Владимир Карнозов,
Николай Новичков,
Владимир Шварев

C 7 по 13 сентября в Англии прошел очередной авиасалон «Фарнборо-98», которому исполнилось 50 лет. Хозяевам было чем похвастаться: аэрокосмическая промышленность Великобритании сейчас на подъеме. Каждый год, начиная с 1995-го, наблюдается устойчивый рост финансового оборота в среднем на 8 %. Английский «авиапром» ориентирован в основном на экспорт и заказы из-за рубежа составляют 77 %. Доля государства в общем финансировании работ — всего 12 %, по сравнению с 50 % в США. Другая отличительная черта сильная централизация. Более половины (57 %) оборота промышленности приходится на крупнейшего производителя — фирму British Aerospace с численностью персонала 49 тыс. человек.
Основной среди военных программ, доля которых в общем обороте составляет 54 %, продолжает оставаться единый европейский истребитель Eurofighter. ВВС Великобритании, Германии, Италии и Испании планируют приобрести 620 машин. На «Фарнборо-98» самолет выставлялся под новым именем Typhoon, в честь удачного британского истребителя Второй мировой войны. Однако, во избежание конфуза, старое название решили сохранить и получилось Eurofighter Typhoon. Игра в имена не изменила сути — «новый» самолет уже хорошо известен широкой публике. Его прототип поднялся в воздух в марте 1994 г , однако только здесь, на салоне, Eurofighter впервые показал более-менее приличный пилотаж, продемонстрировав, кроме всего прочего, проход на угле атаки 28°. Полеты самолета сопровождались мощной пропагандистской компанией. Надувая щеки и напуская туман не публике, в кулуарах «еврофайтеровцы» признавались, что их задача заключается всего-навсего в создании истребителя, не уступающего в маневренности существующим вариантам МиГ-29. Однако, под сильным влиянием успеха «ОКБ Сухого» в области использования управляемого вектора тяги на самолетах Су-37 и Су-30МК начались работы над поворотным соплом для двигателя Eurojet EJ200 (оно демонстрировалось на выставке после наработки 20 ч на специальном стенде в Испании), Но они идут по инициативе разработчика, на его собственные средства.
К настоящему времени построено и облетано семь npoтoтипов Eurofighter, которые налетали 650 ч в 800 полетах. Сумма произведенных и предполагаемых затрат на создание истребителя, поставки которого начнутся в 2002 г , уже превысила $21 млрд.  Чтобы оправдать вложенные средства, консорциум Eurofighter Jagdflugzeug GmbH надеется поставить на экспорт 400 самолетов.  Но мечты не всегда сбываются. В частности, вместо долгожданного заказа на «тайфуны» австралийские ВВС решили обойтись модернизацией существующего парка F-18A/B, серьезно испортив настроение европейцам накануне открытия выставки в Англии.
Несмотря на обилие военной техники, салоны «Фарнборо» становятся все более «мирными». Из 120 показанных на выставке летательных аппаратов более половины были гражданскими. Самым «внушительным» экспонатом на статической стоянке стал, конечно, недавно принятый в эксплуатацию четвертый экземпляр грузового самолета A300-600ST Beluga с громадным поперечным сечением фюзеляжа, а в воздухе — новейший дальнемагистральный пассажирский аэробус А330-200, наглядно продемонстрировавший публике преимущества своей дистанционной системы управления в полетах на околосрывных скоростях. Не надеясь выиграть «воздушный бой» у Airbus Industrie, Boeing ограничился наземным показом своего нового авиалайнера 777-300, организовав в него открытый доступ для всех желающих. По предварительным данным. Airbus получил на выставке новых заказов на $12 млрд, a Boeing — на 7.
Пилотажная группа Красные стрелы Королевских ВВСИнтересные новости пришли на «Фарнборо» от двигателестроителей. General Electric уступил Pratt&Whitney битву за новый укороченный вариант (107 мест) аэробуса семейства А320, за которым Airbus официально закрепил обозначение A318. При наличии достаточного количества заказов
проект самолета будет «запущен» в конце года. Упорно сражаясь друг с другом за рынки сбыта, ярые конкуренты иногда объединяют усилия с целью эти рынки расширить. В первый день выставки General Electric и Pratt&Whitney объявили о заключении альянса по созданию двигателя GP7000 для авиалайнера сверхбольшой вместимости А3ХХ (555 мест), решение о постройке которого будет принято до конца года. В пресс-релизах по этому проекту, как бы невзначай, сообщалось о начале совместной работы над специальным вариантом нового двигателя для «увеличенного 747», о котором официальные лица фирмы Boeing предпочитают молчать. В разговоре с представителями General Electric удалось узнать, что главной
причиной для объединения их усилий с конкурентами как раз и стали «очень жесткие» требования Boeing к «своей» версии двигателя. Подобные утверждения не оставляет сомнения в том, что американские самолетостроители не намерены без боя отдавать большой сегмент рынка коллегам из Объединенной Европы.
Особо стоит отметить канадскую фирму Bombardier, которая привезла в Англию восемь (!) самолетов, в том числе трех дебютантов: деловой Global Express, получивший сертификат летной годности в июле, первый Learjet 45, только что переданный в коммерческую эксплуатацию, и прототип 70-местного турбовинтового самолета МВЛ Dash 8 Series 400, проходящий летные испытания. Рядом с ними впервые выставлялся новейший
разведывательно-ударный вертолет Boeing Sikorsky RAH-66 Comanche. Он прибыл в виде еще не облетанного второго прототипа (первая машина летает с 1996 г ). Швецию представляли два новичка международный салонов — двухместный вариант истребителя JAS 39 Gripen и самолет радиолокационного дозора и управления Saab 340 AEW с радаром Ericsson Erieye, смонтированным сверху фюзеляжа. Во время выставки стало известно о планах установки этого радара на самолет ЕМВ-145 бразильской фирмы Embraer, которая демонстрировала там две своих модели: ERJ-145 и его укороченный вариант ERJ-135.
Надежды на отсутствие реальной конкуренции на выставке со стороны России не оправдались. Несмотря на разразившийся финансовый кризис, наша страна была представлена достойно. Фактически российские участники опять «украли выставку», показав «свежеиспеченный» разведывательно-ударный МиГ-29УБТ, тактический истребитель МиГ-29СМТ и самый зрелищный пилотаж Анатолия Квочура на Су-27. На статической стоянке демонстрировался второй экземпляр вертолета АНСАТ разработки Казанского завода, реальный конкурент самым современным западным вертолетам в классе коммерческой нагрузки до 1000 кг. Летные испытания первой машины, оснащенной канадскими двигателями, начнутся в ноябре, а через пару лет можно будет купить серийный АНСАТ за $1,7 млн.
В экспозиционных залах располагались два объединенных российских стенда под флагами «Авиаэкспорта» и «Росвооружения». Некоторые предприятия имели собственные стенды: ВСМПО и АВИСМА, МВЗ им. М.Л.Миля и Казанский вертолетный завод, «БЕТА ИР» и др. Кроме того, большие модели самолетов МиГ-29 и Як-130 демонстрировались на стендах Daimler-Benz Aerospace (Германия) и Aeromacci (Италия), активно сотрудничающих с нашими компаниями.
Фирма «Камов», участвовавшая в выставке под эгидой «Авиаэкспорта», показала работающий макет новой кабины для вертолета Ка-50 «Черная акула». Большинство аналоговых приборов заменено на два цветных жидкокристаллических индикатора, а трубка телевизионного прицела уступила место
новой, более контрастной. Индикатор на лобовом стекле снят.
Вместо него летчик использует нашлемный прицел английской фирмы GEC Marconi. Новая кабина и системы ночного видения позволят нарастить потенциал вертолета, повысить его привлекательность на международном рынке. Вполне реально выиграть турецкий тендер на 145 боевых вертолетов, в котором участвует двухместный вариант Ка-50-2, оснащенный авионикой израильской фирмы IАI. До конца года один из его летных экземпляров побывает в Турции с дружественным визитом.
Заметным событием на выставке стала пресс-конференция госкомпании «Росвооружение», посвященная модернизации парка МиГ-29 Генеральный конструктор АНПК «МиГ» Михаил Коржуев рассказал о новейших МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ, перелетевших из России в Англию без промежуточной посадки. Они оснащены накладным топливным баком большой емкости, современными радиолокационным оборудованием и вооружением. Архаичные аналоговые приборы в кабине уступили место новейшим цветным дисплеям с жидкокристаллическими панелями. Опытный образец МиГ-29СМТ успешно прошел цикл испытаний, в котором принимали участие четыре летчика ВВС России. В ближайшее время ожидаются заказы на модернизацию 20 машин для отечественных Вооруженных Сил и еще на 120 — для зарубежных. При затратах, равных 30% стоимости серийной машины, заказчик получит качественно новый самолет, действующий в 6,5 раз эффективнее в дальнем воздушном бою и в 8 раз — при атаках наземных целей. Вариант УБТ рассчитан, прежде всего, на зарубежных пользователей двухместных учебных истребителей МиГ-29УБ. После установки комплекта новейшего бортового оборудования, в состав которого входит РЛС переднего обзора «Оса» сантиметрового диапазона, миллиметровый навигационно-прицельный радар в подвесном контейнере и РЛС бокового обзора в хвостовой части фюзеляжа, практически безобидная «спарка» превращается в грозный боевой самолет большого радиуса действия, способный наносить точные удары по наземным целям и эффективно бороться с воздушным противником.
К сожалению, в сезоне 1997 г МиГ-29 «вчистую проиграл» F-16 фирмы Lockheed Martin по количеству поставленных за рубеж машин со счетом 0:150. Однако Россия рассчитывает на реванш, выставив двух новых «форвардов» СМТ и УБТ. Им на подмогу может прийти МФИ. Руководство АНПК принимает меры по «рассекречиванию» этого самолета, чтобы его, наконец, можно было продемонстрировать мировой авиационной общественности. По словам Михаила Коржуева, полет опытной машины может состояться до конца нынешнего года. Не исключено, что МФИ покажут на салоне «Фарнборо-2000», который пройдет не как обычно, в первой половине сентября, а в конце июня. Вот вам и «традиционный» английский консерватизм!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...