Юрий Маслюков,
первый заместитель Председателя Правительства России

Авиакосмическая отрасль нашей промышленности — это огромный комплекс предприятий, научных и производственных коллективов. Развитию авиации и космонавтики в стране придавалось особое значение. Мы были первооткрывателями в исследовании новых возможностей человека по освоению воздушного пространства.

Научно-техническая база авиакосмического комплекса всегда развивалась в условиях приоритетного финансирования. Такая государственная политика дала свои результаты — к началу 90-х годов в стране была создана единая уникальная опытно-экспериментальная база, представляющая поистине национальное богатство. Только авиационная промышленность России сегодня насчитывает 336 предприятий, в том числе 126 серийных заводов и 134 ОКБ, 6 государственных научных центра и 15 научно-исследовательских институтов. Научно-технический потенциал авиастроительных НИИ и КБ позволяет разрабатывать, испытывать и серийно выпускать воздушные суда любого назначения. Аналогичная база имеется лишь в ведущих компаниях США, Англии и Германии.

В 1992-1998 гг. произошло значительное сокращение производства авиационной техники. В частности, в 15 раз снизился выпуск гражданских самолетов и вертолетов. Но, все-таки, если в 1995-1997 гг. продолжалось уменьшение объема продукции, то уже в 1998 г. падение выпуска гражданской продукции замедлилось и наметился некоторый рост общего объема. Однако он произошел за счет экспорта вооружений и военной техники.

В целом, я думаю, современное состояние авиационной промышленности в Российской Федерации никак не соответствует ее роли и значению в обеспечении национальной безопасности, удовлетворении транспортных потребностей и решении других народнохозяйственных задач. На сегодняшний день ситуация определяется проблемами как общего порядка, так и специфическими для авиационной отрасли. Особенностью является то, что средства на освоение серийного производства новой авиационной техники предприятиями уже затрачены. Производственные мощности в основном сохранены и готовы к использованию для наращивания выпуска новейших самолетов и вертолетов. Как иностранные, так и отечественные инвестиции могут быть привлечены лишь при условии ликвидности авиационной техники (возможности ее залога при практическом отсутствии поддержки государства в виде правительственных гарантий), что достижимо только при получении западного сертификата летной годности.

Стабилизация и развитие предприятий авиационной промышленности сегодня возможно только при осуществлении комплекса мероприятий, направленных на решение первоочередных проблем отрасли и определение ее дальнейших перспектив. Это реструктуризация задолженности в бюджеты всех уровней в первую очередь предприятиям, сохранившим устойчивый выпуск самолетов и вертолетов; утверждение Концепции развития гражданской авиационной техники на период до 2015 г. и разработка принципов финансирования этих работ из бюджета на возвратной основе, то есть предоставление средств в основном интегрированным структурам, сориентированным на создание конкретного проекта; разработка и представление в Государственную Думу проекта Федерального закона “Об авиационном лизинге”, предусматривающего в том числе предоставление лизинговым компаниям правительственных гарантий до 85% от стоимости лизингового проекта, а также применение к воздушным судам, являющимся объектами финансового лизинга, действующих коэффициентов ускоренной амортизации; введение на несколько лет моратория на продажу акций предприятий, закрепленных в федеральной собственности; максимальное использование высвобождающихся производственных мощностей в интересах регионов; ускорение заключения с Европейским Сообществом межправительственного соглашения об авиационной безопасности, аналогично заключенному с США в 1998 г.

Расширение масштабов освоения и использования космического пространства в настоящее время стало одной из ведущих мировых тенденций. Понимание стратегической значимости космоса привело к тому, что уже более 120 стран занимаются космической деятельностью, а 20 из них — весьма активно. Основой космической деятельности нашей страны является успешно работающая орбитальная группировка аппаратов и созданный за 50 лет потенциал (ракетно-космическая промышленность, космодромы, центры управления полетами и подготовки космонавтов, уникальная экспериментально-испытательная база и высококвалифицированные кадры). Без этого мощного потенциала в настоящее время не может быть эффективно реализована ни одна крупномасштабная социально-экономическая, информационная и оборонная программа.

Сборка С-80Особенности Российской Федерации — огромный размах территорий, потенциально богатейшие, но в значительной степени не исследованные природные ресурсы, большая протяженность морских и сухопутных границ. Однако, несмотря на чрезвычайно важное значение космических средств в обеспечении национальной обороны и безопасности, развития экономики и международного сотрудничества, космические программы не получают реальной государственной поддержки, соответствующей их значимости. Предусмотренный Федеральным законом “О космической деятельности” уровень ее финансирования в объеме до 1% ВВП не обеспечивается. Хроническое недофинансирование в 1996-1998 гг. привело к угрожающей ситуации в сфере выполнения как Федеральной космической программы, так и международных обязательств. В 1997 г. долг государства составил 1,7 млрд рублей. Тяжелое положение сохранилось и в 1998 г. Практически все это ставит предприятия и организации ракетно-космического комплекса на грань банкротства, из отрасли продолжается отток квалифицированных кадров.

Без принятия экстренных мер космическая инфраструктура начнет разваливаться. Мы понимаем, что от дальнейших решений Правительства РФ зависят безопасность и статус Российской Федерации как космической державы. С учетом особой важности космической деятельности в государственном оборонном заказе на 1999 и последующие годы планируется обеспечить приоритетное и стабильное финансирование отрасли в интересах обороны, безопасности, экономики, науки и международного сотрудничества в объеме 0,35-0,4% от ВВП, а также привлекать средства из внебюджетных источников для целевого и дополнительного финансирования. При этом выделяемые средства будут направлены на решение важнейших задач: мониторинг природной среды, обеспечение службы погоды, контроль за чрезвычайными ситуациями; координатно-временное обеспечение; спасение терпящих бедствие; обеспечение единого информационного пространства, безопасности, непрерывной связи, радио- и телевещания; развитие орбитальных пилотируемых полетов, создание новых материалов и высокочистых веществ; получение фундаментальных результатов в различных научных областях, в том числе в условиях международной интеграции; реализация международных соглашений по созданию Международной космической станции, астрофизическим наблюдениям и исследованию планет; глобальное наблюдение за военной и экономической деятельностью государств, контроль договоров по сокращению вооружений и других аспектов обороны и безопасности.

При этом хочу заметить, что одним из путей существенного повышения эффективности космической деятельности является объединение усилий на межгосударственном уровне посредством установления тесных связей с национальными космическими агентствами стран мира. Важное место в международной космической деятельности России занимает ее участие в работе органов ООН, межправительственных и международных неправительственных организаций. К настоящему времени заключены межправительственные и межгосударственные соглашения о сотрудничестве в области космической деятельности с 15 странами, а межагентские — с 14. В том числе с США, Францией, Японией, Германией, Китаем, Индией, Канадой, всеми странами СНГ и многими другими.

Опираясь на свой космический потенциал, Российская Федерация может стабилизировать экономику, обеспечить качественно новый уровень решения оборонных задач и задач международного сотрудничества, укрепить позиции в мировом сообществе. Одним из перспективных направлений взаимодействия стран в космосе становится военно-техническое сотрудничество (ВТС) в обеспечении глобальной международной безопасности во всех ее аспектах, а значит в обеспечении политической стабильности на обширных территориях, вплоть до целых континентов.

Як-130К выводу о возможности ВТС в деле создания комплексной системы глобальной безопасности мирового сообщества пришли специалисты не только в России, но и в других государствах. Интегрированная система космических и наземных средств коллективного использования могла бы включить в себя мировую систему экологического наблюдения Земли; комплексную систему наблюдения и контроля за военной деятельностью; телевизионную и ретрансляционную системы; навигационную и поисково-спасательную систему, интегрированную с наземными службами; систему метеорологического обеспечения. Такая комплексная система способна обеспечить реализацию мер по поддержанию политической безопасности, направленной на исключение обострений международных отношений. В настоящее время рассматривается возможность создания Европейской системы космического наблюдения. Интеграция России в международную космическую деятельность способствует укреплению ее позиций в мировом сообществе, усилению авторитета и влияния, а также пониманию наших интересов другими странами.

Другая важная проблема сегодня — это военно-техническое сотрудничество. ВТС с зарубежными странами — одно из главных направлений работы ВПК, которое дает весомую отдачу и возможность получить существенную финансовую поддержку для аэрокосмической отрасли. На внешнем рынке мы успешно конкурируем с другими странами. Как известно, координирует работу различных предприятий в области ВТС специальная правительственная комиссия. Текущую оперативную работу по взаимодействию осуществляет Минторг России. В его задачи входит согласование действий субъектов ВТС на мировом рынке вооружений. Такими субъектами являются государственные компании-посредники – “Росвооружение”, “Промэкспорт”, “Российские технологии”, а также сами производители военной техники, получившие право самостоятельного выхода на рынок.

Что касается крупнейшей компании “Росвооружение”, то после смены ее руководства необходимы оперативные меры по восстановлению расчетов с предприятиями-изготовителями вооружения и военной техники. Требуются срочные переговоры по замене Инкомбанка и Онэксимбанка на другие, более устойчивые в финансовом отношении. Следует разработать мероприятия по увеличению объемов экспорта. По сравнению с 1996 г. он снизился более, чем на $1 млрд, а за 9 месяцев прошлого года план поставок реализован только на 45%.

Среди первоочередных задач в области военно-технического сотрудничества – улучшение координации действий фирм на внешнем рынке. За рубежом компании должны проводить единую государственную политику, поэтому всякую конкуренцию между российскими субъектами ВТС необходимо исключить. Следует уделить особое внимание значимым контрактам по поставкам Су-30МКИ в Индию, кораблей в Китай и другим. До настоящего времени эта работа находилась не на должном уровне.

Ка-50 Черная акулаНаряду с этим, планируется продолжение работ по техническому содействию и созданию крупных объектов (аэродромов, ремонтных заводов). У нас есть реальные возможности существенно повысить количество контрактов на ремонт и модернизацию ранее поставленной за рубеж техники. Надо “повернуться лицом” к, так называемым, малым контрактам, поставкам запчастей и комплектующих. Если мы не активизируем работу по дооборудованию и строительству спецобъектов за рубежом, то ее перехватят наши конкуренты.

Другим направлением в ВТС является заключение контрактов на выполнение исследовательских и конструкторских работ, в том числе и в международной кооперации. У нас есть предложения фирм Боинг, Макдоналд Дуглас, Бритиш Аэроспейс о совместной разработке систем вооружения, в том числе и для третьих стран. Мы внимательно их изучаем и Правительство будет всемерно содействовать сотрудничеству в этой области.

В заключение хочется подчеркнуть, что только комплексный подход к решению проблем авиации и космонавтики позволит сохранить промышленный, научный и кадровый потенциал этих отраслей, являющихся национальным достоянием. Рачительное использование этого потенциала может быть источником научно-технического прогресса во всех областях науки, техники, экономики и обороны страны, что обеспечит России достойное место в мировом сообществе.

D I G E S T

Aerospace industrial complex — the national treasure of Russia

Stabilization and further development of space and aviation enterprises are possible only if the state draws up and materialize a comprehensive set of measures aimed at solving acute problems of the aerospace industry. This set of measures should include re-structuring of debts accumulated by the enterprises before the budgets of all levels, as well as validation of the Concept for civil aircraft development in the period up to the year 2015. What is also needed is to prepare workable financial schemes to handle the problem of investments into expensive research-and-development programs. Moreover, it is necessary to prepare and put into force a federal law on leasing operations with civil aircraft. Taking account of a high importance of space activities, reflected in the State military order for 1999 and the following years, it is planned to give space programs a high priority in terms of allocating budgetary funds. These plans call for providing the space industry with guaranteed financing, amounting to 0.35-0.4% of the gross national product (GNP).

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...