Виктор Меркулов,
Генеральный директор КнААПО
Не все золото, что блестит,
Но если это золото, то блестит обязательно
(Из наблюдений ювелиров)

Боевой Су-27Истребитель четвертого поколения Су-27 и его двухместный вариант Су-27УБ в настоящее время являются ключевыми элементами ВВС России, а их коммерческие «родственники» Су-27СК и Су-27 УБК исправно несут службу в составе боевой авиации Китая и Вьетнама.
Изначально разработка самолета Су-27 была направлена (помимо выполнения сформированных тогда к нему требований) на создание машины с большим техническим потенциалом, который должен был реализоваться по мере поступления новых эксплуатационных требований и при расширении круга боевых задач. И надо отдать должное ОКБ Сухого — базовый самолет получился очень удачным и с таким потенциалом, который по прошествии многих лет далеко не исчерпан.
Результатом дальнейших разработок явилось создание целой серии машин для решения новых задач: палубного истребителя Су-33, многофункционального Су-35/Су-37 (последний оснащен двигателем с изменяемым вектором тяги и имеет непревзойденную в мире маневренность), а также ударного самолета Су-32/Су-34.
Базовый самолет Су-27 создавался исключительно под имевшиеся в то время требования со стороны ВВС, однако в основу концепции самолета было положено наличие большого внутреннего объема для размещения топлива, запасом которого можно было бы варьировать в зависимости от поставленной боевой задачи. Требования к самолету по дальности полета и существовавшие концепции боевого применения не делали в этом случае необходимым привлечение таких средств увеличения дальности, как подвесные топливные баки (ПТБ) (или их конформный вариант), а также использование дозаправки топливом в полете.
В результате был создан своего рода уникальный самолет с такой «отдачей по топливу» (отношение веса топлива во внутренних топливных баках к весу пустого самолета), какой не имеет до сих пор ни один боевой тактический самолет в мире (1,3 для Су-27 против 0,9-1,05 для других). Это означает, что на самолете Су-27 возможность варьирования необходимым запасом топлива во внутренних баках (полная заправка — 9450 кг при
Υт=0,785 кг/л), позволяет крайне эффективно использовать имеющиеся точки подвески (и в большом количестве) для управляемого и неуправляемого оружия, не занимая их ПТБ, которые хотя и увеличивают дальность полета, но ограничивают возможности размещения вооружения.
Помимо этого, ПТБ создают дополнительное аэродинамическое сопротивление и ограничивают маневренность самолета, что немаловажно для истребителя. Полеты самолетов с ПТБ в боевых условиях, как правило, предусматривают их сброс после выработки топлива для устранения дополнительного сопротивления и снятия наложенных ими ограничений по маневренности. Таким образом, ПТБ становятся расходуемым элементом, увеличивая стоимость выполнения боевого задания. К тому же наличие ПТБ резко увеличивает дальность обнаружения несущей их машины радиолокационными средствами за счет значительного увеличения эффективной поверхности рассеивания (ЭПР) самолета.
Но что делать, если так нужна повышенная дальность? Приходится использовать все те же ПТБ, дорабатывать уже имеющиеся самолеты под применение конформных баков, плотно прилегающих к самолету и дающих минимальное приращение аэродинамического сопротивления.
Все западные боевые самолеты тактического назначения (за исключением малозаметного истребителя F-117А, на котором может использоваться только дополнительный топливный бак в отсеке вооружения) летают при выполнении заданий только с ПТБ. Как правило, эти ПТБ занимают место, на котором могло бы размещаться вооружение. Впрочем, бывают и исключения. Так, на самолетах «Торнадо» и F-14 на боковых поверхностях пилонов ПТБ устанавливаются специальные переходники в сочетании с пусковыми установками для ракет (обычно для ближнего воздушного боя). На самолетах F-15 и разрабатываемом F-22 установки для таких ракет монтируется с обеих сторон подкрыльевых пилонов, на которых размещаются ПТБ.
Среди самолетов с ПТБ, широко экспортирующихся в другие страны американские F-4, F-5, F-15, F-16 и F/A-18, французские «Супер Этандар», «Мираж 2000» и другие «Миражи», самолеты совместных разработок — «Ягуар» и «Торнадо». Более того, на самолетах F-15C/D и F-15E помимо ПТБ применяются также несбрасываемые конформные топливные баки FAST PACK. Баки такого же типа рассматриваются в рамках проекта экспортного самолета
F16U. Даже на таком сверхсовременном американском тактическом истребителе, как F-22, поступление которого на вооружение ВВС США ожидается в скором будущем, предусматривается при выполнении отдельных боевых задач установка до 4-х ПТБ И это на самолете, спроектированном с учетом требований малой заметности и имеющим отсек вооружения! Так что, несмотря на все известные недостатки, применение ПТБ продолжается.
Другим средством значительного увеличения дальности самолета является заправка топливом в полете, что требует привлечения самолета-заправщика. Правда, здесь могут быть варианты, связанные с применением как специализированных самолетов-заправщиков, так и самолетов такого же типа, оснащенных подвесными устройствами для передачи топлива другому самолету. В последнем случае значительно расширяются
возможности подразделения однотипных боевых самолетов. Все самолеты западных образцов оборудованы системами заправки топливом в полете, действующими по схеме «штанга (самолет-заправщик) — штуцер (заправляемый самолет)» или «конус — штанга».
Распад Советского Союза и разрушение существовавшей концепции обороны по иному расставили акценты в выполнении авиацией ВВС РФ боевых задач. Актуальность новых задач особенно возросла в последнее время с учетом радикального сокращения сил и средств объединенных ВВС, что в конечном итоге привело к тому, что часть воздушного пространства страны лишилась истребительного и зенитно-ракетного прикрытия.
Нынешняя стратегия военной авиации основана исключительно на маневре силами и средствами по всей территории страны, модернизации техники и улучшении взаимодействия родов войск в объединенном виде Вооруженных Сил. Особая роль при этом отводится авиации. Здесь одним из главных факторов является возможность оперативного маневра имеющимися авиационными средствами, что требует (с учетом протяженности территории
страны) повышенной дальности полета.
Несмотря на то, что состоявшие на вооружении ВВС и ПВО страны стандартные самолеты Су-27 (включая двухместный вариант Су-27УБ) не несли ПТБ и не были оборудованы системой дозаправки топливом в полете, еще в конце 80-х гг в рамках отработки маневра авиацией между театрами военных действий начались дальние полеты отдельных самолетов этого типа.
В июне 1987 г самолет Су-27УБ, дооборудованный системой дозаправки в полете, совершил беспосадочный перелет с четырьмя дозаправками в воздухе по маршруту Москва — Комсомольск-на-Амуре Москва протяженностью 13440 км за 15 ч 42 мин. Дальние полеты с целью отработки возможностей перехвата самолетов потенциального противника на удаленных рубежах стали выполнять войска ПВО. В рамках одного из таких заданий Су27УБ в «компании» с Су-27П ненадолго слетали на Землю Франца-Иосифа.
С целью расширения боевых возможностей в плане увеличения дальности и продолжительности полета был создан и принят на вооружение российских ВВС двухместный истребитель дальнего перехвата и барражирования Су-30. На Комсомольском-на-Амуре Авиационном Производственном Объединении (КнААПО) выпускается одноместный экспортный вариант этого самолета под обозначением Су-30КИ. Оба самолета оборудованы системой заправки топливом в полете по стандартной для российских ВВС схеме «конус — штанга».
Дозаправка Су-30 в полете от Ил-78В июле этого года летчиками Центра боевого применения и переучивания летного состава, дислоцированного в Саваслейке Нижегородской области, на двух парах самолетов Су-30 был выполнен экспериментальный полет по сложному маршруту общей протяженностью 8,5 тыс. км и длительностью 10 ч. При этом самолеты несли ракеты класса «воздух-воздух» и в ходе полета отрабатывали сложные тактические задачи у южных, северных и западных границ нашей страны, в том числе отражение налета бомбардировщиков и крылатых ракет на Москву с северного
направления. В полете были выполнены три дозаправки от самолетов-заправщиков Ил-78.
Расширение боевых задач при увеличении дальности полета, а также опыт полетов на отдельных самолетах Су-27/Су-30 показывает, что практически все строевые самолеты Су-27 и Су-27УБ, так же как и их коммерческие варианты Су-27СК и Су-27УБК, могут быть доработаны путем установки на них системы дозаправки топливом в полете.
Что касается экспортного самолета Су-30КИ, то с одной дозаправкой его боевой радиус действия в режиме «воздух-воздух» увеличивается на 50-80 %. При задаче в режиме «воздух-поверхность» возможен взлет самолета с максимальной боевой нагрузкой до 8000 кг за счет неполной заправки
топливом, компенсируемой дозаправкой топливом в полете. В этом случае радиус действия увеличивается в 2-3 раза.
Сам процесс дозаправки максимально заблокирован от неверных действий летчика: в систему дистанционного управления введен специальный режим, устраняющий раскачку истребителя после контакта при непредсказуемых перемещениях ручки управления самолета в регламентируемых пределах. В систему топливомера-расходомера введена автоматическая выставка перекаченного топлива, что позволяет летчику сосредоточиться
только на пилотировании. Для упрощения контакта с конусом самолета-заправщика в сумерках и в ночное время введена система освещения выпущенной штанги дозаправки и конуса.
Использование системы дозаправки топливом в полете позволяет достичь 8-часового нахождения самолета в воздухе. Накладываемые ограничения могут быть связаны только с наличием на маршруте необходимого количества самолетов- заправщиков и физическими возможностями летчика. Впрочем, и для него кое-что сделано в части повышения комфортности полета: вдвое увеличен запас кислорода, дополнительно установлены контейнер с бортовым пайком, бачок с питьевой водой и авиационное санитарное устройство. А уж использовать или нет в полете плеер с любимыми записями, чтобы скрасить одиночество (как это делали американские пилоты самолетов F-117 во время войны в Персидском заливе), — дело вкуса каждого летчика. Правда, в той войне летчики самолетов F-117 все равно должны были лететь в режиме радиомолчания.
Для дальнейшего увеличения дальности применение на самолетах двух стандартных ПТБ емкостью 2000 или 3000 л. технической проблемой не является. Нет также каких-либо препятствий для размещения на самолете «унифицированного подвесного агрегата заправки» (УПАЗ) при необходимости заправки топливом другого самолета такого же типа.
Истребитель Су-30КИ имеет системы спутниковой и ближней навигации VOR, ILS и DME, сопряженные с бортовой вычислительной машиной. Система спутниковой навигации А737 российского производства работает как в отечественной (GLONAS), так и в американской (NAVSTAR) навигационных системах. При этом значительно увеличивается точность решения навигационных задач по определению местоположения самолета, а также задач прицеливания при работе в режиме «воздух-поверхность». На самолете могут быть внедрены и другие перспективные предложения и разработки.
Таким образом, нереализованных (или не до конца реализованных) путей повышения боевых возможностей самолетов семейства «Су» пока еще столько, что их с лихвой хватит для удовлетворения требований самых взыскательных заказчиков как внутри страны, так и за ее пределами.

681018, г Комсомольск-на-Амуре, ул.Советская,д.1.
Тел.: (42172) 6-32-00, 6-35-89.
Факс: (42172) 6-34-51.
Телекс: 141149 BURAN.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...