Валерий Агеев В ноябре 1998 г. Федеральная авиационная служба России на основе распоряжения российского правительства открыла для международных полетов еще 6 участков своего воздушного пространства: Тикси — Жиганск — Вилюйск — Олекминск, Тикси — Якутск — Магдагачи, Чокурдах — Чагда — Магдагачи, Чокурдах — Якутск — Алдан — Могоча, Могоча и Нижнетамбоское. Это событие, по утверждению экспертов ФАС, имеет важное значение для всей России, потому что ее воздушное пространство, ранее закрытое, становится более доступным для полетов западных авиакомпаний.

В настоящее время протяженность воздушных трасс нашей страны превышает 600 тыс. км, в то время как международные маршруты охватывают только около 90 тыс. км этого пространства. При этом западные авиакомпании за пролет каждых 100 км в воздушном пространстве России платят от $39 до $72 (в зависимости от максимальной взлетной массы самолета). В год, по оценкам экспертов ФАС, Россия за аэронавигационное обслуживание получает приблизительно $100-120 млн.

Эта цифра значительно увеличится с открытием трансполярных и полярных маршрутов. В августе 1998 г. американская компания Northwest Airlines на самолете Boeing-747-400 совершила первый пробный беспосадочный перелет по этому маршруту, причем время полета оказалось примерно на 45 мин меньше, чем при полетах по аналогичным, но не проходящим через Северный полюс маршрутам.

Использование только полярных трасс, по оценке международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), может принести нашей стране за аэронавигационные сборы более $75 млн в год. Прогноз компании Boeing более пессимистичен: только $16,5 млн в 2002 и $25,4 млн в 2007 г.

Развитие трансполярных маршрутов зависит от общего состояния единой системы организации воздушного движения (ЕС ОВД) России. Как известно, она была создана в 1973 г. после ряда катастроф, связанных с разобщенностью действий военных и гражданских авиадиспетчеров. В настоящее время ЕС ОВД обслуживает 25 млн км2 воздушного пространства, в том числе 9 млн км2 акватории Северного Ледовитого океана (около 2500 аэродромов). Одновременно под управлением системы находятся в воздухе до 700 летательных аппаратов. Ее услугами пользуются сотни зарубежных и отечественных авиакомпаний. Техническая база ОВД включает свыше 1000 крупных радиотехнических систем, которые обслуживают более 40 тыс. человек, включая 2500 военнослужащих. Также в России имеется 138 центров ЕС ОВД, в 56 из которых входят военные секторы. ОВД РФ входит в региональную Европейскую систему ОВД и является составной частью мировой аэронавигационной структуры.

ЕС ОВД является, с одной стороны, неотъемлемой частью инфраструктуры воздушного транспорта страны, с другой — составной частью системы национальной безопасности. Поэтому она имеет стратегическое значение для России. Однако, несмотря на это, на поддержание ее технического состояния было затрачено лишь 30% от необходимого уровня. Тем не менее, безопасность полетов находилась на очень высоком уровне. В 1997-1998 гг. в России и странах СНГ на регулярных пассажирских перевозках не было авиационных происшествий с человеческими жертвами.

Но не стоит успокаиваться. Хотя российская система управления воздушным движением (УВД) вполне обеспечивает безопасность полетов на мировом уровне, уже сегодня необходима ее модернизация, которая потребует значительных средств. Несмотря на экономические трудности, ФАС РФ вложила в 1998 г. в ремонт средств и модернизацию систем воздушного движения страны около $40 млн. Все эти деньги взяты из средств авиапредприятий, обеспечивающих воздушное движение в стране, — поступлений от аэронавигационных сборов, получаемых от авиакомпаний за использование воздушного пространства России.

В 1998 г. в системе УВД установлено 10 трассовых радиолокаторов, более 50 наземных радиостанций, 17 средств первичных и вторичных радиолокаторов, 4 комплекта систем ближней навигации и 6 комплектов посадки. Также заключены контракты на модернизацию 50 трассовых и 20 аэродромных радиолокаторов, 250 радиостанций и другого оборудования.

В 1999 г. на ремонт и модернизацию средств и систем УВД планируется затратить $80 млн. А согласно Федеральной программе модернизации и развития ЕС ОВД РФ до 2005 г., на эти цели потребуется около $650 млн.

Кроме того, ФАС РФ заключила в 1998 г. 5 контрактов на сумму 886 млн. деноминированных рублей с предприятиями российской промышленности на поставку систем радиотехнических средств обеспечения навигации, посадки и связи для замены и модернизации систем УВД в Московском и Северо-Кавказском регионах.

По словам первого заместителя директора ФАС Виктора Галкина, наиболее крупный контракт на сумму $42,42 млн. был подписан с Лианозовским электромеханическим заводом. Предприятие должно поставить 51 радиолокатор типа 1Л-118 в течение 3 лет и установить в аэропорту «Домодедово» радиолокатор «Утес-Т».

Владимирский завод электроприборов, отметил Галкин, поставит в течение 3 лет 263 комплекта радиостанций УКВ-диапазона на сумму 20 млн новых рублей, а Опытный завод № 408 — изделия отображения радиолокационной информации в 11 центров единой системы УВД на сумму $1, 515 млн.

Также проводятся переговоры с Челябинским радиозаводом на поставку аэродромных локаторов, а с Избербашским радиозаводом — на поставку автоматических радиопеленгаторов.

НПО «Горизонт» (Ростов-на-Дону) освоило серийный выпуск наземных радиолокационных станций (РЛС) — береговых «Наяда-5ПВ» и обзора летного поля «Аксай», разработанных в НПО.

Заказчиком производства РЛС «Наяда-5ПВ», применяемых для берегового контроля надводной обстановки прибрежной акватории, выступила Федеральная пограничная служба (ФПС), которая предполагает использовать эти станции для охраны российских морских границ . Первый радиолокационный комплекс такого типа установлен в порту Геленджика. «Наяда-5ПВ» собираются преимущественно из комплектующих производства европейских фирм. В частности, блок-узлы для этих станций поставляет Санданский радиолокационный завод (Болгария).

Кроме того, НПО «Горизонт» приступило к серийному выпуску РЛС обзора летного поля «Аксай», обеспечивающих безопасность взлета и посадки авиалайнеров в аэропортах. Наряду с этим станции «Аксай» позволяют обнаруживать самолеты, спецавтотранспорт, людей и животных на взлетно-посадочной полосе, рулевой дорожке и перроне с твердым покрытием. Первая станция «Аксай» установлена в конце 1998 г. в аэропорту Ростова-на-Дону.

По словам В. Галкина, идет подготовка к совместному использованию отечественной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС и аналогичной американской GPS, а также осуществляется экспериментальная проверка космических средств навигации, связи и наблюдения в рамках принятой международной организацией гражданской авиации ИКАО концепции CNS/ATM.

Модернизация управления воздушным движением России производится в настоящее время на средства, зарабатываемые самими предприятиями УВД путем взимания организационных сборов. В 1998 г. ими было выделено из собственных средств на эти цели 380 млн деноминированных руб., а в 1999 г. планируется выделить средств в 1,5 раза больше, чем в прошлом году.

Модернизация системы УВД важна как для гражданской авиации страны, так и для полетов западных авиакомпаний, интенсивность которых увеличилась в 1998 г. на 4%.

Важную роль в системе ОВД России играет крупнейший в Европе московский центр УВД (МЦ УВД), осуществляющий управление воздушным движением над площадью 1 млн. км2, который также нуждается в модернизации. Поэтому ФАС объявила в конце 1998 г. о проведении второго этапа тендера на его модернизацию стоимостью $45 млн., который определит конкретные типы оборудования, его количество, сроки поставки. Общая же стоимость модернизации МЦ УВД составляет $120-130 млн.

Началом модернизации МЦ УВД станет замена локаторов и средств связи центра. Особенность этого этапа заключается в том, что замену оборудования необходимо проводить без остановки полетов. Для этого ФАС разработала новую методику, не имеющую аналогов в мире.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...