Александр Медведь,
начальник ВНГ ВВИА
им. проф. Н.Е.Жуковского

В годы второй мировой войны широкое применение нашли три основных класса самолетов непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск на поле боя: пикирующие бомбардировщики, штурмовики и истребители-бомбардировщики. Все они имели определенные достоинства и недостатки, выявившиеся в ходе сражений, поэтому взгляды на роль и место машин соответствующих классов заметно менялись.

Пикирующие бомбардировщики

Немецкие пикирующие бомбардировщики Ju 87 служили "кончиком меча" наступающего "вермахта"Идея бомбометания с пикирования в интересах повышения точности доставки боеприпасов к цели впервые была опробована в боевых условиях немцами в ходе гражданской войны в Испании. Именно там войска республиканцев и гражданское население познакомились с отвратительным завыванием сирен печально известных «штук» — германских пикировщиков Ju 87, разработанных под руководством инженера Полмана на фирме «Юнкерс».
В ходе польской кампании в боевых действиях участвовали 10 авиагрупп, располагавших 366 бомбардировщиками Ju 87. Пикирующие «юнкерсы», как утверждала германская пропаганда, служили «кончиком меча» стремительно продвигавшихся вперед танковых соединений, сметавшим сопротивление и частично заменявшим собой дальнобойную артиллерию. В период вторжения в Данию и Норвегию, как и в сражениях за Францию, командование «люфтваффе» неизменно давало действиям «штук» самую высокую оценку. Лишь в ходе «битвы за Англию» репутация пикирующих бомбардировщиков оказалась «подмоченной». 18 августа 1940 г. при налете на Портсмут англичанам удалось сбить 30 Ju 87 из 90, участвовавших в нанесении удара. Впрочем, такой «афронт» смутил немцев ненадолго. К вторжению в Советский Союз они подготовили 324 пикировщика.
По свидетельству генерала И.Ф.Петрова, участвовавшего в работе советской комиссии, которая закупила накануне войны ряд германских самолетов, Ju 87 был в числе машин, рекомендованных для приобретения. Однако бытовавшее в руководящих кругах ВВС КА и наркомата авиапрома мнение о его заведомой «устарелости» сыграло свою роль, и от закупки «штуки» отказались. Зато были приобретены несколько экземпляров более крупного и современного двухмоторного пикирующего бомбардировщика Ju 88. Тщательное изучение особенностей конструкции и боевых возможностей последнего послужили толчком для ускоренной разработки отечественного пикировщика Пе-2. Однако надо подчеркнуть, что двухмоторные пикировщики в силу их больших размеров, худшей маневренности и высокой стоимости относительно редко применялись непосредственно над полем боя, где риск быть сбитым зенитками оказывался весьма велик.
Из отечественных публикаций складывается невысокое мнение о «штуке». К примеру, А.С.Яковлев в «Рассказах авиаконструктора» писал: «Он успешно мог быть применен только там, где не находил отпора со стороны истребителей…» Правильное в целом замечание не может, однако, опровергнуть того факта, что даже в феврале-марте 1944 г. на южном фланге советско-германского фронта Ju 87 являлся наиболее часто встречавшимся вражеским самолетом, далеко опередившим и «мессершмиттов», и «фокке-вульфов»! Прозванный нашими солдатами «лаптежником», «лапотником» или просто «лаптем», этот внешне неуклюжий аэроплан с неубирающимися стойками шасси оказался весьма эффективным оружием. Как показали результаты контроля, проведенного командованием «люфтваффе», в боевых условиях сброшенные с Ju 87 бомбы, как правило, не выходили из круга радиусом 30 м от центра цели.
Успеху способствовала и грамотная тактика боевого применения. Во второй половине войны в большинстве случаев пикировщики не рисковали углубляться за линию фронта, всячески избегали встреч с советскими истребителями и всегда старались атаковать внезапно. От
момента обнаружения группы Ju 87 нашими постами ВНОС до выхода их из пикирования после сбрасывания бомб и немедленного ухода на
свою территорию проходило 5-7 мин. В этих условиях организовать их перехват даже с использованием средств радиолокации было невозможно. Но уж когда «лапти» попадались «на зубок» истребителям, участь их действительно становилась незавидной. Так, 29 мая 1943 г. в одном из налетов на Курск советскими летчиками были сбиты все девять Ju 87 из 6-го отряда 1-й эскадры пикировщиков.
Осенью 1943 г. командование «люфтваффе» приняло решение преобразовать соединения пикировщиков в штурмовые. К концу следующего года «восемьдесят седьмые» постепенно отошли на второй план, уступив место самолетам-штурмовикам FW190F-8. Уцелевшие «лаптежники» передали в специально сформированные части ночных штурмовиков, где они применялись вплоть до конца войны. Главной причиной свертывания боевой активности Ju 87 на всех фронтах следует признать завоевание советской и англо-американской авиацией стратегического господства в воздухе на всех фронтах. «Восемьдесят седьмой» в споре с новыми истребителями союзников уже не мог постоять за себя, а обеспечить ему соответствующее прикрытие немцы не сумели.
Отдельно стоит упомянуть о противотанковом варианте Ju 87G, вооруженном двумя 37-мм пушками. Опыт боевого применения подтвердил высокую эффективность такой машины в руках очень опытного летчика. Самый известный германский пилот, летавший на «лаптях», Г.Рудель утверждал, что в одном из вылетов ему удалось подбить 12 «тридцатьчетверок». Оставим это заявление на совести автора, но нельзя и полностью не учитывать данные о тяжелых потерях наших танковых частей от ударов германской авиации в 1943-44 гг. Они бесстрастно свидетельствуют о грозной опасности, какую создавали вражеские противотанковые самолеты. И все же слава, которую приобрели «штуки с пушками», как их называли в «вермахте», была скорее данью опытнейшим экипажам, их пилотировавшим, нежели самому Ju 87G. В марте 1943 г. одна из первых таких машин, попавших на фронт, была захвачена нашими войсками после вынужденной посадки, но не вызвала почти никакого интереса у командования ВВС Красной Армии.
Ряд стран, принимавших участие во второй мировой войне, также располагал одномоторными пикирующими бомбардировщиками. Так, многотысячными партиями выпускались японские D3A (тип «99»), а также американские SBD «Даунтлесс» и SB2C «Хэллдайвер». Последний, по всей видимости, был самым массовым в истории одномоторным пикировщиком.
Однако эти машины являлись, в первую очередь, весьма эффективным средством борьбы с кораблями противника. Что же касается конкурентов «штуки» над полем боя, таких как французский LN 411 и американский А-24 «Апач», то ни один из них не получил и десятой доли той известности, какую приобрел германский пикировщик. В целом же к концу войны одномоторный пикирующий бомбардировщик, предназначенный для непосредственной авиационной поддержки войск, практически повсеместно сошел со сцены.

(Продолжение следует)

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...