Вячеслав Чуркин Среди многих юбилейных дат года в области авиации есть одна, значение которой трудно переоценить, — 30-летие “Конкорда” — единственного в мире сверхзвукового пассажирского самолета (СПС), находящегося до сих пор в летной эксплуатации, плода совместной работы лучших специалистов двух развитых стран. Так почему же он один, и можно ли в обозримом будущем ждать его собратьев в этом уникальном классе? Ведь тридцать лет для авиации — срок немалый

“Конкорд”Окончание второй мировой войны и последовавший за этим бурный рост мировой экономики в совокупности с появлением новых рынков привели к значительному увеличению пассажирских и грузовых потоков. При этом увеличилась дальность и продолжительность перелетов. Основное преимущество авиации перед любым другим видом транспорта — существенное сокращение времени пребывания в пути, что и привлекает человека к данному виду передвижения.
Появление реактивных двигателей позволило в два раза увеличить крейсерскую скорость полета авиалайнеров по сравнению с самолетами, использовавшими поршневые двигатели, и вплотную приблизиться к скорости звука. А дальше решение проблемы пассажирских перевозок пошло двумя, пока не пересекающимися путями: широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты большой пассажировместимости с дозвуковой скоростью и сверхзвуковые самолеты со средним количеством пассажиров. Наибольшее распространение получило первое направление. Его появление было обусловлено (с учетом технических трудностей) обострившимся в 60-е гг. энергетическим кризисом, который выдвинул на первый план задачу экономии топлива. Она была достигнута путем создания реактивных двигателей большой степени двухконтурности. Однако это привело к ограничению скорости полета самолетов из-за конструктивных особенностей этих двигателей.
В 1965 г. американская авиационно-космическая корпорация Boeing начала разрабатывать новый класс самолетов — широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты большой пассажировместимости, что в дальнейшем привело к созданию самолета Боинг-747. Такое решение было основано на прогнозах, показывающих увеличение к 1976 г. объема пассажирских перевозок в 3 раза. Ввод в эксплуатацию на маршрутах большой протяженности тяжелых самолетов, подобных Боингу-747, позволил избежать перегрузки аэропортов, снизив число самолетовылетов на 37%.
В целом длительные перелеты отрицательно сказываются на психофизическом состоянии каждого конкретного человека. Основными негативными факторами являются монотонность полета, ограниченность пространства свободного перемещения в течение длительного времени и определенная “скученность” большого количества людей на небольшом пространстве. Появление широкофюзеляжных самолетов позволило предоставить пассажирам на дальних маршрутах существенно более высокий уровень комфорта. Существуют варианты “широкофюзеляжников” с организацией на борту лайнера салонов развлечений и отдыха пассажиров, отдельных кают и т.д. В настоящее время европейский консорциум Airbus Industry разрабатывает проект дозвукового аэробуса повышенной размерности со значительно более высоким уровнем комфортности.
Однако проблема увеличения скорости полета в связи с растущими потребностями человечества продолжает оставаться актуальной. Повышение общего ритма жизни часто вызывает внутреннее раздражение, особенно у деловых людей, длительностью перелета ( как бы его организаторы ни пытались его скрасить) и состоянием вынужденного бездействия. Далеко не все категории пассажиров привлекает “летающий Лас-Вегас”, и естественным остается желание скорее прибыть в конечный пункт назначения и ощутить под ногами твердую почву со всеми теми благами комфортабельной и привычной жизни, которая существует на земле.
В начале 50-х гг. в разных странах велись предварительные разработки в рамках создания СПС. Начатые в 1955 г. в Великобритании и год спустя во Франции исследовательские работы в этой области завершились в 1959-1961 гг. разработкой проектов ВАС-223 и “Супер Каравелла”. Исходя из финансово-экономических соображений в октябре 1962 г. было заключено межправительственное англо-французское соглашение о совместном строительстве самолета “Конкорд” по французскому проекту с использованием английских двигателей. Облет первого опытного образца планировался в 1966 г., а серийного — в 1968 г., выпуск первых серийных самолетов — в 1970 г. Однако возникавшие по мере продвижения этой программы технические проблемы затягивали сроки реализации отдельных этапов.
В Советском Союзе целенаправленная разработка СПС средней дальности началась в 1964 г. под руководством А.Н.Туполева , а уже в 1965 г. модель самолета, получившего обозначение “Ту-144”, была продемонстрирована в Париже на международном авиасалоне. Работали быстро, и первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет подняли 31 декабря 1968 г., опередив на целых два месяца англо-французское детище — “Конкорд”, первый полет которого состоялся в марте 1969 г. В ходе программы летных испытаний на опытном самолете Ту-144 была достигута максимальная скорость 2430 км/ч. В 1973 г. была проведена серьезная модификация самолета, а с октября 1975 г. началась его эксплуатация на линии “Москва — Алма-Ата” (грузовые рейсы, а с 1 ноября 1977 г. — пассажирские). На Ту-144 установлено несколько мировых рекордов. Было также совершено 50 пробных рейсов по маршруту “Москва — Хабаровск”. Дальнейшая судьба самолета оказалась плачевной, и после непродолжительной конкуренции с “Конкордом” советский Ту-144 “сошел с дистанции”. Экономическая неэффективность полетов, большие расходы топлива обусловили прекращение эксплуатации самолета, поводом к чему стала катастрофа Ту-144 на авиационном салоне в Ле Бурже в 1978 г.
А “Конкорд” продолжал летать, и в ноябре 1970 г. превысил скорость звука в два раза. Коммерческие полеты этой машины начались в январе 1976 г. и продолжаются по сей день.  Первоначальные заказы составляли 70 самолетов. Однако к началу эксплуатации возросла стоимость “Конкорда”. Это, а также деятельность защитников окружающей среды (подогреваемая конкурирующими американскими авиакомпаниями), выступавших против “Конкорда”, резко уменьшили количество заказов. Американские компании от приобретения самолетов отказались по патриотическим и отчасти экономическим соображениям. Весомым фактором, обусловившим неудачную продажу самолетов, стало увеличение стоимости топлива. Всего построено 14 серийных “Конкордов”, которые были проданы авиакомпаниям двух стран-разработчиков — Air France и British Airways. На сегодняшний день эксплуатируется 6 и 7 самолетов этих авиакомпаний соответственно.
По оценке французской компании Aerospatiale, “Конкорды” до выработки ресурса могут оставаться в эксплуатации до 2010 г. По мнению специалистов, этот СПС 1-го поколения с коммерческой точки зрения себя не оправдал.
Американская позиция в вопросе создания СПС в целом негативна в силу престижных и финансово-экономических вопросов. Сначала разработка СПС была поручена фирме “Боинг”. Работы по созданию самолета были прекращены в 1971 г. на этапе предварительных исследований после постановления сената США о прекращении дальнейших государственных ассигнований. Проблема разработки американского сверхзвукового пассажирского самолета снова была рассмотрена в 1975 г. фирмой “Макдоннел-Дуглас”. Однако первыми самолетами этого нового класса стали советский Ту-144 и англо-французский “Конкорд”, что больно ударило по престижу США и американских самолетостроительных компаний. Американцы испытали шок, сравнимый с такими событиями, как запуск первого спутника Земли и первого человека в космос, хотя и не столь внезапный.

(Продолжение следует)

Supersonic and very much passenger

TWith so many aviation jubilees of the year, there is one glorious date whose importance can hardly be underestimated. The Concorde, a brainchild of the best specialists of the two European nations and the world’s only operational supersonic passenger airplane, celebrates thirtieth anniversary still remaining in active service. Thirty years is quite a time for aviation. But why the Concorde is the only one? Can we wait for other supersonics to appear in the near future?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...