Владимир Судаков,
начальник отдела информации
НПО “Энергомаш“ им. академика В.П.Глушко
Успешные огневые испытания российского ракетного двигателя РД-180, разрабатываемого НПО “Энергомаш” им. академика В.П. Глушко по контракту с компанией “Пратт & Уитни” (США) и предназначенного для использования на РН “Атлас III” компании “Локхид Мартин”, на американском стенде в Центре Маршалла НАСА, а также параллельная отработка его модификаций для использования на первых ступенях американских ракет среднего и тяжелого классов свидетельтвуют о лидерстве российского НПО в создании мощных ЖРД и о перспективах уверенного выхода этого объединения на мировой рынок двигателей как для отечественных, так и для зарубежных ракет-носителей.

Последние проверки перед поставкой  двигателя РД-180 на огневые испытанияРаботы по двигателю РД-180 в НПО “Энергомаш” продолжаются. К настоящему времени проведено более 70 огневых стендовых испытаний на 12 экземплярах двигателей с общей наработкой свыше 11000 с, один из которых прошел испытания на американском стенде в Центре Маршалла. Этот стенд использовался в прошлом для испытания основных двигателей корабля “Спейс Шаттл” и ракетных двигателей РН “Сатурн V”. Двигатель РД-180 в настоящее время проходит сертификационные испытания.

История создания РД-180 связана с огромным талантом и напряженной работой большого коллектива специалистов “Энергомаша” на протяжении многих лет.

За 70 лет деятельности предприятия накоплен огромный опыт создания жидкостных ракетных двигателей. В их числе самый мощный в мире кислородно-керосиновый двигатель РД-170 для многоразовой системы “Энергия-Буран”. Именно он лег в основу создания современного РД-180.

Первые проектные работы по сверхмощным ЖРД начались в КБ “Энергомаш” еще в 1973 г. Были предварительно рассмотрены все возможные варианты: одно-, двух-, четырехкамерных двигателей на полную тягу около 800 т. Предпочтение было отдано четырехкамерному двигателю. Последующие испытания подтвердили правильность принятого решения. Таким образом, была успешно завершена разработка мощных кислородно-керосиновых двигателей РД-170 для МКС “Энергия-Буран” и РД-171 для РН “Зенит”.

Успехи НПО “Энергомаш” не остались не замеченными. В 1991 г. объединение получило наконец-то возможность непосредственно продемонстрировать свои достижения на международном рынке. Первыми из американских аэрокосмических фирм свой интерес к двигателю РД-170 проявили представители ракетной компании “Дженерал Дайнемикс”. Затем по контракту с двигательной фирмой “Аэроджет” в 1991 г. проводится демонстрационное испытание РД-170 на стенде в Химках, преследуя при этом маркетинговые цели. Чуть позже такое же демонстрационное испытание проводится и для компании “Пратт & Уитни”, которая впоследствии становится партнером НПО “Энергомаш” по продвижению разработок НПО на американский ракетно-космический рынок.

Однако в ходе маркетинговых исследований становится ясно, что в США не удастся найти в ближайшее время применения двигателя РД-170, хотя всеми специалистами признается его лидирующее положение по достигнутым параметрам и характеристикам, подтверждается, что уровень разработки РД-170 на 10-15 лет опережает аналогичные разработки в США. Вместе с тем американская компания “Дженерал Дайнемикс”, уже вошедшая в состав компании “Мартин Мариетта”, продолжала проявлять свой интерес к российской разработке. В ходе совместных обсуждений и родилась идея проработки возможности использования на первой ступени одного из вариантов РН “Атлас” двухкамерного двигателя, основанного на конструкции двигателя РД-170, того самого варианта, который обсуждался на самых первых этапах его разработки.

В 94-95 гг. в НПО “Энергомаш” начинаются предварительные проработки конструкции будущего двигателя РД-180, оценка основных его параметров и характеристик и возможности интеграции в составе американской ракеты-носителя. В рамках проводимых в это время работ производится поставка в США в Денвер первого макета двигателя РД-180. В это же время американская аэрокосмическая компания “Мартин Мариетта” объявляет открытый конкурс на двигатель для использования на модернизированной РН “Атлас 2AR”. Впервые в истории в этом конкурсе участвовали и российские двигателестроительные компании НПО “Энергомаш” и Самарское предприятие “Труд”. Вместе с ними в конкурсе приняли участие и все известнейшие двигателестроительные фирмы США. Однако в ходе конкурса стало очевидным неоспоримое преимущество концепции разработки двигателя РД-180. Проект двигателя РД-180 был объявлен победителем конкурса. В середине 1996 г. подписан контракт на его разработку, а уже в ноябре 1996 г. было проведено первое доводочное огневое испытание этого двигателя.

В феврале 1997 г. на завод компании “Локхид Мартин” (так теперь стала называться американская компания) в Денвер был поставлен точный макет двигателя РД-180 для проведения работ по интеграции двигателя и ракеты. В августе 1997 г. в США был поставлен и один из доводочных двигателей РД-180 для проведения его огневых испытаний в составе первой ступени ракеты. Первое такое огневое испытание было проведено 29 июля 1998 г. на стенде Центра Маршалла, НАСА в Хантсвилле. Завершающее четвертое испытание успешно проведено 16 декабря с. г.

Для маркетинга и реализации двигателя РД-180 было создано совместное предприятие РД АМРОСС, основанное НПО “Энергомаш” и “Пратт & Уитни”. Заключен контракт на поставку первой партии серийных двигателей РД-180 для использования их в коммерческих полетах новой РН “Атлас III” компаниии “Локхид Мартин”. Первый полет этой РН запланирован на 1999 г. В июне 1997 г. эта компания объявила о своем намерении сделать заказ на поставку 101 двигателя РД-180 для коммерческих полетов “Атлас III”, а недавно подтвердила его. Кроме того, “Локхид Мартин” приняла решение об использовании двигателей РД-180 на первых ступенях всех новых РН, разрабатываемых компанией по программе EELV. В этом случае (использование новых РН “Атлас” с двигателем РД-180 для вывода национальных полезных нагрузок) в составе ракет-носителей будут использоваться двигатели РД-180 конструкции НПО “Энергомаш”, изготовленные по лицензии в США. К таким двигателям будут предъявляться технические требования, несколько отличающиеся от требований к двигателю РД-180 для РН “Атлас III”, что потребует проведения дополнительных доводочных и сертификационных испытаний.

НПО “Энергомаш” продолжает работы также по модернизации двигателей РД-107 и РД-108, выводящих на орбиту всех российских космонавтов. В планах предприятия разработка двигателя РД-191 для новой отечественной ракеты-носителя “Ангара”, работы по созданию которой возглавляет ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, а также участие в реализации программы “Морской старт”, осуществляемой международным консорциумом, в который входит РКК “Энергия”.

От редакции:

Успешное продвижение “Энергомаша” на мировой рынок и эффективная работа по созданию перспективных двигателей РД-180 и РД-191 во многом являются заслугой нынешнего генерального директора и генерального конструктора НПО “Энергомаш” Бориса Каторгина.

Successful fire tests on the RD-180 engines, performed at the Marshall’s Center of NASA, have proved that Russia’s NPO (Scientific Industrial Association) Energomash named after Academic Glushko remains the leading manufacturer of super high thrust rocket engines operating on liquid fuels. Under a contract from Pratt&Whitney, NPO Energomash will supply engines for the Lockheed Martin Atlas-III launch vehicle. In parallel, the company is working on new versions of its successful engines for use on first stages of other US launch vehicles. Undoubtedly, NPO Energomash has big perspectives on the local and international markets of rocket engines for launch vehicles.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...