Юрий Семенов,
президент, генеральный конструктор
Ракетно-космической корпорации (РКК)
“Энергия” им. С.П. Королева, член-корреспондент РАН;
Виктор Легостаев,
вице-президент, первый заместитель генерального
конструктора РКК “Энергия”, член-корреспондент РАН;
Александр Шорин,
заместитель руководителя НТЦ РКК “Энергия”
Март 1993 г. Специалисты РКК “Энергия” представили компании”Боинг коммершл спейс компани” проект “Морской старт”.
Март 1994 г. В РКК “Энергия”разработаны технические предложения.
Май 1995 г. Подписание соглашения о создании совместного предприятия “Си Лонч”(“Морской старт”).
В РКК “Энергия”разработан концептуальный проект.
30 мая 1997 г. Стартовая платформа прибыла в г. Выборг после ее модернизации.
16-27 июня 1997 г. Первый обзор по сертификации проекта с участием представителей заказчика.
27 декабря 1997 г. Сборочно-командное судно прибыло в г. Санкт-Петербург после его строительства в Шотландии на верфи “Кварнер-Розенберг”.
9 февраля 1998 г. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ) и компания “Морской старт” объявили о начале гарантийного финансирования проекта “Морской старт”.
Апрель1998 г. В ПО “Южмаш завод” и РКК “Энергия” компанией “Си Лонч” проведена приемка первого летного комплекта РН “Зенит-2S”.
12 июня — 13 июля 1998 г. Морской переход СКС с двумя летными комплектами РН “Зенит-2S” и РБ ДМ-SL из г. Санкт-Петербург в базовый порт(г. Лонг-Бич).
22 июня-4 октября 1998 г. Морской переход оснащенной стартовой платформы из г. Выборг в базовый порт ( г. Лонг-Бич, США).
21 октября. Начало второго этапа комплексных испытаний.
31 декабря 1998 г. Сборка на борту СКС первой космической ракеты “Зенит-3SL”.

Идея создания ракетных комплексов морского базирования возникла давно. Начало развития этого нового направления было положено состоявшимся впервые в мире пуском 16 сентября 1955 г. баллистической ракеты Р-11ФМ не с традиционного наземного полигона, а с плавучего средства — подводной лодки Б-67. История нового международного проекта, в дальнейшем получившего название “Морской старт”, началась в марте 1993 г., когда специалисты РКК “Энергия” им. С.П. Королева предложили его фирме “Боинг коммершл спейс компани” в качестве одного из возможного направления сотрудничества. Началом практичечкой реализации проекта считается май 1995 г., когда было подписано соглашение о создании совместного предприятия “Си Лонч” (“Морской старт”).

Прибытие  стартовой платформы в базовый порт  (4 октября 1998 г., г.  Лонг-Бич, США)У истоков этого направления, как и многих других в ракетной и космической технике, стоял С.П. Королев. Тогда, в пятидесятые годы, конечно, трудно было представить, что идея ракетного комплекса морского базирования обретет новую жизнь в космических программах в 90-е годы.

В середине 60-х и в конце 70-х гг. в конструкторском бюро транспортного машиностроения (КБТМ), конструкторском бюро “Южное” и Центральном научно-исследовательском институте (ЦНИИМАШ) проводились исследования по возможности и целесообразности пусков ракет-носителей с плавучих средств (стартов). А в 1991 г. в РКК “Энергия” были разработаны предложения по созданию ракетно-космического комплекса морского базирования. Однако, несмотря на перспективность проекта, экономическая ситуация в России (отсутствие финансовых средств) не позволила приступить к его реализации.

И только в мае 1995 г. появилась возможность практической реализации проекта благодаря созданию совместного предприятия “Си Лонч”, учредителями которого стали американская самолетостроительная и космическая компания “Боинг” (40% уставного капитала), российская Ракетно-космическая корпорация “Энергия” им. С.П. Королева (25%), крупнейшая в Европе судостроительная компания – норвежская фирма “Кварнер” (20%) и ведущие аэрокосмические предприятия Украины – ПО “Южмашзавод”, ГКБ “Южное” им. М.К. Янгеля.

Актуальность и жизнеспособность нового проекта обусловлены:

  • Большим спросом в настоящее время и в обозримом будущем на мировом рынке услуг на запуски космических аппаратов. Существующие средства выведения не в полной мере удовлетворяют заказчиков или из-за стоимости, или из-за качества предоставляемых услуг, или из-за ограничений по общему количеству пусков.
  • Большим опытом предприятий России и Украины в разработке, производстве и эксплуатации современных относительно недорогих, но высоконадежных средств выведения и стартовых ракетных комплексов.
  • Автономностью и мобильностью ракетно-космического комплекса, способностью осуществлять пуски с любым азимутом из нейтральных океанских акваторий, что обусловливает независимость от политических обстоятельств, а также исключает необходимость отчуждения земли как под космодром с соответствующей зоной безопасности, так и под районы падения отделяемых ступеней ракеты-носителя и створок обтекателя космического аппарата (КА).
  • Возможностью подготовки КА к пуску на территории США (г. Лонг-Бич), практически в “городских” условиях, недалеко от “проходных” компаний “Спейс хьюз энд коммуникейшн интернэйшн” и “Спейс cистемс/Лорал” — основных изготовителей коммерческих космических аппаратов (до 80% общего количества).

Важнейшим фактором для заказчиков, кредиторов, страховых компаний является непосредственное участие в проекте авторитетнейших компаний “Боинг” и “Кварнер”, а также поддержка проекта правительствами США, России, Украины и Норвегии.

Создание плавучего космодрома, в отличии от наземного комплекса, осущестляется на промышленных предприятиях в комфортабельных производственных условиях, а не в полевых, требующих больших земельных строительных работ и громадного количества строителей. Комплекс “Морской старт” не требует развитой наземной инфраструктуры со всеми вытекающими отсюда последствиями (дороги, энергетика, гостиницы, школы, поликлиники и т.п.), что позволяет резко сократить численность персонала и, следовательно, стоимость эксплуатации.

Сложнейший проект — как в техническом плане, так и с точки зрения финансово-экономических и международных аспектов — разработан и реализован в кратчайшие сроки: весна 1995 г. — концептуальный проект, весна 1999 г. — первый пуск.

Основой проекта являются ракета-носитель “Зенит–2S” (рис. 1) (головной разработчик ГКБ “Южное”) и разгонный блок (РБ) ДМ-SL (головной разработчик – РКК “Энергия”). Их прототипы успешно эксплуатируются на космодроме Байконур: РН “Зенит” — с 1985 г., блок ДМ (блок Д) – с 1967 г.

Основными компонентами топлива являются экологически чистые жидкий кислород и керосин.

Стартовая масса РН (с разгонным блоком и блоком полезного груза) » 470 т, общая длина » 60 м.

Морской сегмент комплекса включает стартовую платформу и сборочно-командное судно.

Стартовая платформа (СП) представляет собой, по существу, плавучий стартовый ракетный комплекс. Платформа самодвижущаяся, полупогружаемая, типа “катамаран”, оснащена стартовым столом, установщиком РН, системами заправки компонентами топлива и другими системами, обеспечивающими подготовку и пуск ракеты-носителя.

Основные характеристики СП: водоизмещение (на ходу) – 27400 т, скорость движения – до 12 узлов, длина (по понтонам) – 133 м, ширина (по палубе) – 66,7 м.

Монтаж ракетного оборудования проводился на верфи в Выборге.

Сборочно-командное судно (СКС) оснащено системами и оборудованием, позволяющими проведение на его борту комплексных испытаний ракеты-носителя и разгонного блока, заправку разгонного блока высококипящими компонентами топлива и газов, сборку РН. Оно выполняет также функции центра управления при подготовке и пуске ракеты-носителя. На СКС располагается командный пункт управления полетом разгонного блока и средства приема и обработки телеизмерений.

Основные характеристики СКС: водоизмещение – 26400 т, скорость движения – до 19,6 узлов, длина – 203 м, ширина – 32 м.

Монтаж ракетных систем и оборудования на сборочно-командном судне проводился на Канонерском судоремонтном заводе (Санкт-Петербург).

На сборочно-командном судне размещаются до 240 человек экипажа и персонала, участвующих в подготовке и проведении пуска, включая представителей заказчика.

При разработке и реализации проекта было решено большое количество технических проблем, непосредственно связанных с особенностями нового комплекса:

  • Адаптация “наземных” ракетных систем к условиям их размещения и функционирования на морских судах (с учетом ограничений по площадям, близкого взаимного расположения систем, увязки с судовыми системами, условий морских переходов).
  • Эксплуатация ракеты-носителя и разгонного блока в морских климатических условиях.
  • Поддержание стартовой платформы в заданном положении и в требуемой географической точке на момент старта (погрешность смещения – не более 50 м).
  • “Прицеливание” РН, находящейся на подвижной платформе (при соответствующей модернизации ее систем управления и разгонного блока).
  • Поддержание горизонтального положения стартовой платформы при больших перемещениях массы в процессе заправки РН и движения по палубе установщика.
  • Безударный выход РН из пускового устройства и минимизация воздействий струй двигателя на стартовую платформу (старт обеспечивается при высоте волн до 2,5 м).
  • Виброаккустическая защита систем и оборудования, расположенных в помещениях стартовой платформы вблизи воздействия струй двигателя.
  • Управление подготовкой к пуску и пуском ракеты-носителя по радиоканалам со сборочно-командного судна, находящегося в 5 км от “безлюдной” стартовой платформы.
  • Электромагнитная совместимость многочисленных радиосистем, разработанных в разных странах.
  • Передача телеметрической информации через спутники-ретрансляторы и использование спутниковых систем связи для управления полетом разгонного блока.
  • Организация и процедуры проведения автономных и комплексных испытаний.
  • Взаимное согласование технических требований при соблюдении стандартов и нормативов четырех государств и другие проблемы.

Проект “Морской старт” является пионерским не только в смысле технического новаторства, но и в подходах инвестирования. Разработка и реализация проекта ракетно-космического комплекса впервые в мире осуществляется полностью на коммерческой основе, без использования бюджетных средств. Для финансирования проекта привлекаются кредитные ресурсы в основном от консорциума, состоящего из 14 транснациональных банков во главе с нью-йоркским банком “Чейз энд кемикал”. При этом Международный банк реконструкции и развития (МБРР) выступает в “Морском старте” впервые не как собственно кредитор, а как гарант политических рисков для иностранных кредиторов. Для обеспечения финансирования предприятий России, участвующих в этом проекте, в июле 1997 г. Правительство России приняло постановление “О предоставлении Российской Федерации гарантий по международному проекту создания ракетно-космического комплекса морского базирования “Морской старт”, а 30 декабря 1997 г. подписан пакет из пяти международных финансово–экономических соглашений (участники — Правительство РФ, МБРР, Центр проектного финансирования, кредиторы, компания “Си Лонч”), что позволило окончательно разрешить проблемы по новому механизму финансирования. Компания “Си Лонч” с одобрения партнеров-учредителей получает кредиты и оплачивает выполняемые работы. По проекту только в России задействованы более 20 предприятий ракетой техники.

“Портфель” заказов на первые годы эксплуатации уже заполнен. Ближайшая задача – проведение демонстрационного пуска с макетом космического аппарата по типовой для выведения на геопереходную орбиту схеме полета.

The idea of a sea-going space launch facility came into being a long ago. On 16 September 1955 the R-11FM ballistic missile was launched not from a stationary launch pad, but the B-67 submarine. The history of the Sea Launch, an international civil project in space, began in March 1993, when Korolev’s Energia Rocketry-Space Corporation presented the Boeing Commercial Space Company with a list of proposed cooperative efforts. The project was launched in May 1995, when the Parties signed an agreement establishing the Sea Launch joint venture.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...