Иван Баранецкий,
старший научный сотрудник РГНИИЦПК
им. Ю.А.Гагарина.
Начиная с 60-х годов космонавтика становится «крылатой» (проект «Спираль»), В 70-х СССР и США разрабатывают аналогичные проекты — многоразовые космические системы: «Энергия-Буран» и «Спейс Шаттл» соответственно. Середина 80-х годов ознаменовалась новым направлением в космонавтике — в ведущих космических странах начали разрабатываться авиационно-космические системы. В СССР/России осуществляется разработка двухступенчатой многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС), за рубежом — подобные проекты. Со временем меняются технические решения, но концепция МАКСа остается неизменной — это первая и необходимая стадия для разработки перспективных одноступенчатых воздушно-космических самолетов. Из всех разрабатываемых проектов МАКС наиболее реальный. К настоящему времени уже проработаны основные элементы конструкции орбитальной ступени, изготовлен макет внешнего топливного бака, существует задел по двигательным установкам. Сегодня большое внимание уделяется высоким (критичным) технологиям.

Основные этапы полета МАКСК реализации проекта МАКС НПО «Молния» приступило в 80-х годах, еще до первого полета «Бурана» (старт в космос состоялся 15 ноября 1988 г ), используя при этом опыт и результаты работ по проекту «Спираль», по экспериментальным аппаратам «Бор» и по «Бурану».
Система МАКС состоит из дозвукового самолета-носителя и установленной на нем орбитальной ступени (ОС) с внешним топливным баком (ВТБ). В качестве первой ступени МАКС используется самолет Ан-225 «Мрия». По вариантам второй ступени система имеет три модификации: МАКС-ОС, МАКС-Т и МАКС-М.
МАКС-ОС состоит из орбитального самолета многоразового использования и одноразового ВТБ. Маршевая двигательная установка включает в себя два двигателя РД701, работающих на трехкомпонентном топливе (жидкий водород, керосин и жидкий кислород). Базовый пилотируемый вариант самолета МАКС-ОС имеет кабину для двух членов экипажа.
Разработаны варианты ТТО-1 и ТТО-2 орбитальной ступени МАКС-ОС для спасательных операций на орбите и транспортно-технического обеспечения орбитальных станций соответственно.
Для выведения на орбиту больших (до 18 т) полезных нагрузок предназначена модификация МАКС-Т, имеющая беспилотную вторую ступень одноразового применения. В ней используется тот же внешний топливный бак, что и в МАКС-ОС, на котором вместо орбитального самолета установлен маршевый двигатель с полезным грузом, закрытым обтекателем.
Вторая ступень МАКС-М представляет собой многоразовый беспилотный орбитальный самолет, разработка которого связана с решением сложных технологических проблем, и рассматривается как возможное направление дальнейшего, после создания первых двух модификаций, развития концепции МАКС.
Авиационно-космическое направление, или «крылатая» космонавтика, развивается не только в России, но и в ведущих космических странах мира. Немного позже, чем в России, в США начинают разрабатываться проекты NASP, AMLS, PLS, SSTO и др ; во Франции — вертикально стартующий с помощью ракеты-носителя «Ариан» воздушно-космический самолет (ВКС) «Гермес», возвращающийся по-самолетному; в Германии — стартующий с
гиперзвукового носителя «Хорус» орбитальный самолет «Зенгер»; в Англии — «Хотол», старт которого может осуществляться с самолета-носителя Ан-225 «Мрия»; в Японии — Hope и Himes и др. Некоторые из этих проектов по разным причинам заморожены , а работы по другим — переориентированы на другие направления.
Сейчас в США работают над крылатым носителем («Венчур стар»), взлетающим вертикально, как ракета, и совершающим посадку, как планер.
Однако пионером «крылатой» космонавтики остается разработанный в начале 60-х в КБ «Зенит» под руководством замечательного инженера Глеба Лозино-Лозинского «Проект 50-50» или «Спираль». Сверхзвуковой самолет-разгонщик с треугольным крылом на большой скорости (М=6) и на высоте 24-30 км запускал в полет 10-тонный аэрокосмический самолет с дополнительной ступенью. Расчеты обнадеживали: масса полезной нагрузки у системы равнялась 12,5 % от ее стартовой массы, тогда как королевская ракета «Союз» выводила в космос груз, равный только 2,5 % от ее
стартовой массы. И если у 320-тонного «Союза» на Землю возвращается лишь обгоревший спускаемый аппарат весом 2,8 т, то у «Спирали» на планету «садилось» 85 % от запускаемой массы.
И не только возвращалось, но и было готово к новым стартам, не нуждаясь в космодромах. Был построен экспериментальный самолет-орбитер, проведены первые планирующие полеты. При возвращении в атмосферу он вел себя как самолет, который мог выбрать место посадки в радиусе 600-800 км.
Этот проект был свернут, но работа по созданию космопланов продолжалась. В качестве модели будущих орбитальных самолетов разрабатывались аппараты типа «Бор», запускаемые в космос с помощью привычных одноразовых ракет. Был построен «Бор-4», шутливо прозванный «галошей» за особую форму носа, благодаря которой аппарат должен был безопасно входить в атмосферу.
«Боры-4» под безликим обозначением «Космос» совершили 4 орбитальных полета 4 июня 1982 г , 16 марта и 27 декабря 1983-го, 19 декабря 1984 г Первые два космоплана-автомата приводнялись в Индийском океане (900 км западнее Австралии) и наши выуживали их из воды под пристальным вниманием западных кораблей и самолетов-разведчиков. Потом «Боры» садились уже в районе Крыма.
В начале 70-х США разрабатывают орбитальный самолет «Спейс Шаттл». Тяжелый, неповоротливый, прикованный к наземным стартовым комплексам, он на целую эпоху отставал от «Спирали».
Стартующий вертикально, как обычная ракета, «Шаттл» очень дорог даже по сравнению с обычными ракетами. Килограмм груза, выведенный на околоземную орбиту, обходится в $20 тыс., тогда как ракетой — не более $12 тыс. Но США спешили: они собирались начать космическую гонку вооружений.
И в бывшем СССР начали создавать аналог «Шаттла» — «Буран». Для разработки орбитального самолета «Буран» в 1976 г создано НПО «Молния». Уже тогда создавался задел технологий для более совершенных многоразовых систем. Шестимоторный самолет-гигант Ан-225 «Мрия», предназначавшийся для транспортировки «Бурана» на космодром «Байконур», мог стать самолетом-разгонщиком или воздушным космодромом для МАКСа. И если посадкой американских челноков до сих пор управляют пилоты, то «Буран» оснастили автоматической системой посадки. Для теплозащитного экрана использовался уникальный углерод-углеродистый материал и особая керамика. В НПО возник беспримерный испытательный
комплекс. На «Буране» замыкалась работа 250 предприятий, он вобрал в себя более 400 изобретений.
«Буран» стартовал в космос 15 ноября 1988 г и совершил удивительную по точности автоматическую посадку. В это время в СССР наступают большие перемены в политической и экономической жизни. Финансирование космоса резко сворачивается. «Буран» становится лишним.
Весь мир испытывает необходимость в сотнях спутников для телекоммуникационных систем. Нужны спутники для разведки полезных ископаемых, для управления движением не только самолетов и кораблей, но даже автомобилей. Возникает большая потребность глобального экологического мониторинга Земли: контроль газо- и нефтепроводов; контроль загрязнения окружающей среды; сигнализация об авариях на АЭС; наблюдение за состоянием мостов, путепроводов; передача аварийных сигналов с транспортных средств или контейнеров с ценным грузом.
Космос становится ареной борьбы за рынок запуска и обслуживания спутников. Этот рынок исчисляется многими миллиардами долларов и имеет тенденцию к росту на 10 % ежегодно. В этих условиях выигрывает тот, кто предложит самые дешевые средства запуска. Сейчас мы проигрываем эту борьбу. Но с созданием МАКСа российский рынок запусков спутников мог бы быть вполне конкурентоспособным по отношению к американским перспективным крылатым носителям («Венчур стар»). Вывод килограмма полезного груза на опорную орбиту (200-300 км над планетой) с помощью МАКСа обойдется в тысячу — полторы долларов, что как минимум в 10 — 15 раз дешевле, чем на американском «Шаттле». Он может занять до 60 % мирового рынка космических запусков.
Широка его область применения: инспекция космических объектов, возвращение спутников с орбиты, разведка любого района Земли и др. МАКС — самый реализуемый на сегодня проект, поскольку он опирается на опыт «Бурана» и вбирает в себя самые современные ключевые технологии.
Реальность его создания подтверждается принятыми положительными решениями Президента и Правительства РФ, которыми признана необходимость разработки программы «Перспективная многоразовая авиакосмическая система» и создания ключевых авиационно-космических технологий на базе
проекта МАКС.

ОАО «Научно-производственное объединение «Молния».
123459, Москва, ул.Новопоселковая, д.6.
Центр общественных связей.
Тел./Факс: (095) 497-59-30, 497-47-23.
E-mail: Alex@molniya.msk.ru.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (5,00 из 5, оценило: 1)
Загрузка...