Юрий Сухоросов,
генеральный директор,
главный конструктор НПП “Аэросила”,
доктор технических наук, профессор
НПП «Аэросила» — ведущая российская фирма по разработке и производству самолетных воздушных винтов, винтовентиляторов, вспомогательных газотурбинных двигателей, а также авиационных агрегатов различного назначения. В числе последних гидромеханические регуляторы частоты вращения воздушных винтов и силовые шариковинтовые механизмы со встроенными редукторами для самолетов с изменяемой стреловидностью крыла, маслонасосы, регуляторы воздуха, вентиляторы и многие другие.

Истребители И-16В период бурного развития авиации в стране в 30-е годы самолетостроители не располагали воздушными винтами отечественной разработки. Поэтому в марте 1939 г. в подмосковном г. Ступино было образовано ОКБ по созданию автоматических воздушных винтов (АВВ). Главным конструктором стал Константин Жданов. Он вступил в должность, имея собственную разработку винта оригинальной конструкции. И в том же году началось серийное производство этого первого отечественного АВВ с лопастями из алюминиевого сплава. Его устанавливали на истребители И-16 и И-153 «Чайка».

Пассажирский самолет Ил-18С первых лет существования предприятие активно включилось в создание современной и надежной авиационной техники. До начала и в годы Великой Отечественной войны коллективом ОКБ, эвакуированным в г. Куйбышев, было разработано 12 типов винтов, изготовленных серийно в количестве более 100 тыс. штук. Ими оснащались самолеты И-15, И-16, И-153, Ли-2, МиГ-3, Су-3, Пе-2, Пе-8, Ил-2, Ил-4, Ил-10, Ил-12, Ту-2 и др. За большой вклад в успехи советской авиации многие работники получили государственные награды.

Ту-95РЦВ послевоенные годы на смену поршневой авиации пришла турбовинтовая. Для ТВД потребовались абсолютно другие винты и системы автоматического регулирования. С этими задачами коллектив предприятия успешно справился, создав новое поколение надежных АВВ и регуляторов для самолетов Ил-18, Ан-10, Ан-12, Ан-24 и других. Но к особым техническим достижениям Ступинского ОКБ относится уникальный соосный воздушный винт мощностью 14000 л.с. под ТВД НК-12 для Ту-114, Ту-95 и его модификаций. Он появился в конце 50-х годов и имел высокий КПД, равный 0,89, при рекордной для турбовинтовых самолетов крейсерской скорости полета 720 км/ч. Затем был создан другой соосный винт аналогичной мощности для военно-транспортного гиганта Ан-22 “Антей” с высочайшей тяговооруженностью. Позднее его успешно применили на уникальном летательном аппарате — экраноплане «Орленок». При разработке соосных винтов использовались самые передовые достижения авиационной науки в области аэродинамики, материаловедения и технологии изготовления. Эти винты до сих пор не имеют аналогов в мировом винтостроении.

Ан-22 антейВоздушные винты создавались на предприятии не только для самолетов. Вертолетостроители в конце 50-х годов получили от нас рулевые винты для Ми-1, Ми-6, Ми-10, Ми-10К. А в следующие два десятилетия по заказу ВМФ коллектив решил важную задачу по созданию семейства подъемнодвижительных комплексов (винтокольцевых движителей и нагнетательных вентиляторов) для шести боевых кораблей на воздушной подушке: «Скат», «Мурена», «Кальмар», «Омар», «Джейран» и «Зубр». Таким образом, за 60 лет в активе предприятия числится более 100 наименований воздушных винтов для 75 различных летательных аппаратов и транспортных средств. В частности, все винтомоторные самолеты бывшего СССР, кроме спортивных, оснащены винтами и системами регулирования НПП «Аэросила».

Тяжелый вертолет Ми-10КВ истории предприятия есть еще яркие страницы, которые связаны с другим направлением деятельности — созданием вспомогательных газотурбинных двигателей (ВГТД). Вот уже более 40 лет ведется разработка ВГТД, предназначенных для запуска маршевых двигателей самолетов и вертолетов, питания воздухом систем кондиционирования салонов и кабин, электропитания бортовых систем и др. За это время выпущено 10 наименований изделия для 47 различных объектов. Практически все самолеты, кроме Ил-86 и Ил-96, оснащены нашими ВГТД. Кроме того, коллектив предприятия внес весомый вклад в развитие реактивной сверхзвуковой авиации, разработав 10 типов силовых механизмов (шариковинтовых преобразователей) для изменения стреловидности крыла МиГ-23, Су-24, Ту-22М, Ту-144, Ту-160 и др. Высокие характеристики, надежность и безотказность в работе шариковинтовых преобразователей по достоинству оценены самолетостроителями.

Важное место в деятельности предприятия занимает процесс создания движителей нового поколения — многолопастных воздушных винтов и соосных винтовентиляторов с легкими лопастями из полимерных композиционных материалов (ПКМ) для самолетов XXI века. Эта работа активно велась все 80-е годы. Будучи приоритетной и наукоемкой задачей отрасли, она объединила вокруг ступинских винтостроителей почти все НИИ авиапрома для одновременного решения комплекса научных и инженерных проблем: по аэродинамике, акустике и аэроупругости композитных лопастей, методам их проектирования и испытаний, новым критериям прочности и методам неразрушающего контроля, созданию новых ПКМ и прогрессивных технологий изготовления этих лопастей; по созданию принципиально новых систем автоматического управления винтовентиляторами с использованием электроники, обеспечивающей быстродействие, синхрофазирование винтовентиляторов силовых установок самолета и диагностику.

Коллективу пришлось разработать и изготовить комплекс специализированного стендового оборудования для испытаний винтовентиляторов и систем автоматического управления, развернуть и оснастить новые производственные участки, а совместно с отраслевыми НИИ провести множество экспериментальных исследований по всем проблемным направлениям. Также были созданы демострационные образцы винтовентиляторов для показа состоятельности выработанной концепции по новым движителям, определены пути их дальнейшего совершенствования.

С винтовентиляторными установками самолеты нового поколения могут эксплуатироваться на скоростях до 0,8М, имеют короткие разбег и пробег. По сравнению с традиционными ТВД эти силовые установки менее шумные, что повышает комфорт для пассажиров. А в отличие от двухконтурных двигателей аналогичного технического уровня они на 20-30% экономичнее.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что эта крупная комплексная задача коллективом НПП «Аэросила» и учеными отрасли решена успешно. Об этом свидетельствует тот факт, что создан и сертифицирован многолопастный композитный воздушный винт для самолета Ил-114. Проходят сертификационные испытания винты для Ан-38 и Ан-140, а также соосный винтовентилятор СВ-27 мощностью 14000 л.с. для Ан-70, опережающего своих западных конкурентов не менее, чем на 10 лет. СВ-27 с композитными лопастями не имеет аналогов в мире, и его КПД равен 0,9 при крейсерской скорости полета 0,7М. На «Аэросиле» продолжается работа по созданию другого уникального закапотированного винтовентилятора СВ-92 на мощность 30000 л.с. для высокоэкономичного двигателя НК-93 сверхвысокой степени двухконтурности. Эта силовая установка XXI века создается применительно к широкофюзеляжным магистральным самолетам и требует от двигателе- и винтостроителей очередных революционных решений.

В последние годы коллектив «Аэросилы» развернул активные работы по созданию конкурентоспособных ВГТД нового поколения, в которых сейчас остро нуждается российская авиация. В 1998 г. начались стендовые испытания ВГТД ТА-14 с эквивалентной мощностью 150 л.с. для региональных самолетов и вертолетов. Этому двигателю предстоит большой объем доводочных работ и сертификационных испытаний. Однако предприятие параллельно уже приступило к разработке ВГТД ТА-18 на эквивалентную мощность 750 л.с. для магистральных самолетов. С завершением процесса создания указанных двигателей и их модификаций практически полностью будут удовлетворены потребности в них отечественной авиации.

Отмечая 60-летний юбилей, коллектив НПП «Аэросила» гордится своей историей и значительным вкладом в общее дело развития авиации нашей страны. Крохотное ОКБ усилиями нескольких поколений работников превратилось в современное научно-производственное предприятие с высокопрофессиональной школой разработчиков воздушных винтов и с ВГТД, уникальной и единственной в своем роде испытательной базой и специализированным развитым производством, позволяющим серийно выпускать собственные изделия.

Мы гордимся тем, что в труднейшие годы перестройки сохранили целостность и с успехом внедрили передовые компьютерные технологии в процессы разработки изделий и подготовки производства. И сегодня коллектив «Аэросилы», осознавая важность и востребованность своих дел для отечественной авиации и несмотря на финансовые проблемы, полон оптимизма и готов с традиционным энтузиазмом решать стоящие перед ним задачи очередного десятилетия.

Научно-производственное
предприятие “Аэросила”
142800, г. Ступино, Московская область,
ул.Пристанционная, д.19
Тел.: (09664) 4-12-09, факс: (095) 333-51-47.
Телекс: 911599 WINT SU.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...