Беседу вел Илья Вайсберг Государственный центр “Безопасность полетов на воздушном транспорте” — независимая организация федеральной авиационной службы Рооссии — создан в августе 1996 г. На вопросы редакции об основных направлениях деятельности Центра отвечает его директор, кандидат технических наук Андрей Елистратов.

“АП”: Андрей Владимирович, чем вызвано создание Центра как независимой организации? Как известно, многие годы комплексом вопросов по безопасности полетов занимался ГосНИИ ГА.

А.Е.: В рамках ГосНИИ ГА вопросы безопасности полетов хотя и были одними из приоритетных, но все же не единственными научнвми проблемами. Создание Государственного центра (ГЦ) позволило максимально сконцентрировать проведение научных и практических разработок, направленных исключительно на обеспечение безопасности полетов и повысить оперативность и качество их внедрения на предприятиях воздушного транспорта с учетов прямого подчинения ГЦ Федеральной авиационной службе (ФАС). Кроме этого при принятии решения о создании ГЦ учитывался и мировой опыт наличия в ведущих авиационных странах независимых научных учреждений, занимающихся вопросами безопасности полетов. Юридическими основаниями для нашей деятельности являются получение соответствующих аккредитаций в качестве научной организации от Министерства науки и технологии РФ и в качестве Центральной испытательной лаборатории на техническую компетентность от Госстандарта РФ. Кроме этого наш ГЦ аккредитован также в Системе сертификации воздушного транспорта РФ как “Центр сертификации организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники”.

“АП”: Какие основные деятельности Центра и, в связи с этим, на каких направлениях они достигаются?

Бортовые  самописцы  с аварийных  объектовА.Е.: Если говорить кратко, то основными целями в области безопасности полетов являются последовательно организация и проведение специальных научных работ, разработка на этой базе комплексных программ и их практическая реализация в конкретных мероприятиях, направленных на проведение безопасности полетов.

Эти работы ведутся по следующим направлениям:

  • исследование аварийных объектов;
  • восстановление данных бортовой регистрирующей аппаратуры;
  • моделирование динамики полета и взаимодействия комплекса “экипаж — воздушное судно — внешняя среда” в аварийных полетах;
  • исследование проблем выживаемости при авиационных происшествиях;
  • формирование отраслевого банка данных по надежности авиационной техники и использование банка данных по безопасности полетов;
  • нормирование надежности авиационной техники;
  • профилактика аварийности путем использования полетной информации;
  • международная деятельность в области полетной информации;
  • нормотворчество в области сертификации организаций по ТОиР авиатехники и проведение практической работы;
  • гармонизация национальных и международных правил в области ТОиР авиатехники по сертификации.

Высокому уровню работ по исследованию аварийных объектов, количество которых за последнее время составляет 50-60 единиц в год, способствует наличие современной лабораторной базы, включающей лучшие образцы отечественного и зарубежного оборудования. В частности, для определения характеристик разрушенных деталей мы имеем высокоразрешающие средства измерений с масштабом увеличения до двухсот тыс. крат, набор оборудования для спектрального анализа материалов, включая лазерный спектрограф, при этом используется сочетание стандартных и нестандартных методик.

По итогам исследований мы выдаем рекомендации промышленности по усовершенствованию конструкции, по уточнению периодичности технического обслуживания, изменению технологии ремонта. В частности, были даны рекомендации по причинам разрушения элементов и узлов двигателей Д-30, Д-30КУ, КП, КП-154, деталей шасси самолетов Ту-154 и др.

Исследование отказов авиатехники — важнейшее, но не единственное направление при расследовании авиационных происшествий. Общая картина события и, соответственно, комплексность и объективность выводов в значительной степени зависит от качества обработки данных бортовой регистрирующей аппаратуры. При этом решаются задачи восстановления носителя информации и воспроизведения записанных данных и оценка их достоверности.

Для их решения специалистами Государственного Центра разработан комплекс методик и средств восстановления записей магнитных лент, проволочных носителей, фотопленок и других носителей.

Задача воспроизведения записей при повреждении носителей информации решается с применением специально разработанных для этого аппаратных и программных средств и методик анализа результатов.

“АП”: Андрей Владимирович, какие направления работы Центра Вы считаете важными в плане профилактических мер по повышению безопасности полетов?

А.Е.: Важным элементом мы считаем эффективное использование значительного массива информации и статистических данных, которыми располагает наш Центр, прежде всего данных обработки информации об авиационных происшествиях, инцидентах, отказах авиатехники, в том числе и выявленные в процессе эксплуатации и при техническом обслуживании и ремонте. Система сбора и обработки данных состоит из отраслевого центра и периферийных звеньев, материалы банка данных передаются разработчикам авиатехники и в орган ее сертификации. Ежегодно массив данных об отказах авиатехники пополняется примерно 70 000 событий.

Специалистами ГЦ для использования в эксплуатационных предприятиях разработаны программное, методическое и алгоритмическое обеспечения обработки полетной информации на базе персонального компьютера. Это позволяет в повседневной практике выполнить анализ каждого полета с выявлением нарушений правил эксплуатации и отказов авиатехники, что является уникальным явлением в международной авиационной практике.

Особое место занимают работы по использованию полетной информации для решения задач диагностики состояния отдельных систем воздушных судов. Подобный подход особенно перспективен для техники нового поколения (самолеты Ту-204, Ил-96, Ту-334), на которых установлены современные высокоинформативные бортовые регистраторы.

“АП”: Роль Вашего Центра в системе сертификации организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники?

А.Е.: Всю организаторскую работу по проведению сертификации выполняет Управление поддержания летной годности воздушных судов ФАС РФ. Наш Центр осуществляет методическое сопровождение , в частности, разработан полный комплект документов для обеспечения развития и функционирования системы сертификации организаций по ТОиР. В этом вопросе мы стремимся к гармонизации национальных и международных систем технического обслуживания в части разработки нормативной базы, чему способствовало проведение в 1998 г. под эгидой ФАС России и JAA (Европейской объединенной авиационной администрации) при участии нашего Центра международной конференции “Пути гармонизации систем технической эксплуатации авиационной техники”, в которой приняли участие ведущие специалисты из России, стран СНГ и Европы.

“АП”: Андрей Владимирович, соответствует ли научный уровень специалистов Вашего Центра сегодняшним важным и разнообразным задачам по безопасности полетов?

А.Е.: О высокой квалификации наших специалистов говорят следующие факты. У нас работают около 20 кандидатов и докторов наук, несколько кандидатских диссертаций подготовлены к защите, материалы наших исследований и научные труды публикуются в России и за рубежом, докладывались на научных семинарах в Великобритании, Германии, Франции и других странах. Высокий научный уровень этих работ подтвержден, в частности, премией ведущего в мире журнала “Усталость конструкционных материалов и конструкций”, издаваемым в Великобритании, которая присуждена начальнику лаборатории Центра — д.т.н., профессору А. Шанявскому и избранием его членом Нью-йорской Академии Наук (США) и включением его имени в 16-е издание справочника “Кто есть кто в мире”, вышедшим в США в 1998 г. в честь столетия первого издания. О высоком научном авторитете наших специалистов свидетельствует привлечение их в качестве экспертов в международные авиационные организации, в частности, к.т.н. Г. Лифшиц — официальный эксперт ИКАО от РФ в области полетной информации и бортовых самописцев, в качестве экспертов в Комитет JAA включены наши специалисты С. Зверев и Б. Абрамов.

Особенно меня как руководителя Центра радует, что в это непростое время к нам приходит молодежь — выпускники московских авиационных ВУЗов. Это внушает уверенность в том , что научный уровень работ Государственного Центра “Безопасность полетов на воздушном транспорте” будет и в будущем оставаться высоким.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...