Александр Касаткин,
Кандидат технических наук,
Сергей Лошкарев

Перу — одно из немногих государств Латинской Америки, имеющих на вооружении авиационную технику советского (российского) производства. В соответствии с подписанным в 1976 г договором о военно-техническом сотрудничестве в Перу были поставлены самолеты Су-20 (Су-22), Ан-26 (Ан-32), а также вертолеты Ми-6 и Ми-8. Занимая 5-е место среди стран Латинской Америки по численности населения, страна по количественному составу ВВС (около 15 тыс. чел.) уступает лишь Бразилии.
Военно-воздушным силам в Перу уделяется особое внимание еще с 30-х гг , когда авиация начала принимать самое деятельное участие практически во всех вооруженных конфликтах. В частности, она активно использовалась в период перуанско-колумбийского конфликта (из-за нефтеносного района близ речного порта Летисия) в 1932 г. В ходе столкновения с Эквадором (1940) применение воздушного флота стало решающим фактором, предопределившим победу Перу.
В послевоенный период руководство страны стремилось оснащать ВВС самой современной техникой. Достаточно сказать, что перуанские ВВС в 50-е гг первыми среди стран Южной Америки получили на вооружение бомбардировщики Canberra и сверхзвуковые истребители Hunter, затем первыми в регионе освоили Mirage 5, а впоследствии и Mirage 2000.
Перу первой из стран Южной Америки стала сотрудничать с СССР в военно-технической сфере. После военного переворота в середине 60-х гг к власти пришло правительство генерала Хуана Веласко Альварадо. В эти годы глубокую трансформацию претерпела внешняя политика Перу, например, произошло расширение экономических отношений с социалистическими странами, в первую очередь с СССР. После подписания договора о ВТС в Перу хлынул поток советской боевой техники для сухопутных войск и ВВС.
Одновременно были закуплены Mirage 2000P и Mirage 2000DP, а при помощи фирмы Dassault осуществлена модернизация 18 Mirage 5P и Mirage 5DP, что позволило вооружить их ракетами Matra Magic («воздух — воздух») и обеспечить дозаправку в воздухе.
Но этих мер по укреплению боевой мощи авиации оказалось недостаточно. В ходе последнего конфликта с Эквадором (с которым уже много лет идет территориальный спор) в январе-феврале 1995 г в местечке под названием Альто-Сенепе было потеряно девять (по другим сведениям — двенадцать) самолетов против двух эквадорских.
Это ускорило принятие решения о существенной реорганизации ВВС и оснащении их современными авиационными комплексами.
Оставалось решить вопрос лишь о стране-поставщике, т.к. собственная авиапромышленность производить боевую AT не в силах. Ведущая перуанская авиастроительная компания «Industria Aeronautica del Peru» (INDAER), образованная в середине 70-х гг , производит с 1988 г в небольших количествах лишь легкие самолеты «Чуспи».
Не было успешным заключение контракта с итальянской компанией Aermacchi по лицензионной сборке 70 учебных самолетов МВ.339А и штурмовиков МВ.339К и организации в Перу к 2000 г производства собственного самолета. Однако из-за финансовых трудностей и разразившегося в Перу экономического кризиса в 1984 г этот проект был сорван. Что касается США, то до последнего времени они не претендовали на этот рынок, так как Вашингтон является гарантом мирного процесса между Перу и Эквадором.
В силу этих обстоятельств перуанские военные обратились к России как правопреемнице СССР — давнего партнера по ВТС.
Считалось, что перуанский контракт у России уже в кармане. Поэтому подлинной сенсацией стало заключение контракта с Белоруссией в 1996 г. Его детали окутаны туманом, который не рассеялся и поныне. Известно лишь следующее:

  • Сначала на сумму, которая, по сведениям из различных источников, колеблется от $385 млн до $700 млн, было закуплено от 12 до 18 (точные цифры неизвестны) истребителей МиГ-29 производства 80-х гг , а затем — 14 штурмовиков Су-25. В дальнейшем предполагаются поставки новейших зенитных ракетно-пушечных комплексов «Тунгуска», а также ЗРК SA-19 и SA-15 («Top»).
  • Закупка авиатехники производилась ВВС Перу не напрямую (как это принято), а через компанию «Линка С.А.», которая приобрела самолеты в Белоруссии, а затем перепродала их ВВС. Такая схема, естественно, тоже не способствовала «прозрачности» достигнутого соглашения.
  • Генерал армии В.Вильянуэва (министр обороны Перу во время заключения контракта) был «сослан» послом в Мексику. Таким способом перуанское руководство пыталось хоть как-то успокоить население страны, подозревающее высшие военные чины в получении солидных комиссионных.
  • В настоящее время большая часть «МиГов» стоит на земле в ожидании запасных частей, а один не так давно и вовсе разбился, что усилило возмущение перуанской общественности.
  • Белоруссия, распродавая при первом удобном случае доставшееся ей в наследство от СССР вооружение, не в состоянии обеспечить поставки запчастей и сервисное обслуживание. На обращение к России о продаже запасных частей на $55 млн для реэкспорта в Перу был получен отказ: в соответствии с указом Президента РФ разрешаются поставки запчастей только к военной технике, проданной нашими оборонными предприятиями.

Самой проигравшей стороной в сложившейся ситуации является, конечно, Перу, потратившая немалые средства на простаивающую авиатехнику. Лучшим выходом из тупика, по всей видимости, является возобновление ее отношений с Россией. Тем более, что Москва предлагает вернуться к договору 1976 г и возобновить военно-техническое сотрудничество: восстановление МиГ-29, продление ресурса и календарного срока службы поставленных ранее Су-22 и др. Планируется показ Су-25, Су-39 и Су-27.

Парк авиационной техники Перу.
Тип АК Назначение Количество Год поступления на вооружение ВВС
Боевые самолеты
Mirage 2000P/DP истребитель/УБС 10/2 1986
Mirage 5P/DP истреб./ударный/УБС 30 1974 (модернизированы)
Су-20/22М/22УМ ударный/УБС 32/16/4 1976/1980-1981
МиГ-29 истребитель 12-17 1996 (б/у Белоруссии)
Су-25 ударный 14 1996 (б/у Белоруссии)
B(I).68/B.52/56/T.54 ударный/УБС 11 1977
А-37В противопартизанский 20 1975
Военно-транспортные самолеты
L-100-20/C-130A транспортный 8 1973/1981
Ан-32 -«- 20 1987
DHC-5A -«- 13 1971-1972
DHC-6 -«- 6 1983-1986
DC-8-62CF -«- 2 1981
FH-227 -«- 1 нет сведений
Harbin Y-12 -«- 5 1991
ЕМВ-120 -«- 1 1993
Специальные самолеты
Boeing 707-320C заправщик 1 нет сведений
F28 Fellowship 1000 административный 1 1976
Falcon 20F -«- 1 1983
Learjet 25B/36A -«- 2/2 1974/1983
King Air 90 связной З 1983
Queen Air -» — 13 нет сведений
PA-31T Cheyenne -«- 1 1979
Cessna 421 -«- 1 нет сведений
РС-6В Turbo-Porter -«- 12 нет сведений
Cessna U206/185 -«- 5 до 1980
МВ339АР УТС 13 до 1980
EMB-312 Tucano -«- 28 с 1985
Cessna T-41D -«- 14 до 1980
Cessna 150F -«- 4 до 1975
Вертолеты
Ми-24 ударный 9 1992 (б/у Сальвадора)
Ми-6 транспортный 6 1976
Ми-8/17 -«- 44 1976/1989-1990/
1992 (б/у Никарагуа)
Веll 412НР -«- 2 нет сведений
Bell 212/214ST -«- 11/5 до 1980
UH-1H Iroquois многоцелевой 12 до 1974
Bo.105C/L -«- 18/6 до 1984
Bell 206B Jet Ranger тренировочный 11 1978-1980
Bell 47G -«- 12 1970
AS350B Ecureuil связной 3 после 1980
Alouette lll -«- 2 до 1976
Авиация ВМС
Военно-транспортные самолеты
Ан-32 транспортный 2 1987
ЕМВ-110 Bondeirante патрульный/транспортный 3 1986
Специальные самолеты
F-27-200 патрульный 12 нет сведений
Т-34С Turbo-Mentor УТС 6 -«-
King Air 200/200C связной 5 -«-
Вертолеты
SH-3H Sea King ПЛО 6 до 1975
AB212ASW ПЛО 5 нет сведений
UH-1D Iroquois многоцелевой 6 до 1974
Ми-8Т транспортный 3 1976
Alouette lll ПЛО 2 до 1975
Bell 206B Jet Ranger связной 8 1978-1980
Самолеты
Ан-32 транспортный 3 1994
Queen Air 65 административный 1 нет сведений
Cessna 337 связной 1 нет сведений
Cessna U-17А/150 -«- 8 нет сведений
Вертолеты
Ми-8/17 транспортный 40 1976/1990
Alouette lll многоцелевой 5 до 1975
А 109К административный 12 1978-1982
Enstrom F28F тренировочный 9 1983-1985
SA315BLama многоцелевой 7 1976-1980
Bell 47G связной 6 до 1970

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...