Алексей Вульфов 3 октября 1968 г самолет Ту-154 впервые был поднят в воздух экипажем во главе с командиром корабля летчиком-испытателем Ю.В.Суховым. После того как в 1963 г было выдано правительственное задание на проектирование среднемагистрального пассажирского самолета, который должен был сочетать в себе лучшие качества бывших в то время в эксплуатации отечественных самолетов с газотурбинными двигателями, свои проекты предложили и туполевцы, и ильюшинцы. Реализацией в металле нового пассажирского лайнера занялись инженеры конструкторского бюро А.Н.Туполева. Итак — тридцать лет жизни Ту-154 в небе. Этот юбилеи является несомненным событием и для отечественной, и для мировой авиации.

Феномен Ту-154 содержится даже не в его долголетии, а в непрерывном развитии и улучшении, происходящем в условиях сохранения почти первозданной аэродинамической схемы самолета.
В мире авиации несомненное главенство получила схема авиалайнера с двигателями, расположенными на пилонах крыла. Не исключение и эволюция пассажирских «Ту», увенчавшаяся семейством Ту-204. Казалось бы, трудовая биография Ту-154 должна была пойти на убыль. Но этого не происходит, более того — в обозримом будущем Ту-154 сохранит нынешний статус самого массового отечественного авиалайнера.
Долгожительство самолетов не объясняется одним лишь их большим количеством. Во-первых, Ту-154 имеет замечательное крыло, позволяющее реализовать высокие крейсерские скорости полета (М макс экспл =0,86-0,88). Во-вторых, это реактивный самолет, не имеющий аналогов в России по энерговооруженности. И в-третьих, хвостовое расположение трех двигателей при всех своих органических недостатках имеет ряд преимуществ, весьма актуальных именно для эксплуатации на российских аэродромах — зачастую с некачественным покрытием в частности, при таком расположении двигатели высоко подняты над земной поверхностью и наименее подвержены попаданию в них посторонних предметов и грязи.
Самолет Ту-154МТакже Ту-154 феноменален своей «всеядностью» при максимальной коммерческой нагрузке (18 т) он в равной степени экономически эффективен в широком диапазоне (700-3500 км) дальности полета, что обеспечивает беспосадочные рентабельные рейсы на маршрутах, соединяющих Москву и Петербург с большинством крупнейших городов не только России, но и стран СНГ, Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. Количество пассажиров по желанию перевозчика может достигать 180 при обеспечении конвертируемости компоновки салонов (1-го, 2-го и 3-го классов). При этом Ту-154 может эксплуатироваться как на самых жарких или высокогорных аэродромах мира (включая Катманду, Непал, куда именно Ту-154 выполняет регулярные полеты), так и на Крайнем Севере при температуре наружного воздуха -50 град. С. Благодаря трехосной схеме шасси с широкой колеей самолет непритязателен к качеству покрытия ВПП и состоянию ее поверхности. Недаром шасси такой схемы применили тридцать лет спустя на Боинге-777 Отметим, что среди прочих средне- и дальнемагистральных российских самолетов Ту-154 соответствует наибольшему количеству предъявляемых требований и условий эксплуатации (например, по боковому ветру, диапазону центровок, коэффициенту сцепления).
С одной стороны, это сугубо российский, так сказать — «народный» самолет, и в то же время лайнер, подходящий для международных рейсов. За 30 лет накоплен огромный опыт эксплуатации, включая выполнение полетов на аэродромы со сложной схемой захода на посадку или с отсутствием наземных радиотехнических средств, а также на горные, тропические, арктические аэродромы. Сегодня Ту-154 выполняют более половины всех российских воздушных перевозок. И неслучайно авиакомпании, располагающие самолетами Ту-154, наиболее конкурентоспособны.
Успех самолета во многом определен высокой авиационной культурой и традиционным творческим устремлением инженеров ОКБ им. А.Н.Туполева. Рабочее проектирование ТУ-154 велось под руководством С.М.Егера. В конструкцию самолета изначально был заложен высокий потенциал для его долгого дальнейшего развития, несмотря на то, что все на Ту-154 создавалось и внедрялось практически впервые в отечественной практике проектирования гражданских самолетов (см. таблицу 2).
Базовым эксплуатантом Ту-154, начиная с его эксплуатационных испытаний в 1971 г , является Внуковское производственное объединение (с 1993 г — авиакомпания «Внуковские авиалинии»). Вместе с туполевцами внуковские пилоты и инженеры освоили и творчески развивали все серийные модификации самолета Ту-154. 9 февраля 1972 г на Ту154 N 85016 экипажем Е.И.Багмута был выполнен первый рейс N 709 с пассажирами по маршруту Внуково-Минеральные Воды, а в июне 1985 г экипаж В.И.Баринова впервые выполнил пассажирский рейс Внуково — Надым на Ту-154М. Без участия внуковцев в судьбе Ту-154 трудно представить его летную биографию.
Внедрение Ту-154 в прежнем «Аэрофлоте» не потребовало коренной реконструкции существовавшей в 70-х гг сети аэродромов и существенно повысило уровень безопасности полетов, комфорта пассажиров, авиационной культуры в целом.
Без Ту-154, вне всяких сомнений, не был бы освоен колоссальный вал перевозок «Аэрофлота» 70-80-х гг Ту-154, заменив Ил-18, сразу же стал чрезвычайно популярен у пассажиров, особенно в Средней Азии, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере.
Трудный первоначальный этап эксплуатации Ту-154 (1968-1974 гг ) был успешно преодолен и конструкторским, и летно-техническим составом. Начиная с модификации Ту-154Б, самолет соответствовал практически всем существовавшим тогда международным требованиям безопасности полетов, за исключением обеспечения пассажиров кислородными масками (сегодня это внедряется). Ту-154 — один из лучших лайнеров по уровню шума в салоне благодаря хвостовому расположению двигателей, а начиная с модификации Ту-154М (особенно после внедрения на двигателях Д30КУ-154 панелей шумоглушения) самолет стал соответствовать нормам ИКАО и по шуму, создаваемому на местности. Очень существенным для «осовременивания» самолета явились улучшение интерьера салонов и внедрение закрываемых багажных полок (на Ту-154М), что повышает настроение пассажиров и улучшает их впечатление от полета.
Недаром проектирование Ту154 впервые в СССР велось в соответствии с разрабатываемыми тогда Нормами летной годности. Это не последний критерий, благодаря которому Ту-154 смог стать самолетом второго поколения с элементами самолета третьего поколения, то есть цивилизованной, стандартизированной гражданской авиации. Ту-154 обладал наилучшим для своего времени пилотажно-навигационным
оснащением (автоматическая бортовая система управления АБСУ-154 с устойчиво работающим автопилотом, дающая экипажу возможность автоматического захода на посадку до ВПР по II категории ИКАО и автоматического ухода на второй круг; курсовая система ТКС-П2; навигационно-вычислительное устройство НВУ-БЗ с наглядной индикацией места самолета на планшете, и навигационным вычислителем расстояния от-до маяка). Сегодня серийные Ту-154 оснащаются аппаратурой спутниковой навигации КЛН-90.
Всего по состоянию на 15 октября 1998 г было построено 930 самолетов Ту-154 всех модификаций (включая экспериментальные Ту-155 и Ту-156М, а также варианты «салон» и летающие лаборатории), 733 из них находилось в эксплуатации, причем 115 за рубежом (без учета стран СНГ). Ту-154 эксплуатировались за всю свою историю в 14 странах мира. Последние заказы самарскому «Авиакору» на Ту-154 поступили от Словакии (поставки в авиакомпанию «Slovak Airlines» в 1998 г) и Чехии (Ту-154-100).

Таблица 1. Основные характеристики семейства Ту-154

Параметр Ту-154 Ту-154Б Ту-154М
размах крыльев, м 37,55 37,55 37,55
длина самолета м 47,9 47,9 48,0
высота самолета на стоянке, м 11,4 11,4 11,4
максимальный диаметр фюзеляжа, м 3,8 3,8 3,8
стреловидность крыла по линии 1/4 хорды, град 35 35 35
площадь крыла, м2 201,45 201,45 202
площадь горизонтального оперения, м2 40,55 40,55 42
максимальная взлетная масса, т 90 98 102
максимальная посадочная масса, т 75 78 80
количество пассажиров 128-164 152-180 152-176
максимальная коммерческая нагрузка, т 18 18 18
максимальная дальность полета, км 2720* 2800* 3500*
крейсерская скорость, км/ч 945 935 935
максимальная приборная скорость, км/ч 575 625 650
максимальное число М (эксплуатационное) 0,88 0,88 0,86
потребная длина ВПП, м 2300 2300 2300

* с максимальной коммерческой нагрузкой и резервом топлива.

До появления Ту-204 самолет Ту-154 оставался самым рентабельным лайнером «Аэрофлота». Особенно этому способствовало создание модификации Ту-154М, на которой был достигнут скачок в экономичности на 30 %. Сегодня показатель рентабельности вновь значительно вырос в связи с появлением модификации Ту-154-100 с увеличенной до 104 т взлетной массой. Самолет имеет большую дальность полета с полной коммерческой нагрузкой, что позволяет расширить диапазон его применения.
Любопытно, что бустерное управление с 1968 г глобально на самолете не менялось. Ничем не скомпрометировал себя отказ от аэродинамических триммеров. Не потерпели существенных изменений также фюзеляж и крыло с его развитой механизацией, поворотный стабилизатор. Сохранился и принцип избыточной тяги двигателей (при всех жестких современных требованиях к экономичности самолета!). Слишком уж хорош этот принцип для обеспечения безопасности полета. Ту-154 напоминает человека, стареющего лишь возрастом, а не обликом и душой…

Основные этапы эволюции Ту-154.

Самолет Год Взлетная
масса, т
Тип двигателя Основные отличия и доработки Примечание
Ту-154
прототип
1968 90 НК-8-2 прошел комплекс летных испытаний
Ту-154 1970 90 НК-8-2 доработки по результатам летных испытаний, укорочены элероны с 1971 г началась техническая эксплуатация
Ту-154А 1974 94 НК-8-2У совмещенное управление механизацией крыла
и стабилизатором
Ту-154Б 1975 98 НК-8-2У усиление планера (крыло), увеличенный ресурс,  топливная система, АБСУ-154-2, эргономика кабины в модификацию «Б»переоборудовано большинство Ту-154 и Ту-154А
Ту-154Б-1 1977 98 НК-8-2У система кондиционирования, раздельное управление разворотом колес, автоматическое подтормаживание
колес основных стоек при уборке, подсветка аварийных выходов
Ту-154Б-2 1978 98 НК-8-2У радиоэлектронное оборудование (РЭО), стопор руля
направления, усилен подкос шасси
Ту-154С 1982 98 НК-8-2У грузовой вариант (до 20 т груза), оборудован бортовым грузовым люком переоборудованные из Ту-154А и Б
Ту-154М 1982 100-102 Д30КУ-154 увеличены дальность и запас топлива, улучшены аэродинамика и конструкция, РЭО, интерьеры салонов, резко повышена экономическая эффективность серийное производство началось в 1984 г
Ту-154М-ЛК-1 102 Д30КУ-154 компоновка «салон» для высших лиц государства, оборудованный спецсвязью
Ту-155 1988 102 НК-8-2 + НК-88 криогенное оборудование для использования в качестве топлива жидкого водорода экспериментальный самолет прошел испытания
ЛЛ-154 НК-8-2У самолет-лаборатория для отработки элементов программы «Буран» и подготовки космонавтов переделан из Ту-154Б
Ту-156М Д30КУ-154 топливная система, рассчитанная на использование как керосина, так и сжиженного природного газа экспериментальный
Ту-154-100 1997 104 Д30КУ-154 современная авионико,система TCAS, улучшены интерьер и оборудование салонов в производстве с 1997 г по настоящее время

Практически все авиационные катастрофы, связанные с Ту-154, пока обусловлены либо человеческим фактором, либо произошли не по вине техники (терроризм, военные действия). Многие приписываемые «сто пятьдесят четвертой» недостатки либо являются органическими, какие имеет любой самолет, либо объясняются различными отклонениями в наземном обеспечении полетов в России. В частности, предельно передние центровки, осложняющие пилотирование, нередко возникают из-за прямых нарушений правил загрузки самолета. Или, скажем, малая эргономическая приспособленность Ту154 к заходу по приводам (ОСП) скорее упрек застою в переоборудовании российских аэродромов, чем качеству навигационного оснащения самолета. Очень многое на этой машине зависит от мастерства экипажа — причем и в таких жизненно важных операциях, как, например, преодоление внештатной ситуации или выполнение захода на посадку, и в таких, казалось бы, «мелочах», как «бережное» использование интерцепторов (во избежание рывков самолета) при снижении с эшелона.
В 1997 г на Самарском АО «Авиакор» выпущена модификация самолета Ту-154М — самолет Ту-154-100. На этой машине предусмотрены компоновки на 134, 137 и 166 мест с комбинированием первого, туристского классов и класса «Повышенный комфорт». Увеличен объем багажных полок,
оборудована модульная кухня, кухонное оборудование выполнено по международным требованиям. Улучшен интерьер салонов, установлены выпадающие кислородные маски для пассажиров и бортпроводников, оборудована световая аварийная дорожка на полу пассажирской кабины. Масса интерьера снижена на 68,5 кг. На самолете по желанию заказчика могут быть размещены спутниковая навигационная система КЛН-90 -BR — NAV, сопряженная с АБСУ-154 2-й серии, УКВ-радиостанции VFR-422 D, система TCAS, цветной метеолокатор, высотомерное оборудование ВБЭ-2А, аудиовидеосистема фирмы «VTS».
Появление модификации Ту-154-100, на которой серьезным изменениям, согласно требованиям к «самолету 2000 года» подверглась в основном лишь авионика, доказывает огромную живучесть и надежность конструкции замечательной туполевской машины. Остается лишь воздать ей должное и пожелать дальнейшей удачной службы в небе.

Автор выражает признательность администрации авиакомпании «Внуковские авиалинии» и летному директору Юрию Сытнику за помощь в подготовке материала.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...