Аполлон Сысцов,
генеральный советник НПО «Конверс Авиа», академик;
Георгий Синельщиков,
генеральный директор — генеральный конструктор ОАО «МВЗ им.М.Л.Миля»

Ми-14Первого руководителя ОКБ Михаила Миля никогда не оставляло в покое желание создать высоконадежный вертолет для полетов над морем. Прорыв в область деятельности ОКБ Николая Камова был совершен с помощью Ми-4М, принятого на вооружение авиацией ВМФ. В дальнейшем его сменил Ми-14ПЛ, специально спроектированный для решения задач противолодочной обороны. Процесс создания этого вертолета-амфибии представляет несомненный интерес.
Вертолет-амфибия Ми14 был создан на базе Ми-8, самой массовой машины «милевцев». Его нижнюю часть спроектировали в виде лодки по линии пола фюзеляжа Ми-8. В конструкции лодки были заложены трехслойные сотовые панели, предложенные Марком Вайнбергом.
Первые два опытных Ми-14 построили путем замены пола на лодку. Она имела с двух сторон жабры для размещения основных стоек шасси, а в носовой части — ниши для передних стоек.
Силовая установка была также с Ми-8 (двигатели ТВ2-117 и главный редуктор ВР-8). Последующие опытные образцы имели уже силовую установку на базе специально спроектированных двигателей ТВ3-117 и главного редуктора ВР-14, что обеспечивало проведение их испытаний в полном объеме
требований Заказчика по противолодочному комплексу. Испытания в ОКБ начались в 1967 г , а совместные — в августе 1969 г. По объему испытаний Ми-14 занимает одно из первых мест среди своих «собратьев» по марке «Ми». Кроме обычных, состоялись испытания в условиях естественного обледенения, огневые испытания силовой установки, испытания в условиях высоких температур наружного воздуха, а также специальные
испытания противолодочного комплекса и вооружения.
Предварительное заключение о запуске вертолета в серийное производство было принято 29 сентября 1971 г. Первый серийный Ми-14 подключили на совместные испытания для их ускорения.
Уже на предварительном этапе выявилась необходимость повышения плавучести вертолета и увеличения восстанавливающего момента от углов крена при посадке на водную поверхность. Для этого доработали жабры, разместив на их концах надувные поплавки, приводимые в действие от автономной воздушной системы. Все опытные Ми-14 и вертолеты головной серии успешно прошли испытания и получили положительные заключения, но был отмечен один принципиальный момент: «недостаточная устойчивость и управляемость на режиме висения у земли, особенно при наличии ветра справа». Устранили это путем установки рулевого винта обратного направления вращения.
Вертолет показал хорошие мореходные качества. Посадка на водную поверхность выполняется в аварийных ситуациях, в учебных целях и штатном режиме для спасения людей, терпящих бедствие. При волнении моря до 3-х баллов садиться можно с режима висения, а также с поступательной скоростью при отказе одного или двух двигателей.
За счет двигателей ТВ3-117 и проведенных доработок летные характеристики Ми-14 заметно улучшились по сравнению с Ми-8. В частности, увеличились максимальная взлетная масса с 12000 до 14000 кг, взлетная мощность двух двигателей (ограниченная из условий прочности редуктора ВР-14) с 3000 до 3900 л.с., полная взлетная мощность одного двигателя с 1500 до 2200 л.с. Большинство систем вертолета Ми-14 унифицированы с Ми-8, Ми-8МТВ, Ми-ВАМТ, а также с имеющими сертификаты типа по АП-29 Ми-172 и Ми-171, что делает его «податливым» для внедрения в гражданскую авиацию по программе конверсии авиационной техники. В дальнейшем для расширения области применения военного Ми-14ПЛ были разработаны еще две его модификации: поисково-спасательный Ми-14ПС и буксировщик минных тралов Ми-14БТ. Причем обе в полной мере подходят для использования в гражданской авиации — требуются лишь замена радиосвязного оборудования и установка дополнительных аварийных люков.
Высоко оценивает Ми-14ПЛ и Ми-14ПС заслуженный летчик-испытатель Анатолий Ильичев. В своих официальных отчетах он пишет: «Вертолет Ми-14ПЛ, оснащенный поисково-ударным комплексом и двигателями ТВЗ-117, обеспечивал безопасность и надежность в простых и сложных метеоусловиях. Вертолет был оснащен системой автоматического управления САУ14, что значительно снижало физические нагрузки на летчиков на режимах висения над водной поверхностью. Наличие локатора «Инициатива-2М» позволяло работать над морем практически в любых условиях.
В 1971 г на испытания поступил Ми-14ПС. Первый образец этого поисково-спасательного вертолета переоборудовался из Ми-14ПЛ путем установки на нем боковой сдвижной двери и лебедки ЛПГ-150. В процессе испытаний были выполнены доработки. Лебедку ЛПГ-150 заменили на более мощную СЛГ300 с выдвижной стрелой, что позволило поднимать на борт одновременно спасателя и пострадавшего за более короткое время. В два раза увеличили ширину боковой сдвижной двери. Это дало возможность после подъема пострадавшего на уровень двери заводить его внутрь вертолета поворотом стрелы лебедки.
На вертолете Ми-14ПС проведены уникальные работы по спасению терпящих бедствие на море. Спасение проводилась как с режима висения, так и со штатной посадкой. Все модификации вертолетов долгое время эксплуатировались в авиации ВМФ, ВВС и во многих странах мира. Сейчас в нашей стране их собираются списать, а за рубежом продолжают использовать.
В 1995 г судьба снова свела меня с вертолетом Ми-14. Я получил приглашение работать в НПО «Конверс Авиа». Генеральный директор НПО Рафаилов А.Г. объяснил идею дать вторую жизнь Ми-14, но уже в гражданском варианте. Я ее поддержал. Благодаря настойчивости и энергии Рафаилова, его заместителей Мерзлякова Г.А., Бондарева Н.Н. и других, а также при содействии генерального конструктора МВЗ им. М.Л.Миля Вайнберга М.В., его преемника Синельщикова Г.А., заместителя Парфененко Л.В. и ведущего конструктора Ми-14 Хисамутдинова Ш.Г. вертолет обрел вторую жизнь».
На базе Ми-14БТ уже выпущены первые гражданские Ми-14ГП (грузопассажирские) с повышенной комфортностью, вентиляцией и обогревом пилотской кабины и пассажирского салона. В задней части фюзеляжа расположен удобный трап-люк (гидравлический). Вертолет имеет 4 запасных выхода, что требуется по международным нормам, оснащен спутниковой системой навигации, радиосвязным и спецоборудованием гражданского образца.
В настоящее время НПО «Конверс Авиа» совместно с МВЗ им. М.Л.Миля проводит доработку Ми-14ПС и Ми-14БТ для применения в гражданской авиации в транспортном, поисково-спасательном и противопожарном вариантах. Ближайшей задачей является получение разрешительных документов от Федеральной авиационной службы России на эксплуатацию Ми-14 в гражданской авиации — аттестата летной годности как дополнения к аттестату вертолета Ми-8МТВ в качестве его модификации (Ми-8МТВ-14). Опыт применения вертолета Ми-14 в гражданской авиации имеется и за рубежом. Фирмой AEROTEC GmbH из Германии по согласованию с МВЗ им. М.Л. Миля были переоборудованы в противопожарные Ми-14БТ из состава авиации бундесвера. Сейчас два из них находятся в США и предполагается получение разрешения от FAA на полеты для тушения лесных пожаров в Калифорнии. Уже в Америке вертолеты были доработаны с целью повышения эффективности забора воды с режима висения. На них установили насосы с гидромотором канадской фирмы AvCon и гидроблок с самолета-заправщика КС-135В. В результате время забора 4000 л сократилось с 2 мин до 40 с. Опыт американцев будет нами использован при совершенствовании противопожарного варианта Ми-14.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...