Беседу вел Илья Вайсберг Санкт-Петербургская академия гражданской авиации – уникальное учебное заведение, “альма-матер” авиационных кадров высшей квалификации. На вопросы редакции об основных направлениях деятельности Академии отвечает ее ректор, заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор Георгий Крыжановский.

“АП”: Георгий Алексеевич, в музее Академии, на мой взгляд, очень интересном, подробно представлены исторические вехи создания Вашего учебного заведения. Если кратко, как создавалась Академия?

Г.К.: История создания и развития Академии – это история авиации России. Нашими историческими “предками” были факультет воздушных сообщений в Петербургском институте инженеров путей сообщения, позднее — созданный в 30-х гг. Ленинградский институт инженеров гражданской авиации. В 1955 г. постановлением Правительства организовано Высшее авиационное училище гражданской авиации, первым начальником которого был дважды герой Советского Союза, профессор, Главный маршал авиации А. Новиков. В 1971 г. училище было преобразовано в Академию и переехало с Литейного проспекта в новые корпуса в Пулково.

С тех пор и по настоящее время Академия – ведущее учебное заведение гражданской авиации, осуществляющее подготовку и переподготовку руководящих кадров, один из основных научных центров в отрасли. Именно в Академии в 70-е гг. впервые в стране создается кафедра безопасности полетов, которую возглавил начальник Академии (1972-1981 гг.), заслуженный пилот СССР И. Васин. В середине 70-х гг. мне было поручено возглавить создание научного направления в области управления воздушным движением, в те же годы у нас был образован первый в стране специализированный докторский Совет по специальности “Эксплуатация воздушного транспорта”.

“АП”: Что собой представляет Академия сейчас, в конце ХХ века, кого и чему она учит?

Г.К.: Академия на сегодняшний день стала по сути своей авиационным университетом и дает знания, позволяющие выпускникам работать практически во всех подразделениях современного авиационного предприятия, а также предприятиях других видов транспорта. С недавнего времени Академия готовит специалистов по семи специальностям, причем не только для авиационных перевозчиков, но и для осуществления мультимодальных перевозок:

  • эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением;
  • организация перевозок и управление на транспорте;
  • организация перевозок и управление на воздушном транспорте;
  • юриспруденция;
  • менеджмент;
  • безопасность технологических процессов и производства;
  • прикладная математика.

Перечень специализации еще более широк и не менее интересен. Назову только некоторые специализации: управление авиационным бизнесом, управление авиакомпаниями, воздушная навигация, организация авиационной безопасности, менеджмент на воздушном транспорте, аэронавигационное обеспечение полетов и др.

С уверенностью можно сказать, что молодой человек или девушка, решившие посвятить себя авиации и другим видам транспорта, смогут выбрать в Академии себе профессию.

Мы стараемся сочетать бюджетную, основную, форму обучения с внебюджетными формами. Этому способствует создание института руководящих работников отрасли, института экономики и управления транспортными системами, тренажерного центра, научного летно-методического комплекса и других структур дополнительного профессионального образования. В них, например, мы можем предложить услуги по подготовке пилотов — любителей и пилотов коммерческой авиации, услуги по переучиванию на другие типы воздушных судов, подготовке диспетчеров, в том числе, для обслуживания международных полетов. В них мы осуществляем, также, повышение квалификации и переподготовку руководящего персонала авиапредприятий и авиакомпаний отрасли. В процессе обучения мы используем современные технические средства, в том числе тренажеры.

В общем можно сказать, что в связи со значительным сокращением бюджетного финансирования, внедрение форм обучения за счет внебюджетных средств ( платное обучение, хозрасчетные научно-исследовательские работы, платные услуги и т.д.) позволило обеспечить не только выживаемость, но и динамичное развитие Академии, социальную защиту сотрудников и студентов, поддерживать и развивать материально-техническую базу.

Вот несколько конкретных цифр, характеризующих динамику развития Академии в последние годы. За шесть последних лет контингент обучающихся вырос с 2946 до 4402 человек, при этом неуклонно растет конкурс: сегодня он составляет до 11 заявлений на одно место. По этому показателю Академия является лидером среди технических вузов не только Санкт-Петербурга, но и страны в целом.

Не сочтите меня нескромным, но я не могу не проинформировать читателей о том, что нашей Академии — первому из вузов России — присуждена международная награда “Факел Бирмингама”, которой награждаются предприятия, учреждения, организации за успешное экономическое выживание и развитие, способность к устойчивой работе в условиях социально-экономического кризиса.

“АП”: Если говорить о международных связях Академии, что бы Вы отметили?

Г.К.: Внешнеэкономическая деятельность Академии осуществляется по следующим основным направлениям:

  • привлечение на учебу и подготовка граждан зарубежных государств;
  • подготовка экипажей воздушных судов, эксплуатирующих отечественную авиатехнику;
  • разработка и реализация международных проектов.

В настоящее время у нас обучаются более 150 слушателей из многих стран, проходят подготовку и повышение квалификации летные экипажи из Болгарии, Сирии, Чехии, Финляндии, Кубы, Египта, Судана и Вьетнама.

Академия имеет устойчивые связи с 35 учебными и научными центрами в Европе и Америке, что явилось основой для разработки и реализации международных проектов в рамках различных программ оказания технической помощи России, в том числе по проекту TACIS.

Среди немногих ведущих вузов страны Академия удостоена чести войти во всемирный технологический Университет.

“АП”: Наверное, решающую роль в успешной работе Академии играют преподавательские кадры?

Г.К.: Безусловно. Учебный процесс в Академии обеспечивают 9 факультетов и 32 кафедры. Академия располагает опытными, квалифицированными кадрами. У нас работают 46 докторов наук и профессоров, более150 кандидатов наук и доцентов, что составляет 64% от штатного числа профессорско-преподавательского состава. В Академии этот показатель выше среднего среди вузов России в 1,5 раза.

Учебному процессу способствует и достаточно высокий уровень научно-исследовательской деятельности, основными направлениями которой являются:

  • исследования и разработки в области обеспечения безопасности полетов и безопасности на транспорте, в том числе исследование влияния человеческого фактора на обеспечение безопасности полетов;
  • оптимизация процесса профессиональной подготовки специалистов для транспорта;
  • разработка нормативно-правового обеспечения летной деятельности и профессиональной подготовки экипажей;
  • исследования процессов моделирования и управления транспортными системами.

По отмеченным направлениям в Академии сложились устойчивые научные школы, получившие признание в России и за рубежом, о чем свидетельствует регулярное проведение на базе Академии международных и всероссийских научно-практических конференций по вопросам безопасности полетов и государственного регулирования деятельности в гражданской авиации. Если говорить о преемственности преподавательских и научных кадров, то здесь большую роль играет аспирантура Академии, в которой обучаются более 70 аспирантов. За последние годы в Академии защищено 11 докторских и 20 кандидатских диссертаций.

“АП”: Георгий Алексеевич, какими Вы видите перспективы развития Академии?

Г.К.: Стратегическая цель — экономическая эффективность, обеспеченная востребованностью образовательной деятельности, высоким качеством учебного процесса и статусом университета.

Для достижения стратегической цели нам предстоит решить ряд важных задач, в том числе:

  • осуществить переход обучения на образовательные стандарты второго поколения;
  • произвести сертификацию образовательного процесса по профессиональной составляющей;
  • разработать и внедрить систему управления качеством образовательного процесса;
  • осуществить в Академии первоначальную летную подготовку;
  • в полной мере реализовать процесс непрерывного обучения, осуществив дополнительную подготовку бакалавров, магистров, открыв экстернат, вечернее образование и дистанционное обучение;
  • открыть ряд новых факультетов, в том числе гуманитарный и естественно-научный.

Роль военного образования в современных условиях также нельзя не учитывать. Наш военный факультет будет развиваться и далее, гармонично вписываясь в общую структуру Академии (Государственного авиационного университета).

Мы ставим перед собой задачу достичь такого положения, когда каждый выпускник Академии ГА (Университета) будет иметь возможность получить, кроме диплома еще сертификаты, позволяющие ему расширить область своей применимости за пределами выбранной специализации.

Наш выпускник ХХI века — обладатель трех культур — образовательной, профессиональной и культуры быть руководителем.

Академия гражданской авиации
196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38.
Тел.: (812) 104-15-19, (812) 104-18-14.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...