Александр Яворский,
Павел Плунский

Россия уже давно экспортирует современную высокотехнологичную военную технику, в том числе самолеты
боевой авиации — МиГ-29, Су-25, Су-27 и их модификации. Противодействуя дальнейшему экспорту этих машин, западными специалистами выдвинут тезис о невозможности интеграции российского оружия в военную инфраструктуру НАТО и других стран — импортеров западного оружия.
Однако насколько справедливо это утверждение?
В странах, входящих в НАТО, насчитывается более 250 основных аэродромов, в том числе в Бельгии — 17, Великобритании — 32, Германии (территория бывшей ФРГ) — 44, Греции — 19 (в том числе на островах в Эгейском море), Дании — 9, Испании — 23, Италии — 29, Нидерландах — 15, Норвегии — 13, Португалии -11, а также во Франции — 40.
Типовая европейская авиабаза НАТО имеет 2-3 эскадрильи (48-72 боевых самолета), одну или две ВПП размерами 2400 х 45 м и толщиной искусственного покрытия 0,3…0,6 м, основную рулежную дорожку (РД), которая может служить в качестве аварийной ВПП, 2-3 группы рассредоточенных мест стоянки самолетов с укрытиями и убежищами, систему РД от самолетных укрытий к ВПП, места размещения командования авиабазы, хранения и заправки топлива, средств вооружения самолетов, средств ПВО авиабазы, средств техобслуживания и ремонта самолетов, а также ремонтно-восстановительный комплекс аэродромного обслуживания, не считая транспортных средств, складов, бытовых учреждений и прочих сооружений.
Одной из типовых авиабаз НАТО в Западной Европе, например, является Битбург, расположенный в Германии в 4 км юго-восточнее города того же названия, на котором было развернуто 36-е авиакрыло Командования ВВС США в Европе. База имеет взлетно-посадочную полосу с капитальным покрытием (асфальт), длина ВПП — 3150 м, ширина — 45 м. ВПП оборудована системой аварийного торможения самолетов. База имеет развитую инфраструктуру, включающую 66 одиночных укрытий усиленного типа для самолетов с каркасом арочного типа, состоящем из гофрированных панелей, покрытых бетоном толщиной до 60 см.
Планами командования США и НАТО в случае вывода из строя аэродромов предусматривается эксплуатация самолетов (в частности, F-15) с участков скоростных автомобильных дорог Европы, специально подготовленных для использования в качестве ВПП. Под ВПП выбирается прямолинейный с незначительным уклоном участок автострады длиной 1 800-3000 м. Полотно дороги расширяется до 30 м и бетонируется.
Впрочем, опыт эксплуатации самолетов с автострад используется не только в Западной Европе. Например, правительство Южной Кореи поддерживает на автострадах страны в готовности по меньшей мере 11 ВПП длиной около 4000 м каждая, которые используются как самолетами южно-корейских ВВС, так и американскими самолетами.
Взлетно-посадочные характеристики самолета Су-27 позволяют его базирование практически на любых авиабазах НАТО и аэродромах других стран, а также эксплуатацию с участков автострад, т.к. потребная длина ВПП с капитальным покрытием для этого самолета составляет всего 1200 м, что предусматривает случай посадки без использования тормозного парашюта. В стандартном боевом варианте и с нормальным взлетным весом самолет имеет длину разбега 300 м на форсаже и 600 м при бесфорсажном режиме работы двигателей. А при установке по требованию заказчика поворотных сопел — будет еще меньше. Длина пробега в стандартном варианте составляет 600 м с использованием тормозного парашюта. Использование аэродромных систем аварийного торможения применительно к самолету Су-27 (в случае его приобретения) не должно встретить каких-либо затруднений, т.к. не существует никакой проблемы в оснащении машины облегченным крюком для аварийного торможения при использовании азрофинишеров ВАК-9, ВАК-12 и 500S.
Что касается укрытий на многих авиабазах, то большинство из них предназначалось для F-4. Переход на F-15 потребовал проведения доработок — усиления конструкции укрытия и создания углубления в полу для пневматиков стоек шасси, т.к. высота самолета F-15 значительно больше, чем F-4. Углубления играют роль направляющих для обеспечения безопасного расстояния между законцовками крыла и стенками укрытия при движении самолета.
Возможно, что для размещения самолетов Су-27 и их модификаций в таких стандартных укрытиях потребуются аналогичные доработки, т.к. Су-27 имеет высоту 5,88 м против 5,63 м самолета F-15 и размах крыла 14,948 (в штатной комплектации) против 13,06 м. В целом для обслуживания или укрытия самолета Су27 пригодны ангары с шириной пролета 16,5 м и более.
При всех видах аэродромного обслуживания самолета Су-27 требуется обеспечить два вида электропитания: трехфазного переменного тока напряжением 115/200 В стабилизированной частоты 400 Гц и постоянного тока напряжением 27 В суммарной мощностью 50 кВА. Настоящий стандарт электропитания является общепринятым во всем мире и обеспечивается на любых аэродромах, причем подсоединение к самолетным разъемам стандартных наземных вилок происходит без применения каких-либо дополнительных переходников.
Для оперативного обслуживания самолета можно использовать передвижной аэродромный электроагрегат типа 60F24R производства фирмы HOBART (США) или любой его аналог, обеспечивающий электропитание в соответствии с ГОСТ 19705-81.
При наземных проверках самолета требуется воздушное охлаждение оборудования и кондиционирование кабины. В качестве источника здесь пригоден, например, аэродромный кондиционер типа ТСМ фирмы Teledyne (США) или его аналог, обеспечивающий расход воздуха не менее 3120 кг/ч.
Для разового или ограниченного по времени базирования самолета Су-27 необходим весьма ограниченный набор расходных горюче-смазочных материалов, при этом возможно применение зарубежных аналогов. Отечественное топливо типа ТС-1 или РТ можно заменить топливом типа JetA-1 или Jp-4 (с некоторыми ограничениями по параметрам и ресурсу работы агрегатов в топливной системы и двигателей АЛ-31Ф). Заправка самолета обеспечивается стандартными аэродромными средствами НАТО для топливозаправки под давлением типа mKX производства фирмы AD или mS фирмы Esterer (Германия) или их аналогами без применения дополнительных переходников.
Заправка медицинского кислорода (ГОСТ 5583-78) обеспечивается зарубежными средствами по стандарту MIL-0-272-1 OF с давлением до 220 кг/см2. А при заправке этилового спирта, используемого в системе охлаждения при температуре наружного воздуха менее -5 град. С, применяется его зарубежный аналог по стандарту MIL-D-8243 Type II.
Су-27 побывал более чем в 16 странах мира, расположенных не только в разных регионах, но и в разных полушариях, и нигде не возникало никаких серьезных проблем с его эксплуатацией. Среди них были и страны Северной и Южной Америки, Ближнего и Среднего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, и, конечно, Европы, в том числе во Франции, Германии, Великобритании, Греции. И хотя это было базирование продолжительностью до 60 дней (или 50 летных часов), но стандартного (немодернизированного) самолета, оснащенного обычными отечественными системами оборудования и вооружения. Что же касается постоянного базирования и поставки самолета в конфигурации, необходимой покупателю, то вопросы обслуживания и материально-технического обеспечения будут предметом отдельного, более конкретного серьезного разговора.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...