Геннадий Литвинов,
главный конструктор АООТ «ОКБ Сухого».

Первый экземпляр многофункционального самолета С-80 в грузо-пассажирском варианте С-80ГП построен на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении. Он предназначен для статических испытаний, но в конце этого года «встанет на крыло» первая летная машина. Самолет создается совместно АООТ «ОКБ Сухого» и КнААПО для пассажирских и грузовых перевозок на местных и региональных воздушных линиях, а также для решения других народно-хозяйственных задач. С-80 предназначен для замены морально и физически устаревших самолетов местных воздушных линий: L-410, Ан-28 и, частично, — Як-40, Ан-24, Ан-26.

14-15 мая на кнаапо состоялась встреча разработчиков и производителей С-80 с представителями авиакомпаний из Хабаровска, Магадана и Петропавдовска-камчатского, а также МО и ФПС россии, которые рассчитывают на его приобретение. К С-80 проявлен интерес со стороны стран Южной Америки и Юго-восточной Азии. Специалисты маркетинговых служб ОКБ и КнААПО оценивают потребность в более чем 800 таких самолетах. Уже идут переговоры с заинтересованными финансовыми структурами по отработке лизинговых схем. Встреча в комсомольске-на-амуре показала правильность выбранного разработчиками и производителями С-80 пути, предоставила им возможность учесть ряд предложений потенциальных эксплуатантов самолета по его модификации и модернизации.

Самолет должен приносить авиакомпаниям максимальную прибыль. В условиях жестких ограничений по себестоимости пассажирских и грузовых перевозок на местных воздушных линиях внедрение нового самолета вызывает много проблем. Особое требование авиакомпаний — снижение прямых эксплуатационных расходов. При создании С-80 именно этому уделялось первостепенное внимание.

В россии несколько тысяч небольших аэродромов МВЛ. Для районов сибири и дальнего востока характерны грунтовые аэродромы с короткими ВПП, притом что трассы полетов, несмотря на «местное значение», пролегают на многие сотни километров. Подобные условия присущи не только России, но и целому ряду стран мира. Например, в Южной америке и юго-восточной азии.

Взлетно-посадочные характеристики С-80 позволяют эксплуатировать его с полос, с которых «работают» Ан-28 и L-410. При этом по величине коммерческой нагрузки и дальности полета С-80 намного превосходит эти машины. В качестве аналогов С-80 могут рассматриваться SAAB 340 и CN-235, однако стоимость их превышает предполагаемую стоимость российского самолета более чем в два раза.

Грузовая рампа в хвостовой части фюзеляжа, лебедка и роликовые дорожки позволяют механизировать погрузочно-разгрузочные работы в случае, если груз пришел в контейнерах или «внавал». Двухбалочная схема самолета с п-образным оперением «подпустит» грузовик или погрузчик непосредственно к рампе. Любой двигатель может работать в режиме энергоузла при заторможенном воздушном винте, что обеспечивает работу энергосистем самолета без подключения к внешним источникам. Современная авионика позволит точно пройти маршрут и произвести посадку на минимально оборудованные радиотехническими средствами аэродромы.

Пилотажно-навигационный комплекс самолета С-80 построен на современной элементной базе с использованием спутниковой навигации. Он обеспечивает максимальную экономическую эффективность и безопасность эксплуатации самолета с экипажем из двух пилотов.

Силовая установка. На самолете установлены два газотурбинных двигателя СТ7-9В компании General Electric. Предшественником СТ7-9В являлся турбовальный T700, предназначавшийся для вертолетов армии США. Уроки вьетнамской войны наложили известный отпечаток на ТЗ, выданное GE Пентагоном, поэтому уже тогда в двигатель были заложены высокие требования к его безотказности, ресурсу, ремонтопригодности простоте обслуживания. Впоследствии GE запустила в производство турбовинтовой вариант T700 (CT7), которым оснащены самолеты SAAB 340, CN-235 и L-610. На сегодняшний день в мире работает более 1400 подобных моторов, а их суммарная наработка превысила 13 млн ч. Для продвижения двигателя в россии фирмы GE и «Рыбинские моторы» организовали совместное предприятие, которое будет осуществлять не только поддержку продукции на территории СНГ, но и производить этот двигатель в России. Вследствие наличия в этом предприятии американской стороны испытания С-80 будут проходить с участием представителя авиационных органов США, что существенно облегчит в будущем получение самолетом сертификата летной годности США. Необходимо добавить, что сам двигатель сертифицирован в нашей стране и адаптирован к отечественным топливом и маслам.

Конечно, отпускная цена CT7 по российским меркам достаточно высока, однако расчет стоимости жизненного цикла двигателя подтверждает экономическую оправданность его применения.

О безопасности эксплуатации С-80 следует сказать особо. Вероятность безотказной работы двигателя составляет 0,9992. Винты и воздухозаборники двигателей оборудованы противообледенительной системой. Производится автоматическое удаление наледи с передних кромок крыла, килей, стабилизатора, с лобового остекления кабины экипажа.

Система самолетовождения и индикации обеспечивает выдачу сигналов о нарушениях работы оборудования самолета и действиях экипажа, связанных с этими нарушениями. Спасательное радиосвязное оборудование позволяет идентифицировать аварийный самолет, определить его местонахождение, передать полученные данные в поисково-спасательную службу и обеспечить привод вертолетов и самолетов спасательной службы к месту нахождения экипажа и пассажиров. Необходимо добавить, что С-80 будет сертифицирован по нормам АП-25.

Расчеты показывают, что специализированные самолеты мвл — как грузовые, так и пассажирские — не могут использоваться достаточно рентабельно. Поэтому ОКБ разработало конвертируемый вариант самолета, который может быть быстро переоборудован из пассажирского в грузовой и обратно. При этом интерьер салона после подготовки его к перевозке пассажиров ничем не отличается от привычного, а уровень комфорта максимально приближен к общепринятому для магистральных самолетов. Герметичный салон, низкий уровень шума, возможность выпрямиться в полный рост (на L-410 и Ан-28 это может позволить себе только подросток), ряд удачных дизайнерских решений по отделке салона — делают полет приятным для пассажира.

По предварительным оценкам, налет конвертируемого варианта самолета мвл будет втрое больше, чем грузового, и вдвое больше, чем пассажирского.

Сделать самолет с высокой транспортной эффективностью — это еще полдела. Он должен нравиться пассажиру и летчику. Немало сил и времени было потрачено конструкторами кб на отработку кабины экипажа. Размещение и состав приборного оборудования, органов управления, великолепный обзор и общий дизайн — все сделано для того, чтобы летчик в полете не уставал.

Система технического обслуживания (ТО) самолета С-80 разработана с учетом следующих его особенностей: обеспечение автономной эксплуатации в течение 50 летных часов или 15 суток при базировании на необорудованных аэродромах; использование самолета как с высокой интенсивностью, так и при небольших годовых налетах; постоянная готовность самолета к вылету и малое время реагирования на вызов.

Для С-80 принята стратегия то и ремонта по состоянию, обеспечивающая высокую оперативную готовность самолета и снижение затрат на эксплуатацию. Идеология эксплуатационного контроля ориентирована на использование в максимальной степени бортовых средств контроля, основу которых составляют средства встроенного контроля.

Успех программы самолета во многом зависит от того, насколько конструкция его агрегатов и систем приспособлена к созданию на основе базовой машины различных, в том числе и глубоких, модификаций. Имея общую компоновку, при которой фюзеляж является как бы «контейнером», подвешенным под крылом, С-80 соответствует этому требованию как нельзя лучше. В процессе проектирования были подробно рассмотрены транспортно-десантный, медицинский, учебно-тренировочный варианты самолета, самолет для учебно-штурманской подготовки, патрульно-транспортный и другие. Опрос потенциальных заказчиков показал, что ряд авиакомпаний, эксплуатирующих Ан-24, Ан-26 и Як-40 с ВПП длиной 1400 м, предпочитают дополнительных пассажиров лучшим взлетно-посадочным характеристикам. И модификация с удлиненным фюзеляжем и увеличенной пассажировместимостью уже находится в проработке.

Общая аэродинамика самолета, тип силовой установки, система технического обслуживания, ресурсные характеристики и ряд конструктивных особенностей С-80 позволяют «ОКБ Сухого» предложить на рынок МВЛ один из самых экономичных самолетов и рассчитывать на заключение контрактов не только в россии, но и за рубежом. Однако продвижение самолета к заказчику складывается не просто. Хотя С-80 включен в федеральную программу развития гражданской авиации, финансирование разработки и производства велось из собственных источников «ОКБ Сухого» и КнААПО. Именно в этом причина неоднократного переноса сроков постройки самолета. Кроме того, весьма остро стоит вопрос создания системы лизинга и схемы финансирования продаж, так как большинство отечественных авиакомпаний мвл пока не в состоянии самостоятельно купить даже высокорентабельный самолет. И им надо помогать. Разработчик занимает здесь довольно гибкую позицию и готов рассматривать любые предложения.

На авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре установлен на пьедестал всемирно известный Ли-2 (аналог C-47). С конца тридцатых годов он трудился на авиалиниях всего мира, участвовал в войнах и локальных конфликтах. И хочется пожелать для нового самолета такой же счастливой судьбы, как у его легендарного предшественника.

Максимальная взлетная масса, кг 12500
максимальная масса коммерческой нагрузки, кг 3500
максимальный запас топлива, кг 2350
максимальная крейсерская скорость, км/ч 535
экономическая крейсерская скорость, км/ч 400
крейсерская высота полета, м 6000
дальность полета, км’
— с комм нагрузкой 3500 кг 700
— с комм нагрузкой 1950 кг 2580
перегоночная дальность, км 2890
длина разбега (gmokc, мса, н=0м, бвпп), м 555
длина пробега с торможением и применением реверса, м 280
длина самолета, м 16,86
высота самолета, м 5,58
размах крыла, м 23,16
грузовой отсек, м
— длина / длина с учетом рампы 6,3/ 7,8
— максимальная ширина 2,17
— максимальная высота 1,83

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...