Юрий Полушкин,
начальник отделения АНПК «МиГ»,
кандидат технических наук

Предпосылки модернизации

МиГ-21-93 “Копье” с ракетным вооружениемАНПК «МиГ» имеет достаточно большой опыт глубокой модернизации самолетов. Так, после перелета в 1976 г. в Японию новейшего для того времени перехватчика МиГ-25П, было принято решение о разработке МиГ-25ПД, а на его базе — модернизации всего ранее выпущенного парка. По заказу ВВС модифицировали практически все МиГ-25. Ныне завершается работа по модернизации МиГ-21бис в МиГ-21-93, обеспечивающая существенный рост боевых возможностей при относительно небольших затратах.

Работа по модернизации прежде всего массовых боевых самолетов, состоящих на вооружении многих стран, вызвана следующими основными обстоятельствами:

  • по большинству летных характеристик эти машины не уступают истребителям 4-го поколения;
  • сроки службы могут быть продлены, как минимум, до 2010-2015 гг.;
  • самолеты освоены летным и техническим составом;
  • полностью имеются необходимые системы логистики (системы наземной поддержки);
  • по боевой эффективности модернизированные самолеты уже сравнимы с самолетами 4-го поколения;
  • возможно обеспечение многофункционального применения самолетов.

Особенности подхода к модернизации МиГ-21 и МиГ-23

Выбор рационального варианта модернизации достаточно сложен по причине того, что МиГ-21 и МиГ-23 выпускались в течение длительного времени в качестве истребителей, перехватчиков, учебно-боевых, а МиГ-23 — еще и ударных самолетов. В каждом семействе несколько раз менялись тип двигателя, радиолокатора (конструкция планера), объем внутреннего топлива, и в результате это не 2, а, скорее, все 22 типа самолетов. При этом практически все страны хотели бы предварительно ознакомиться с демонстратором, на котором можно было бы убедиться в соответствии характеристик заявленным и определить уровень технического и финансового риска.

АНПК «МиГ» сформировал новую комплексную стратегию модернизации, опирающуюся на следующие принципы:

  1. Пакетный метод модернизации, предполагающий:
    • изменение архитектуры бортового комплекса и информационно-управляющего поля, новых или
      модернизированных РЛС, оптико-электронных систем и вооружения;
    • доработки по самолету и самолетным системам;
    • установку новых систем бортовой авионики;
    • установку систем логистики;
    • установку национальной или западной авионики и вооружения.

Между пакетами и внутри пакетов имеются связи, которые могут быть отражены в виде соответствующих матриц.

  1. Выбор базовых вариантов модернизации. Для истребителей предлагается по два варианта — с максимальной боевой эффективностью и с минимальной стоимостью при обеспечении применения новых типов ракет «воздух — воздух». Для МиГ-23Б — вариант «растянутой модернизации», т.е. обеспечение окончательного состава оборудования и вооружения на последующих этапах.
  2. Одновременное предложение покупателю как комплекса работ по модернизации АТ, так и мероприятий по профилактике и ремонту самолетов, продлению срока службы и ресурса, а также создание совместных предприятий по обеспечению эксплуатации, производству и поставок запасных частей и расходных материалов.
  3. Программа финансового обеспечения офсетных программ и встречной торговли.

Базовые варианты модернизации самолетов МиГ-21:

МиГ-21-93. Этот вариант предусматривает установку на МиГ-21бис новой системы управления вооружением (СУВ) на базе многофункциональной РЛС «Копье». Самолет вооружается ракетами «воздух — воздух» средней дальности семейства Р-27, РВВ-АЕ и ближней дальности Р-73Е. Для действий по наземным и надводным целям — ракетами Х-25М, корректируемыми бомбами КАБ-500КР. Устанавливаются: индикация на лобовом стекле, нашлемная система целеуказания (НСЦ), многофункциональные дисплеи (МФД), инерциальная навигационная система (ИНС/КНС), цифровая система воздушных сигналов (СВС), средства РЭП, системы энергоснабжения, регистрации, западная авионика и оружие (по желанию заказчика) и т.д. Возможен переход на связи по стандарту MIL-1553B.

МиГ-21-98-1. В этом варианте на МиГ-21М улучшен обзор летчика и устанавливаются бортовая автоматизированная система управления и диалога с экипажем верхнего уровня (БАСУ) и малогабаритная РЛС «Москит», потребляемая мощность которой ниже, чем у «Копья». Состав вооружения и остального оборудования близок к МиГ-21-93. Доработка коробки приводов и установка новых генераторов не требуются.

МиГ-21-98-2. Этот вариант обеспечивает применение ракет Р-73Е на всех МиГ-21.

МиГ-21УМ-97. Вариант модернизации самолетов МиГ-21УМ, обеспечивающий подготовку и тренировку летчиков самолетов МиГ-21-93 и МиГ-21-98-1.

По всем МиГ-21 предлагаются работы по снижению заметности в радиолокационном диапазоне, установке новых средств связи, навигации, контейнеров с аппаратурой и т.д.

Базовые варианты модернизации самолетов МиГ-23:

МиГ-23-98-1. Вариант модернизации всех типов истребителей МиГ-23, предполагающей установку БАСУ, многофункциональной РЛС с дальностью обнаружения цели типа «истребитель» 90…100 км, ИНС, СВС, новых средств радионавигации и средств РЭП. Вооружен ракетами «воздух — воздух» семейства Р-27, РВВ-АЕ, Р-73Е (при сохранении ракет с ИК-головками самонаведения Р-24Т, Р-23Т, Р-60); управляемым оружием по наземным целям, кораблям и работающим РЛС: КАБ-500КР, Х-31А/П, Х-29Т/ТД, а также ракетами семейства Х-25М.

МиГ-23-98-2. Модернизация РЛС «Сапфир-23» на МиГ-23, которая обеспечивает применение ракет РВВ-АЕ и Р-73Е и одновременно резкое повышение точности навигации.

МиГ-23Б-98. Установка на МиГ-23БН приемника космической навигационной системы, БАСУ и новых средств РЭП. Обеспечение применения ракет Р-73Е, Х-29Т/ТД, корректируемых бомб КАБ-500КР. Проект во многом, особенно по интерьеру кабины, унифицирован с проектом модернизации самолета МиГ-27М, действующий макет кабины которого демонстрировался на нескольких международных выставках.

АНПК работает также над двумя вариантами модернизации учебно-боевого самолета МиГ-23УБ.

По всем самолетам МиГ-23 предлагается комплекс мероприятий, включающий снижение заметности, установку системы дозаправки в воздухе, новой авионики, большого набора аппаратурных контейнеров, обеспечивающих расширение номенклатуры оружия. Так, на МиГ-23Б-98 и МиГ-27М станет возможной установка контейнера с многофункциональной РЛС, многократно увеличивающая (при соответствующем оружии) эффективность действий как по наземным, так и по воздушным целям.

Пакетный метод модернизации самолетов «МиГ»:

I пакет:

  • Изменение архитектуры бортового комплекса: установка БАСУ, МФД, цифровых вычислителей, мультиплексных каналов информационного обмена.
  • Обеспечение применения управляемого оружия: Р-27Р1/ЭР1, Р-27Т1/ЭТ1, РВВ-АЕ, Р-73Е, Х-31А, Х-31П, Х-25МП, Х-29Т, Х-25МТ, КАБ-500КР, КАБ-500Л, Х-29Л, Х-25МЛ.
  • Установка:
    • новых и модернизация старых РЛС;
    • датчиков ИНС/КНС, СВС-Ц;
    • оптико-электронных прицелов;
    • авиационных подвесных контейнеров с аппаратурой;
    • новых АПУ, АКУ, адаптеров.
    • Доработка планера, систем управления оружием.

II пакет:

  • Продление срока службы и ресурса.
  • Установка систем дозаправки в воздухе и обеспечения встречи.
  • Обеспечение снижения заметности в РЛ-диапазоне.
  • Увеличение боевой живучести.
  • Доработка систем энергоснабжения, охлаждения и т.д.

III пакет:

  • Установка:
    • средств РЭП (станций предупреждения об облучении, станций активных помех, систем выброса помех,
      дополнительных сенсоров);
    • новых средств радионавигации, госопознавания и ответчиков УВД, аварийных самописца и радиомаяка.
  • Доработка планера.

IV пакет:

  • Создание:
    • центров планирования, анализа, РЭП, разведки;
    • совместных предприятий по обеспечению эксплуатации.
  • Поставка технической позиции по подготовке оружия.
  • Изготовление дополнительного оборудования.

Рост боевой эффективности

Результативность модернизации характеризуется ростом интегрального показателя — коэффициента боевого потенциала при действиях по воздушным целям, наземным целям и суммарно для истребителей.

Особо важен рост за счет дальнего ракетного боя, обеспечиваемый РЛС и ракетами РВВ-АЕ. При этом по своим возможностям модернизированные «МиГи», особенно МиГ-23-98-1, превосходят F-16C и «Мираж» 2000-5. Использование НСЦ, РЛС в режимах «вертикаль», ракет Р-73Е и средств РЭП значительно повышают возможности истребителя в ближнем маневренном бою.

Новые прицельные системы и управляемое оружие, более эффективное неуправляемое оружие (С-8, РБК с самонаводящимися боевыми элементами), повышение точности навигации и прицеливания приводят к заметному увеличению боевого потенциала при действиях по наземным целям.

АНПК «МиГ» готов к совместной работе по формированию облика модернизируемых самолетов и подчеркивает, что выполнить полный объем работ с конкретным заказчиком с сохранением ответственности за безопасность модернизированных самолетов (летные ограничения, календарные сроки эксплуатации, ресурс) может только разработчик с участием производителя самолетов. Без этого невозможны и качественная эксплуатация, ремонтные, профилактические и восстановительные работы, поставка сертифицированных запасных частей и расходных материалов.

DIGEST

Rise in combat efficiency of upgraded MiGs is guaranteed

Batch method of modernisation. It calls for changes in the architecture of the initial on-board avionics suite and data-control field; installation of new or upgraded radars, electro-optical aiming systems and weapons; modernisation of the airframe and essential systems; installation of new on-board systems from local and western manufacturers.

Choice of basic options. The customers are offered two options, one for the maximum combat efficiency, the other a low-cost solution enabling firing with new air-to-air missiles.

Comprehensive offer covering modernisation, restoration, repair, prophylactic work and lifetime extension. Joint ventures could be established to undertake manufacture and supply of spare parts and consumables.

Project financing for batch upgrade programs and exchange trade.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (5,00 из 5, оценило: 1)
Загрузка...