Роберт Иванов,
заместитель генерального конструктора аэрокосмической корпорации “Воздушный старт”
Авиационно-ракетный комплекс (АРК) космического назначения легкого класса “Воздушный старт” разрабатывается российской аэрокосмической корпорацией “Воздушный старт”, учредителями которой являются авиакомпания “Полет”, КБ Химавтоматики и корпорация “BoRo”. Он предназначен для выведения в космос легких космических аппаратов массой 2-2,5 т на низкую околоземную орбиту посредством ракеты-носителя (РН), стартующей с борта самолета-носителя, создаваемого на базе находящегося в эксплуатации самолета Ан-124-100.

Комплекс “Воздушный старт” может быть использован для решения следующих задач:

  • развертывания и восполнения группировок низкоорбитальных спутниковых систем телекоммуникаций;
  • выведения спутников для экологического мониторинга поверхности Земли и околоземного пространства;
  • выведения технологических космических модулей и решения других задач в космосе.

Комплекс “Воздушный старт”Идея создания авиационно-ракетных комплексов, предусматривающих запуск ракеты космического назначения с борта самолета-носителя, не нова. Компания Orbital Sciences Corporation (США) уже более 10 лет эксплуатирует для вывода на опорную орбиту полезных грузов массой до 0,45 т трехступенчатую крылатую РН “Пегас”, сбрасываемую с борта самолета-носителя L-1011. АРК “Воздушный старт” представляет собой дальнейшее развитие идеи запуска космической РН с борта самолета-носителя с учетом современных требований, предъявляемых к коммерческим средствам выведения, а также запросов мирового рынка по запуску космических аппаратов (КА) легкого класса на ближайшую перспективу.

В основу выбора облика авиационно-ракетного комплекса были положены следующие принципы:

  • максимальный охват мирового рынка услуг запуска КА легкого класса;
  • достижение высокой конкурентоспособности на мировом рынке;
  • использование экологически чистых компонентов топлива;
  • обеспечение высокой надежности и безопасности комплекса уже на начальной стадии эксплуатации;
  • максимальное использование существующего научно-технического задела в российской ракетно-космической отрасли.

Основываясь на этих принципах, разработчиками комплекса “Воздушный старт” были приняты следующие технические решения:

  • в качестве самолета–носителя используется после соответствующей доработки находящийся в эксплуатации самолет Ан-124-100;
  • РН вместе с необходимым оборудованием запуска размещается внутри фюзеляжа самолета-носителя;
  • РН выполняется в двухступенчатом варианте, предусматривающем возможность повторного включения двигательной установки (ДУ) второй ступени для выведения полезного груза на рабочую орбиту;
  • для маршевой ДУ первой и второй ступеней РН рассматривается применение следующих вариантов нетоксичных компонентов топлива: жидкий кислород + сжиженный природный газ; жидкий кислород + керосин РГ-1;
  • вторая ступень является модификацией блока “И” РН “Союз-2”;
  • десантирование РН из транспортно-пускового контейнера производится на высоте 10-11 км при выполнении маневра “горка” и скорости самолета-носителя около 850 км/ч; после кратковременного (~ 5 с) пассивного полета с использованием стабилизирующих устройств для удаления РН на безопасное расстояние от самолета-носителя происходит запуск маршевых двигателей первой ступени и выведение РН на траекторию полета на орбиту.

По техническому уровню, грузоподъемности, эксплуатационным и экономическим параметрам комплекс “Воздушный старт” значительно превосходит РН “Космос” и “Циклон”, производство которых в России прекращено, и создаваемую в настоящее время на конверсионной основе РН “Рокот”, а также является конкурентоспособным на рынке современных зарубежных РН легкого класса. Оценки мирового рынка услуг запуска показали, что в период с 2000 по 2015 г. прогнозируется запуск около 1800 легких КА, общая масса которых составляет 1000–1500 т, а потенциал рынка оценивается около $10–15 млрд. Проект “Воздушный старт” способен обеспечить занятость рабочих мест в аэрокосмической отрасли России и в смежных отраслях: на этапе создания — около 10 тыс. рабочих мест, на этапе эксплуатации — около 30 тыс. рабочих мест.

Актуальность и жизнеспособность проекта “Воздушный старт” обусловлены:

  1. Большим спросом в настоящее время и в обозримом будущем на мировом рынке услуг запуска КА легкого класса. Существующие и разрабатываемые традиционные РН с наземным стартом часто не в полной мере удовлетворяют заказчиков из-за стоимости пуска, качества предоставляемых услуг или из-за ограничений, накладываемых допустимым диапазоном наклонений рабочих орбит для данного стартового комплекса.
  2. Наличием в России в достаточном количестве самых больших в мире по грузоподъемности эксплуатируемых самолетов Ан-124-100, которые могут служить основой для создания авиационно-ракетного комплекса космического назначения “Воздушный старт”.
  3. Большим опытом предприятий России в разработке, производстве и эксплуатации современных относительно недорогих, но высоконадежных средств выведения и стартовых ракетных комплексов, наличием необходимой производственной и стендовой баз.
  4. Автономностью и мобильностью авиационно-ракетного комплекса, способного осуществлять пуски с любым азимутом над нейтральными акваториями Мирового океана, что обусловливает независимость от политических обстоятельств, а также исключает необходимость отчуждения земли как под космодром с соответствующей зоной безопасности, так и под районы падения отделяемых элементов РН.
  5. Возможностью подготовки КА и осуществления пуска с территории зарубежного заказчика.

Комплекс “Воздушный старт” не требует создания громоздкой наземной инфраструктуры, связанной с большими капиталовложениями (дороги, энергетика, гостиницы, школы, поликлиники и т.д.), что позволяет также на несколько порядков сократить численность персонала и, следовательно, уменьшить стоимость эксплуатации. Мобильность стартового комплекса резко повышает оперативность выполнения широкого круга задач в космосе, позволяет при необходимости существенно увеличить количество и частоту пусков РН. Реализацию проекта авиационно-ракетного комплекса космического назначения “Воздушный старт” планируется осуществить полностью на коммерческой основе при необходимой государственной поддержке. 1 декабря 1998 г. правительство Российской Федерации выпустило распоряжение № 1702-р о поддержке работ по комплексу “Воздушный старт”. С этой целью предусматривается создание широкой международной кооперации как для финансирования, так и разработки проекта и продвижения комплекса “Воздушный старт” на мировой рынок услуг.

Аэрокосмическая корпорация “Воздушный старт”
123242, г. Москва, ул. Дружниковская, д. 9.
Тел.: (7 095) 205-2733, тел./факс: (7 095) 205-4979.
E-mail: airlnch@orc.ru

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...