШ

Научно-производственное объединение ЭНЕРГОМАШ имени академика В.П. Глушко — ведущее российское предприятие по разработке мощных жидкостных ракетных двигателей. История предприятия начинается с 1929 г , когда молодой Валентин Глушко, чье 90-летие отмечается 2 сентября этого года, возглавил подразделение в Газодинамической лаборатории (ГДЛ) по разработке электрических и жидкостных ракетных двигателей и ракет. Жидкостные ракетные двигатели, созданные в НПО ЭНЕРГОМАШ, надежно выводят на орбиты все отечественные космические объекты, начиная с первого искусственного спутника Земли, первого космического корабля с человеком на борту до ракеты «Протон» и орбитальной станции «Мир», а также сверхмощной ракеты «Энергия» с космическим кораблем «Буран».
Двигатели разработки НПО ЭНЕРГОМАШ им. В.П.Глушко много лет надежно служили и в боевых ракетах, обеспечивая высокую обороноспособность страны. За 70 лет деятельности предприятия накоплен огромный опыт создания жидкостных ракетных двигателей. В их числе самый мощный в мире двигатель РД-170 для многоразовой системы «Энергия-Буран» и ракеты «Зенит». Сейчас предприятие заканчивает по контракту с фирмой Pratt & Whitney (США) разработку ЖРД РД-180 для американской ракеты-носителя Аtlas IIAR. Вскоре космические ракеты корпорации Lockheed Martin будут летать на двигателях российского производства. НПО ЭНЕРГОМАШ продолжает работы по модернизации двигателей РД-107 и РД-108, выводящих на орбиту всех российских космонавтов. В планах предприятия разработка двигателя РД-191 для новой отечественной ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара», работы по созданию которой возглавляет ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, а также участие в реализации программы «Морской старт», осуществляемой международным консорциумом, в который входит РКК «Энергия».
Вместе с тем НПО ЭНЕРГОМАШ уделяет большое внимание новым перспективным разработкам: двигателям на трехкомпонентном топливе и на метане (в качестве горючего). Трехкомпонентный двигатель рассматривается как реальная возможность нового этапа в космонавтике. Сочетание в одной конструкции функций двигателя первой и второй ступеней, а также многоразовость его использования открывают перспективы создания уникальных космических аппаратов, обеспечивающих более дешевый вывод полезных нагрузок на орбиту. Использование метана в ЖРД также позволит создать ракетные системы, обладающие необходимой мобильностью, простотой в эксплуатации и низкой стоимостью вывода различных коммерческих полезных нагрузок на орбиту.

1. Впервые в истории серийный российский ЖРД РД-120 разработки НПО Энергомаш им. академика В.П.Глушко был испытан в США на стенде компании Pratt & Whitney.
2. Двигатель РД-170 для многоразовой космической системы «Энергия-Буран» и ракеты «Зенит».
3. Перспективный трехкомпанентный ЖРД-701.
4. Двигатель РД-108 — ветеран пилотируемой космонавтики.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...