Анатолий Комаров В свое время стоило большого труда доказать, что вертолетные подразделения и части в ходе боевой подготовки должны отрабатывать взаимодействие с общевойсковыми, жить по одним с ними правилам, подчиняться одному командиру.

Первые крупные шаги реформирования армии — сокращение числа военных округов и придание им статуса оперативно-стратегических командований, объединение РВСН, ВКС и войск РКО в один вид Вооруженных Сил, объединение ВВС и ПВО, преобразование Управления главнокомандующего Сухопутными войсками в Главное управление Сухопутных войск МО — в центре внимания аналитиков. На фоне этих масштабных преобразований началось реформирование авиации Сухопутных войск.
Авиация Сухопутных войск, включающая в свой состав подразделения и части, вооруженные боевыми, транспортными и специальными вертолетами, а также беспилотными летательными аппаратами, — одно из важнейших средств обеспечения мобильности и огневой мощи Сухопутных войск (СВ). Она убедительно доказала свою высокую эффективность. Не случайно в период окончания войны в Афганистане численность личного состава Армейской авиации (с декабря 1990 г — авиация Сухопутных войск) достигала 75 тыс. человек, а вертолетов — 6 тыс. Экипажи имели бесценный боевой опыт. Была отлажена система управления и взаимодействия с наземными войсками.
Серьезными теоретическими обоснованиями, а еще больше практикой боевого применения Армейской авиации удалось утвердиться в Сухопутных войсках, которые поначалу рассматривали как инородное тело.
В начале 90-х гг проведено естественное после окончания боевых действий в Афганистане сокращение авиации СВ.
Численность личного состава уменьшилась практически вдвое. Впоследствии из-за экономических трудностей ухудшилось материально-техническое снабжение и обеспечение топливом. В 1997 г общий налет упал в три раза по сравнению с 1993 г, хотя количество вертолетов снизилось за это время лишь на 10%.
Средний налет на экипаж в 1993 г составлял 75 ч, а в 1997 г — 33 ч. Боеспособность частей и подразделений поддерживается лишь за счет летчиков, еще не утративших полученный боевой опыт. Многие подразделения способны выполнять боевые задачи только днем в простых метеоусловиях. Для выполнения ответственных заданий приходится теперь собирать вертолетчиков не из эскадрильи или полка, как было раньше, а со всего
округа. А ведь вертолетчикам поручаются ответственные правительственные задания и за пределами России. Например, они входят в состав авиационной группы миссии ООН в Анголе, коллективных миротворческих сил в Таджикистане.
Одна из основных целей реформирования Вооруженных Сил в целом — «повышение их боеготовности и боеспособности за счет оптимизации структуры, состава и численности, подъема качественного уровня технической оснащенности, подготовки, обеспечения…».
При этом авиация Сухопутных войск преобразуется в Армейскую авиацию (такое название уже было до декабря 1990 г, тогда она еще входила в ВВС). Командующий Армейской авиацией подчиняется одному из заместителей министра обороны, части и подразделения подчиняются командующим округами.
В свое время стоило большого труда доказать, что вертолетные подразделения и части в ходе боевой подготовки должны отрабатывать взаимодействие с общевойсковыми, жить по одним с ними правилам, подчиняться одному командиру. Сейчас удалось еще раз отстоять эти позиции, правильность которых подтверждена в бою, и доказать нецелесообразность переподчинения Армейской авиации Военно-Воздушным Силам.
Наиболее сложные проблемы вызывает сокращение численности личного состава и боевой техники. Численность теперь уже Армейской авиации уменьшается на 53 %. И произойти это должно в течение года. А по расчетам, проведение такого мероприятия с минимальными потерями при нормальном финансовом обеспечении потребует три — четыре года. Но нет ни времени, ни денег. Не случайно в частях начавшееся реформирование называют «секвестированием», подразумевая, что вся реформа сведется только к массовому сокращению. Будет уволено более 6 тыс. офицеров и прапорщиков, из них около 2 тыс. летного состава.
Уйдут в запас 35-40-летние как имеющие достаточную для получения пенсии выслугу. А это наиболее опытные летчики — командиры звеньев и эскадрилий, на которых держится боеготовность частей и подразделений. Кстати, в МВО, ставшем теперь приграничным, число вертолетных частей почему-то сокращается в 4 раза больше, чем в других округах.
В сухопутных войсках США в составе частей и подразделений армейской авиации насчитывается свыше 30 тыс. человек личного состава, из них более 5 тыс. летчиков, 4577 вертолетов и 330 самолетов (всего в вооруженных силах около 8000 вертолетов).
Из трех военных училищ, готовящих вертолетчиков, остается только одно — Сызранское. Решается вопрос о создании его филиала для подготовки борттехников на базе расформировываемого Уфимского авиационно-технического училища, т.к. таких специалистов больше нигде не готовят. Сокращение идет и в Центре боевого применения и переучивания летного состава Армейской авиации в Торжке. Для поддержания необходимого уровня подготовки вертолетчиков высшей квалификации центру приходится изыскивать дополнительные средства. Получают их от подготовки зарубежных специалистов, благо что во многих странах армейская авиация и укрепляется, и создается. Уже подготовили вертолетчиков для Эритреи и Швеции, ведутся переговоры с Колумбией и Конго.
Хорошо послужившие и бывшие для своего времени лучшими в мире Ми-24, Ми-8 и Ми-6 не только устарели морально, но и выработали ресурс. Ремонт, конечно, может поддержать старые вертолеты в боеготовом состоянии на какое-то время, но только новые, более совершенные вертолеты позволят при меньшей численности решить стоящие задачи. И такие вертолеты есть — это Ка-50, Ка-52, Ми-28А, Ми-28Н. Ка-50 и Ми-28А прошли испытания в Центре боевого применения и переучивания летного состава Армейской авиации и заслужили самые высокие оценки летчиков и технических специалистов. Они имеют лучшие летно-тактические характеристики и более мощное вооружение, чем у Ми-24. Не уступают они и лучшим американским (находящимся на вооружении и перспективным) вертолетам АН-64А «Апач», AH-64D «Лонгбоу» и RAH-66 «Команч».
На вооружении частей и подразделений армейской авиации ВС США состоят: ударные вертолеты (AH-1S,F, AH-64A.D); вертолеты боевого обеспечения(разведывательные ОН-58С, радиоэлектронной борьбы ЕН-1Н, многоцелевые UH-1B,D,H,M, UH-60A); транспортные (CH-47C,D).
Но за последние годы авиация Сухопутных войск получила всего 10 новых машин Ми-26, 4 Ка-50 и 8 Ми-8, а минимальные потребности составляют не менее 40 транспортных и 30 боевых вертолетов. По оценкам специалистов, если ситуация не изменится, к 2000 г Армейская авиация вообще перестанет существовать. Необходимо изменить систему финансирования заказов авиационной техники. И раньше, и сейчас доля Армейской авиации — всего 3 % от средств, выделяемых генеральному заказчику (ВВС) на заказ всей авиационной техники. Но когда ВВС и авиация ПВО получали самолеты 4-го поколения, авиация СВ оснащалась вертолетами 2-го. Благодаря их относительно низкой стоимости, выделяемых средств хватало и на приобретение новых вертолетов, и на ремонт. Современные же машины, бортовое РЭО которых включает практически такие же, как и у современных самолетов, радиолокационные и инфракрасные прицелы и навигационные системы, стоят гораздо дороже.
По эффективности поражающего действия всех видов оружия Ка-50 на 30-50 % превосходит «Апач». Боевая живучесть Ка-50 на 30-50 % выше. Ка-50 оснащен системой аварийного спасения летчика во всем диапазоне режимов применения, которая обеспечивает спасение с вероятностью не ниже 0,9.
Характеристики АН-64А по этому показателю в несколько раз ниже.
В конце прошлого года Ми-28А выиграл тендер на поставку вертолета нового поколения для вооруженных сил Швеции у АН-64А «Апач». Правда, о контракте речи пока не шло, но факт этот сам по себе достаточно примечателен: к нашим машинам присматриваются, их сравнивают с вертолетами Запада, им отдают предпочтение. Хорошо, если новые машины пойдут за рубеж, но будет еще лучше, если они будут на вооружении и Армейской
авиации. Тогда можно рапортовать о реформировании, а не о «секвестировании».

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...