Александр Касаткин,
кандидат технических наукСергей Лошкарев

Сразу же после закрытия авиационно-космической выставки FIDAE-98 самолеты и делегация АООТ «ОКБ Сухого» вылетели в Бразилию для ознакомления летчиков и руководства ВВС этой страны с российским Су-30. Этот визит осуществлен в связи с проведением тендера по выбору партнера в создании перспективного бразильского истребителя.
Бразильские ВВС являются самыми многочисленными и наиболее оснащенными в Латинской Америке. В их составе свыше 1000 самолетов и вертолетов (в основном американского и собственного производства). При этом большая часть поставлена в 70-80-е гг , и в ближайшем будущем эта страна приступит к замене и модернизации устаревшей авиационной техники.
Уже сейчас планируются мероприятия по модернизации вооруженных сил. На эти цели выделяется до $600 млн. Дополнительные средства для этого страна надеется получить от ряда государств, которые хотели бы использовать бразильский космодром в Алкантаре. Тот факт, что он находится всего в двух градусах от экватора, позволяет эффективнее использовать энергетические возможности ракет-носителей. В среднем каждый запуск отсюда на 30 % дешевле, чем с космодромов США, Китая и России. Известно, что эти страны уже ведут переговоры с Бразилией об аренде космодрома. Если они будут успешными, то в ее казну будет ежегодно поступать до $1 млрд.
Немалая часть этих средств, как предполагается, может быть направлена на нужды ВВС. В частности, на самолетах F-5 в ближайшие годы планируется замена двигателей, навигационного оборудования и системы управления огнем. Новые двигатели планируется установить и на транспортных самолетах С-130Е/Н Hercules. Наибольшие шансы получить заказ на производство этих работ на сегодняшний день имеют израильские компании, предложившие самые выгодные условия.
Основы военной промышленности Бразилии были заложены после второй мировой войны, когда был создан Армейский исследовательский центр по разработке оружия и стал налаживаться выпуск военной продукции по американским лицензиям.
Главным производителем гражданских и военных самолетов в Бразилии является созданная в 1969 г компания EMBRAER в Сан-Жозе-дус-Кампус (пригород Сан-Паулу). Первым самолетом, произведенным компанией (в 1971 г ), был транспортный ЕМВ-110 Bandeirante (бразильское обозначение — С-95), за которым последовал самолет базовой патрульной авиации ЕМВ-111 (Р-95).
На сегодняшний день компанией выпущено около 5 тыс. самолетов различного назначения.
Самой дорогостоящей программой стала разработка и производство совместно с итальянскими фирмами Aermacchi и Aeritalia легкого истребителя АМХ, поступающего на вооружение ВВС страны с 1989 г С участием аргентинской фирмы FAMA создается транспортный самолет СВА-123.
Большие надежды EMBRAER связывает с продвижением на рынке регионального самолета ЕМВ-145. Заказы на него получены от Франции, Великобритании, Австрии и Дании.
EMBRAER выпустила легкие транспортные самолеты ЕМВ-121 и ЕМВ-121В1, а с 1984 г начала производство нового транспортного самолета ЕМВ-120 Brasilia (C-97 и VC-97), на базе которого разработаны также самолеты — патрульный и РЭП.
Самым известным летательным аппаратом компании является ЕМВ312 Tucano (T-27), используемый как в качестве учебного, так и в качестве легкого ударного самолета. Его успех на внешнем рынке превзошел самые смелые ожидания: он был продан в 14 стран мира, в том числе в Великобританию, Аргентину, Иран, Перу и др. В 1991 г совместно с Northrop был разработан его усовершенствованный вариант ЕМВ-312 Super Tucano.
В г Ботукату находится дочерняя фирма компании EMBRAER — Neiva. Она создана в 1980 г и в настоящее время выпускает по лицензии фирмы Piper легкие самолеты EMB-720D Minuano и ЕМВ-81 ОС Seneca.
Другая крупная авиастроительная компания Бразилии — Helibras образована в 1978 г для сборки вертолетов французской фирмы Aerospatiale. В 1988 г вооруженные силы Бразилии заключили контракт с Aerospatiale и Helibras на поставку 36 многоцелевых вертолетов SA365K Dauphin и 16 боевых НВ350-1 Esquilo.
В ближайшем будущем EMBRAER приступит к созданию многофункционального истребителя. К этой работе будет привлечена одна из иностранных фирм — победительница тендера, в котором принимают участие американские, французские, шведские и российские разработчики. Шансы претендентов неравны, главным образом в силу различного рода политических и экономических моментов.
В странах Латинской Америки опасаются введения эмбарго со стороны США на поставку военной техники и запасных частей в случае проведения политики, не соответствующей ее интересам. И не без основания. Так, совсем недавно из-за эмбарго на поставку ВВТ в ЮАР пострадали не только свои (американские), но и шведские фирмы — не состоялась поставка истребителей «Грипен» из-за установленных на них американских двигателей.
Большое внимание в Бразилии уделяется офсетным программам.
И от того, сможет ли Россия дать правительственные гарантии их выполнения, зависит не только победа в этом тендере, но и перспектива выхода нашей страны на латиноамериканский рынок ВВТ. Без государственного лоббирования и активного участия финансовых и других организаций здесь наши шансы невелики.

Тип АК Назначение Количество Год поступления на вооружение

ВВС

Боевые самолеты

Mirage IIIEBR истребитель 12 1972, 1984; модернизирую
F-5E Tiger II (б/у США) истребитель 47 1975, 1988; модернизирую
АМХ ударный 65 с 1989
ЕМВ-326 Xavante истреб.-бомбардир./ 112 1973-1980
противопартизонский
EMB-312 Tucano противопартизанский 24 с 1984
T-29/AT-29 ALX противопартизанский 100 сделан заказ
Т-25 Universal противопартизанский 20 нет сведений

Военно-транспортные самолеты

С-130Е/Н Hercules транспортный 3/5 1975-78
HS748 транспортный 12 1974
DHC-5A Buffalo транспортный 17 1968-70
EMB-110/C-95Bandeirante транспортный/ПСС 128 1973-76

Специальные самолеты

Mirage IIIDBR УБС 4 1972,1984
F-5B/F УБС 4/4 1975
АМХ-Т УБС 14 с 1989
S-2A/E Tracker ПЛО 5/6 1989
ЕМВ-111А МР 21 1978-1983
Boeing 707-320C (б/у США) заправщик/транспортн. 4 1986
КС-130Н Hercules заправщик 2 1989
RC-130Е Hercules ПСС 3 1975-1978
ЕМВ-145 самолет ДРЛО 5/3 сделан заказ
Boeing 737-200 административный 2 1976
HS125 административный 12 1969, 1974
Learjet 36A административный 12 нет сведений
EMB-120 Brasilia администрат./трансп. 10 1987
EMB-121 Xingu администрат./трансп. 7 1980
ЕМВ-810С Seneca администрат./связной 33 1975-1982
U-27A/L-42/U-42 Regente связной 95 1984-1986
EMB-326 Xavante УТС 26 1973-1980
EMB-312 Tucano УТС 100 с 1984
T-25 Universal YTC 100 нет сведений
T-23Uirapuru YTC 60 1975-1980

Вертолеты

AS332M Super Puma транспортный 7 нет сведений
UH-1 D/H Iroquois транспортный/ПСС 57 до 1974
Bell 206A/B Jet Ranger административный/ 2/4 до 1980

тренировочный

Hughes OH-6A тренировочный 4 до 1975
НВ350В Esquilo ПСС/тренировочный 29 1987
AS335F Esquilo связной/администрат. 10 1987

ВМС

Вертолеты

Agusta/Sikorsky SH-3D ПЛО/ПСС 6/4 до 1975
Lynx 21/23 ПЛО 5 нет сведений
Super Lynx ПЛО 9 нет сведений
AS332F Super Puma транспортный/ПСС 5 нет сведений
Bell 206B Jet Ranger III тренировочный 16 до 1985
HB350B/AS.355 F-2 Esquilo вспомогательный 9/1 1988

АВИАЦИЯ СУХОПУТНЫХ СИЛ

Вертолеты
AS550 Fennec ударный/разведывот. 19 1988
НВ350-1 Esquilo ударный/разведыват. 16 1989
SA365K Dauphin вспомогательный 36 1988
Таблица составлена на основе материалов зарубежной печати («Aviation Week & Space Technology», «Fight International» и др.)

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...