Владимир Карнозов В конце сентября 1998 г начались летные испытания самолета-амфибии Бе-200, спроектированного Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом (ТДНТК) имени Г.М.Бериева и построенного в Иркутском авиационном производственном объединении (ИДПО). К середине следующего месяца машина совершила пять полетов, один из которых длился более полутора часов.

Бе-200Самолет, раскрашенный в цвета российского национального флага, был показан представителям заказчика и средств массовой информации (СМИ) на аэродроме ИАПО в Иркутске 17 октября. В этот день он выполнил два демонстрационных полета. Всего же, в рамках программы сертификации, Бе-200 предстоит совершить 150 полетов. Для выполнения программы летных испытаний будет задействован второй экземпляр самолета, который сейчас находится в цехе окончательной сборки. Он оснащается специальным оборудованием в соответствии с требованиями Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), которое разместило заказ на семь машин. На пресс-конференции в Иркутске заместитель министра Александр Москалец заявил о твердой решимости МЧС продолжать финансирование проекта Бе-200. Самолет включен в планы стратегического развития авиации МЧС, в соответствии с которыми предполагается сформировать сначала одну, а затем еще несколько отдельных смешанных эскадрилий из Бе-200 и вертолетов. Они будут использоваться для проведения противопожарных и поисково-спасательных операций.
Помимо МЧС, виды на Бе-200 имеет и другое российское ведомство — Федеральная лесная служба (ФЛС). Заместитель руководителя ФЛС Дмитрий Одинцов сообщил о намерениях приобрести несколько десятков таких самолетов для борьбы с лесными пожарами. Специалисты лесной службы участвуют в создании Бе-200 с 1990 г , занимаясь отработкой технологий пожаротушения с воздуха. Для этих целей используются несколько специально переоборудованных амфибий Бе-12П, которые показали свою высокую эффективность. «Государство должно найти и выделить ФЛС средства на защиту национального богатства России. Наши леса этого стоят», — сказал Одинцов представителям СМИ.
Начальник департамента авиационно-космической промышленности Министерства экономики Александр Книвель заявил, что проект Бе-200 всегда был приоритетным в плане государственного финансирования. На протяжении пяти лет из госбюджета выделялись средства на опытно-конструкторские работы. Частично они пошли на финансирование российского участия в создании двигателя Д-436ТП, предназначенного для установки на Ту-334 и Бе-200.
К сожалению, денег в казне оказалось недостаточно для полного выполнения всех государственных обязательств перед разработчиками Бе-200. Так, ТАНТК им. Г.М.Бериева до сих пор не получил 50 млн. рублей (в ценах 1998 г.) за работы, проведенные по госзаказам. «Без иркутян, которые взяли на себя основное финансирование этого проекта, мы бы никогда не подняли машину в воздух. Бе200 взлетел на их энтузиазме», сказал генеральный конструктор ТАНТК им. Г.М.Бериева Геннадий Панатов.
Иркутский завод, который с момента основания в 1932 г. специализировался в основном на выпуске боевых самолетов, выбрал Бе-200 в качестве своего первого гражданского продукта в рамках программы конверсии военного производства. С целью объединения усилий участников проекта был создан консорциум «БЕТА ИР» с привлечением иностранных инвесторов. Свой вклад внесли российские и украинские банки, выделив кредиты но
постройку опытного самолета, оснащение его силовой установкой и комплексом бортового оборудования.
На пресс-конференции в Иркутске председатель Совета директоров ИАПО Алексей Федоров объявил о начале «агрессивной маркетинговой кампании», нацеленной, прежде всего, на поиск зарубежных заказчиков. «До сих пор мы намеренно сдерживали наши маркетинговые усилия, ожидая результатов первых полетов прототипа самолета. Сегодня же мы можем показать заказчикам самолет на земле, в воздухе и на воде», — заявил он.
Результаты исследований, проведенных международными организациями, свидетельствуют, что общий объем заказов на самолет может составить от 400 до 800 единиц, причем на три четверти — из-за рубежа. На мировом рынке серийный Бе-200 будет предлагаться по цене $20-22 млн в зависимости от комплектации.
Заявки на приобретение Бе-200 получены от морской полиции Республики Корея и Народно-освободительной армии Китая, которые планируют использовать самолет в качестве патрульного, главным образом в прибрежной зоне. По заявлению Алексея Федорова, первый Бе-200 поступит зарубежному заказчику спустя год после начала поставок МЧС.
Помимо силовых структур, самолетом наверняка заинтересуются покупатели из числа коммерческих эксплуатантов авиационной техники. По мнению Геннадия Панатова, Бе-200 позволит гидроавиации восстановить свое присутствие на рынке регулярных воздушных сообщений, утерянное с появлением реактивных авиалайнеров. Высокие технологии, накопленные в ТАНТК им. Г.М.Бериева, помогли спроектировать и построить самолет-амфибию, не уступающую современным пассажирским воздушным судам аэродромного базирования по скорости полета и величине аэродинамического качества на крейсерских режимах.
Появление Бе-200 открывает большие перспективы для компаний, занимающихся туристическим бизнесом. Новый российский самолет может быстро и с комфортом доставить группу в 60-70человек из крупного аэропорта на материке в бухту практически любого острова и обратно. Например, только в Греции насчитывается 5000 больших и малых островов, куда многочисленные туристы доставляются на кораблях, катерах, лодках и прочих тихоходных транспортных средствах с низким уровнем комфорта. «Существует огромная ниша для гидроавиации, и Бе-200 в состоянии ее заполнить», — считает генеральный конструктор ТАНТК им. Г.М.Бериева.
Экспортные возможности Бе-200 не вызывают сомнений, но его поставки коммерческим эксплуатантам могут начаться только после получения соответствующих сертификатов летной годности и налаживания серийного производства самолета. Для этого потребуется в дополнение к уже вложенным средствам инвестировать еще $100 млн.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...