Геннадий Панатов,
генеральный конструктор ТАНТК им.Г.М.Бериева, доктор
технических наук

В «Обзоре российской авиационной промышленности», выпущенном департаментом торговли США, отмечается, что «…рынок самолетов-амфибий в мире имеет особые перспективы, а российские производители (Бе-200) — приоритетные шансы в его освоении».
Да, гидроавиации принадлежит своя «ниша» на рынке, и Россия действительно способна занять в ней ключевые позиции. Ведущей фирмой в этой области — ТАНТК им. Г.М.Бериева — разработан ряд современных самолетов-амфибий, которые уже выпускаются или готовы к производству. Это самые большие в мире противолодочный А-40 и поисково-спасательный Бе-42, многоцелевой Бе-200 (совместно с Иркутским АПО) и легкий многоцелевой Бе-103 (совместно с Комсомольским-на-Амуре АПО).
Своего лидера хорошо поддерживают НПО «АВИА ЛТД» («Аккорд-201») и НПП «Аэрорик» («Динго») — оба совместно с Нижегородским авиазаводом «Сокол», 000 «Гидроплан» (Че-22 и М-12) и др. Самолеты-амфибии могут эффективно выполнять следующие задачи:

  • тушение лесных пожаров путем сброса воды, забираемой из близлежащих водоемов;
  • транспортные грузовые и пассажирские перевозки в прибрежных регионах со слаборазвитой сетью аэродромов или с большой загруженностью аэропортов;
  • поиск и спасение терпящих бедствие на водных акваториях;
  • патрулирование 200-мильной экономической зоны и морских границ;
  • контроль экологической обстановки и борьба с загрязнением водной поверхности;
  • оперативная доставка грузов, медикаментов, спасателей и групп быстрого реагирования в зоны катастроф, стихийных бедствий и пожаров;
  • поиск и уничтожение подводных лодок.

Лесные пожары были и остаются одной из главных причин экологических бедствий и экономических потерь во всем мире. Примером могут служить катастрофические последствия после них в Индонезии, Малайзии, Брунее и Сингапуре. В России в 1996 г произошло 26 тыс. лесных пожаров и выгорело 1790 тыс. гектаров леса. В 1997 г — соответственно 25 тыс. и 570 тыс. Прямой ущерб, нанесенный Федеральной службе лесного хозяйства,
превысил 3 трлн рублей. Поэтому необходимость применения в народном хозяйстве военных самолетов амфибий Бе-12, переоборудованных в противопожарные (Бе-12П, Бе-12П-200) и транспортный (Бе-12НХ) варианты, сомнений не вызывает.
Тушение лесных пожаров проводилось в Иркутской и Ростовской областях, районах Геленджика и Ялты, а тундровых — на Чукотке. В 1993,1996 и 1997 гг на тушении пожаров работали два самолета, в 1994 и 1995 — три. За пятилетний период летной эксплуатации Бе-12П для забора воды освоены озера Байкал и Красное (Чукотка), реки Лена, Витим, Зея и Дон, водохранилища Братское, Усть-Илимское. Иркутское, Красноярское и Цимлянское,
акватория Черного моря. Самолеты полностью потушили около 120 лесных пожаров и свыше 350 локализовали. Всего произведено 2679 сбросов воды общей массой 16074 т.
Бе-12НХ активно применялись в Сахалинской области для поиска рыбы, доставки грузов и пассажиров, эвакуации тяжелобольных, оказания помощи пострадавшим от землетрясения. Они летали на острова Кунашир, Парамушир, Шикотан, Итуруп и Семушир, выполнили 260 полетов с налетом 628 ч, перевезли 401,5 т грузов и 2055 пассажиров. При ликвидации последствий землетрясения на Курильских островах самолет-амфибия Бе-12НХ в течение первых пяти дней был единственным средством доставки аварийных грузов на остров Кунашир.
В последние годы в стране меняется транспортно-коммуникационная ситуация, особенно в дальневосточном регионе. Наличие большого количества бухт на побережье Японского и Охотского морей, необходимость быстрой доставки морепродуктов с судов рыболовецких флотилий к местам переработки и потребления в России и Японии требует применения амфибийной авиации.
Решить проблему аэропортов-центров, расположенных на побережьях и на островах, может использование современных самолетов-амфибий, способных доставлять и забирать пассажиров из ближайших гидропортов, освобождая тем самым взлетно-посадочные полосы (ВПП) для дальних рейсов.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе насчитывается свыше 25 тыс. островов. На многих из них нет ВПП. В то же время наличие большого числа закрытых бухт позволяет эксплуатировать самолеты-амфибии практически без затрат или после минимальных вложений на создание дополнительной инфраструктуры. В итоге в регионе появится возможность перевозить пассажиров и грузы оперативно и в любое время средством, более эффективным, чем любой другой вид транспорта. Этим задачам в полной мере соответствуют самолеты-амфибии Бе-200 и Бе-103.
Бе-200 создается согласно постановлению Правительства Российской Федерации N497 от 17 июля 1992 г В Иркутском АПО заканчивается сборка первых экземпляров и ведется подготовка серийного производства. Проект «Бе-200» включен в Президентскую программу развития гражданской авиации, Федеральные программы борьбы с лесными пожарами и социально-экономического развития Курильских островов.
Бе-200 — многоцелевой турбореактивный самолет-амфибия со взлетным весом 38 т. Базовым вариантом является противопожарный, другие — транспортный, пассажирский, спасательный и патрульный. При создании Бе-200 ТАНТК активно сотрудничал с ведущими мировыми производителями авиационного оборудования, что позволит облегчить его сертификацию по западным нормам: Федерального авиационного регистра США (FAR) и Европейского авиарегистра (JAR).
Создание различных вариантов сложности не представляет, так как в базовой конструкции заложены технические решения, максимально отвечающие всем. Противопожарный Бе-200 станет самым эффективным самолетом, способным забрать из ближайшего к очагу пожара водоема и сбросить на огонь 12 т воды. А общая масса доставляемой воды за одну заправку топливом превышает 300 т. Он также может использоваться для патрулирования лесных массивов с возможностью ожидания на плаву; перевозки пожарных команд и грузов на ближайший к месту пожара водоем или аэродром; доставки грузов и сопровождающих на острова, не оборудованные ВПП, в удаленные береговые районы, на рыбообрабатывающие плавбазы и морские суда различного профиля, в труднодоступные местности с водоемами.
Впервые в мире лодка самолета-амфибии выполнена полностью герметичной, что позволяет осуществлять транспортные перевозки на высоте до 12 000 м. Транспортный вариант Бе-200 предназначен для перевозки грузов и сопровождающих. Он оснащается комплектом напольного оборудования, обеспечивающим загрузку — выгрузку и швартовку грузов, перевозимых в стандартных контейнерах и на поддонах, а также «в навал». Сопровождающие (до 19 чел.) размещается в задней части грузового отсека. С нагрузкой 7,5 т дальность полета составляет 1700 км.
Пассажирский Бе-210 предназначен для перевозки 72 человек на дальность 1850 км, спасательный Бе-200ЧС — 50 спасателей или 60 сидящих пострадавших (30 — на носилках) до ближайшего места оказания помощи. Дальность полета патрульного Бе-200П — 4600 км, а время патрулирования в радиусе 200 км — 7,4 ч. Все варианты самолета могут использоваться для выполнения перечисленных выше задач.
По оценке отраслевых институтов, общая потребность внутреннего рынка в амфибиях Бе-200 составляет более 150 единиц. В настоящее время заключен контракт с Министерством по чрезвычайным ситуациям России на поставку 7 самолетов. Всего же ему необходимо 10-15. Федеральная служба лесного хозяйства планирует заказать на первом этапе 5-6 Бе200, общая потребность — 50-60.
По данным департамента торговли США, швейцарской фирмы ILTA Trade Finance S.A. и итальянской Alenia, зарубежный рынок Бе-200 определяется в 300 единиц на период 1998-2010 гг. Итальянской администрацией представлен предварительный заказ на покупку 15 самолетов в противопожарной версии. Республика Южная Корея намерена приобрести патрульные машины Бе-200. Министерства лесных ресурсов Турции и Швеции вышли c предложениями о создании лизинговых компаний по применению Бе-200 для тушения лесных пожаров в этих странах. Определенный интерес проявляют фирмы США, Бразилии, Великобритании, Малайзии и Австралии.
Легкий многоцелевой самолет-амфибия нового поколения Бе-103 предназначен для решения широкого круга задач: от патрулирования лесных массивов и водных акваторий до туризма. Продолжаются его летные испытания, серийное производство будет осуществляться Комсомольским-на-Амуре АПО. Бе-103 соответствует всем требованиям Авиационных правил АП-23 и будет сертифицирован по нормам FAR и JAR.
Потенциальными потребителями этих легких самолетов для грузопассажирских перевозок и деловых поездок являются коммерческие структуры, государственные учреждения, МО, ФПС, МВД и МЧС, туристические фирмы, частные лица. В России предполагаемый объем продаж составляет 385 Бе-103. В частности, Федеральная служба лесного хозяйства собирается приобрести 30-40 самолетов-амфибий, Федеральная пограничная служба — 60-80. Заинтересованность в Бе-103 высказывают представители Республики Саха. За рубеж же планируется продать 230 самолетов.
Для Военно-Морского Флота актуальной остается задача борьбы с подводными лодками. Благодаря способности выполнения своих функций как в полете, так и при нахождении на плаву, амфибии по эффективности превосходят палубные и сухопутные противолодочные самолеты. А-40 создан в соответствии с постановлением Совета Министров N 741-208 от 19 июня 1986 г и предназначен для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями в ближней и средней океанских зонах. На сегодняшний день изготовлено 2 опытных образца. Их летно-конструкторские и государственные испытания (без спецкомплексов) выполнены в полном объеме. Выдано предварительное заключение на подготовку серийного производства на Таганрогском авиационном заводе «ТАВИА». Потребность в самолетах А-40 в России оценивается в 100-150 единиц, в зарубежных странах — в 20-25. Его амфибийные свойства обеспечивают несение длительного боевого дежурства на плаву с применением самолетных гидроакустических станций (СГАС), возможность выполнения поисково-спасательных и экологических работ с посадкой на воду.
Но, несмотря на большой научно-технический задел и выполненную на 65% подготовку серийного производства, Министерство обороны в 1996 г приняло решение о прекращении работ и начале разработки нового противолодочного самолета на базе пассажирского Ту-204. А на вооружении продолжает оставаться противолодочный самолет-амфибия Бе-12, который практически выработал ресурс. Поэтому прекращение работ по А-40 оставит ВМФ без данного класса самолетов.
Поисково-спасательный Бе-42 создается на базе А-40. Он предназначен для поиска и обнаружения на море людей, находящихся на групповых и индивидуальных плавсредствах, объектов авиационной и космической техники на плаву, терпящих бедствие надводных кораблей и подводных лодок; спасения людей, находящихся на групповых и индивидуальных средствах спасения, а также в спускаемых аппаратах, рубках и отсеках всплывших подводных лодок, оказания им медицинской помощи и эвакуации на береговые аэродромы; оказания помощи терпящим бедствие путем сброса им спасательных средств жизнеобеспечения; наведения поисково-эвакуационных средств на объекты спасения.
Готовность опытного образца из-за недостаточного финансирования работ составляет 85%. А Бе-42 требуются в количестве 6-8 для Минобороны и 4-5 для МЧС. Имеются также обращения на поставку 10-12 самолетов за рубеж (Финляндия, Канада, Южная Корея, Чили, Таиланд).
Для решения задач межконтинентальных перевозок в ТАНТК им.Г.М.Бериева разрабатываются проекты сверхтяжелых гидросамолетов со взлетным весом от 1000 до 2500 т. Эти аппараты позволят связать в единую транспортную систему авиационные и морские перевозки и окажутся гораздо эффективней морского транспорта, вписавшись в инфраструктуру морских портов.

ТАНКТ им. Г.М. Бериева.
347923, г Таганрог, Ростовской обл., пл Авиаторов, д. 1.
Тел.: (86344) 4-99-01, 4-98-82; факс: (86344) 4-14-54.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...