Александр Медведь,
начальник ВНГ ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского
(Окончание, начало в N1-4, 1998 г.)

Мистель S-2 - Ju-88G + FW190A4В поисках авиационного оружия, способного одним попаданием уничтожить высокопрочную малоразмерную цель, немецкие конструкторы еще в начале 40-х годов пришли к идее управляемой бомбы (ракеты). Очевидно, что для поражения подобных объектов требовалась мощная фугасная или проникающая боевая часть с массой ВВ порядка 500-1000 кг Типичный двухмоторный бомбардировщик того времени мог взять один, максимум два таких боеприпаса. Но и сила взрыва — это еще не все, ведь нужно было предварительно доставить средство поражения к цели с минимально возможным промахом. В условиях заметно усилившейся ПВО германские бомбардировщики, одно время считавшиеся настоящим проклятием для сухопутных войск Красной Армии и ее союзников, постепенно утратили свои способности, понесли тяжелые потери и уже не могли решать поставленные задачи.
Вот тут-то и пригодились разработки в области управляемого оружия. Одной из первых конструкций, доведенных до стадии серийного производства в институте DVL, была управляемая бомба РС1400Х («Фриц Х»). Разработанная под руководством доктора М.Крамера бомба оснащалась радиосистемой наведения, органы управления приводились в действие посредством электромагнитов с использованием релейной схемы. Боевая часть заимствовалась от штатной (1400 кг) толстостенной бомбы, способной при падении с высоты 6000 м пробить 160-мм лист стальной брони. В боевых условиях РС1400Х была впервые применена 29 августа 1943 г , а уже 7 сентября пришел громкий успех. В этот день группа самолетов-носителей Do217K-2 из 100-й боевой эскадры атаковала корабли итальянского флота, накануне сдавшиеся союзникам. В результате внезапного удара был потоплен линейный корабль «Рома», а линкор «Италия» получил серьезные повреждения. Спустя два дня управляемая бомба угодила в американский крейсер «Саванна», а 16 сентября этим же оружием был поврежден английский линкор «Уорспайт».
Однако успехи продолжались недолго: уже в конце сентября союзники обнаружили, что самолет-носитель для точного наведения вынужден относительно продолжительное время следовать горизонтально и прямолинейно, да к тому же еще на минимальной скорости. Это делалось в интересах уменьшения расстояния между Do217K-2 и целью, иначе точность получалась невысокой. Установив столь существенный недостаток немецкой новинки, союзники смогли путем сосредоточения зенитного огня по курсу самолета-носителя срывать наведение. Кроме того, в ход пошли системы радиопротиводействия, примененные с похвальной быстротой.
Практически одновременно с бомбой «Фриц Х» другая группа 100-й эскадры приступила к боевому применению управляемой ракеты Hs293, разработанной фирмой «Хеншель», Оснащенная жидкостным реактивным двигателем ракета несла боевую часть от 500-кг фугасной авиабомбы, гораздо менее мощную, чем у «Фриц X». Достоинством ракеты считался пуск в переднюю полусферу, что способствовало увеличению точности доставки. 27 августа 1943 г самолетами Do217E-5, применившими Hs293, в Бискайском заливе был потоплен английский корвет «Эгрет». Вскоре этими ракетами оснастили дальние бомбардировщики Не177А-5 и FW200C-6, что потенциально создавало повышенную опасность для конвоев, сновавших между Америкой и Великобританией. Впрочем, успехи носителей Hs293 оказались гораздо скромнее, чем у группы III/KG100, применявшей бомбы «Фриц X». Это объяснялось отчасти меньшей надежностью ракеты, отчасти плохими метеоусловиями над Атлантикой, а также мерами радиопротиводействия союзников, эффективно срывавшими наведение.
Еще одним образцом германской ракеты класса «воздух-поверхность», нашедшим достаточно широкое применение, стала известная «Фау-1» (V-1) в «авиационном» варианте. Не менее 400 таких ракет было запущено с самолетов Не111Н над акваторией Северного моря по английским городам в июле — сентябре 1944 г , и еще примерно 800 — в течение четырех следующих месяцев. Правда, процент дошедших до цели «Фау» оказался ничтожно малым.
В 1945 г немецкие самолеты стали применять управляемые ракеты и на советско-германском фронте. Так, в информационном листке ВВС «Применение противником бомб-планеров при бомбардировках наших переправ через реку Одер в период с 22 февраля по апрель 1945 г «, в частности, говорилось: «22 февраля 1945 г в 18.25 группа из 8 Хе-111 под прикрытием 4 Ме-110 и 4 ФВ-190 бомбардировала переправу через
реку Одер у Ауритц, высота 1200 м, курс 90°, скорость 250 км/ч. На удалении 1,52 км от цели два Хе-111 сбросили две бомбы-планера, которые были подвешены под фюзеляжем. Перед сбрасыванием самолеты-буксировщики переходили на планирование под углом 8-10°. В момент сбрасывания самолеты-буксировщики совершали резкий левый разворот с уходом обратным курсом. В момент отделения бомб-планеров из хвостовой части выбрасывалось пламя и дым черного цвета… Одна бомба упала в Одер в 100 м от моста, взорвалась, но разрушений не вызвала.
Вторая бомба попала на восточном берегу р. Одер в каменный дом с подвалом и взорвалась. Дом полностью разрушен, действие взрывной волны распространилось в радиусе 200 м. стены зданий, находившихся на этом удалении, дали трещины…».
Точно идентифицировать тип ракеты наши специалисты тогда не смогли, но, опираясь на английские сообщения, решили, что это и есть «Фау-1». Сегодня такое предположение представляется ошибочным, ведь «Фау-1» предназначалась для поражения площадных целей на дальностях порядка 200 км. Скорее, это были все-таки Hs293. Обратим внимание на другое: обе управляемые ракеты промахнулись. И причиной тому были ошибки экипажей самолетов-носителей. Во-первых, применение производилось со слишком малой высоты, во-вторых, энергичный разворот и уход
носителей от цели не позволил скорректировать траектории ракет. Но учился противник быстро. В тот же день в 19.05 пятерка Не111 под прикрытием 4 FW190 снова атаковала переправу в районе Одер-Ферверк. Все 5 ракет, пущенных с высоты 2500 м при скорости 250 км/ч, упали на удалении 50-100 м от переправы, в результате чего она получила повреждения в двух местах. Воронка от одной из ракет, упавшей с перелетом,
произвела большое впечатление на советских специалистов: ее диаметр составил 17 м, а глубина — около 5 м. Этот факт, кстати, говорит против «гипотезы Hs293» — слишком уж велики оказались масштабы разрушений для ее боевой части.
Еще одной идеей, доведенной в Люфтваффе до стадии серийного производства, оказалась концепция составного самолета-бомбы — так называемая система «Мистель» (Mistel). Истребитель Bf109 или FW190 устанавливался на мощных треугольных фермах на фюзеляже двухмоторного бомбардировщика Ju88, превращенного в носитель крупнокалиберной кумулятивно-фугасной боевой части, которая размещалась на месте кабины экипажа. Взлет, полет к объекту удара и ввод всей системы в пологое пикирование в районе цели осуществлял пилот из кабины самолета-истребителя.
Отклонение органов управления истребителя передавалось и на рули бомбардировщика. Направив составной самолет точно на цель, пилот истребителя «передавал управление» трех степенному автопилоту бомбардировщика, стабилизировавшему полет. Затем истребитель отделялся, а двухмоторное чудовище, начиненное полутора тоннами взрывчатки, продолжало планировать на цель. 8 марта 1945 г четыре «Мистели» поднялись в воздух для атаки моста через Одер в районе Геритц. Отказ мотора у одного из составных самолетов заставил пилота отделить бомбардировщик задолго до подлета к цели. Другая «Мистель» получила прямое попадание зенитного снаряда и потеряла управление. Две
уцелевшие машины, по немецким данным, угодили в мост, однако советские источники не подтверждают его вывод из строя.
Отмечены еще два случая атак «Мистелей» по переправам советских войск: 8 апреля — через Вислу в районе Варшавы и 30 апреля — через Одер в районе Пренцлау. Все девять самолетов промахнулись мимо целей. Отказы техники в совокупности с невысокой точностью наведения сделали неуправляемый самолет-снаряд малоэффективным оружием.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...