Николай Евсенкин Федеральный научно-производственный центр — приборостроительное конструкторское бюро, расположенное в подмосковном городе Раменское (с 1993 г. — акционерное общество открытого типа “Раменское приборостроительное конструкторское бюро” (РПКБ) — было создано в 1947 г. как одно из профилирующих КБ для разработки бортовых авиационных приборов и систем. За 50 с лишним лет своей истории его коллектив разработал несколько поколений различных комплексов бортового оборудования, которые успешно серийно выпускались и эксплуатировались на самолетах Су-17, МиГ-29, Як-38, Су-27, Ту-160, Ту-95, корабельном вертолете Ка-27, самолете Ан-38 и многих других.

Истребитель Су-37К началу 90-х гг. Раменское КБ стало одним из крупнейших разработчиков бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для летательных аппаратов и средств наземной подготовки. Были решены задачи создания сложных многоуровневых комплексов БРЭО, начались работы по комплексам для самолетам и вертолетам пятого поколения, разработка изделий двойного назначения и импортозамещающих изделий.

В 1998 г. руководство и специалисты РПКБ разработали “Программу модернизации и разработки новых комплексов авиационного оборудования современных самолетов и вертолетов”. Предложенная базовая структура комплекса бортового оборудования летательных аппаратов (ЛА) пятого поколения соответствует концепции межвидовой унификации с обеспечением модульности и открытости архитектуры аппаратуры и программно-математического обеспечения, что позволяет сквозную технология разработки и модернизации оборудования.

В базовой структуре комплекса реализована конструктивно-функциональная интеграция:

  • единая для всего борта реконфигурируемая система управления авиационным комплексом, включающая в себя магистрально-модульную информационно-управляющую систему;
  • интегрированная система обработка навигационной информации;
  • система обеспечения групповых действий;
  • интегрированная система обработки информации от различных средств целеуказания;
  • режим синтезирования трехмерного изображения впередилежащей местности (радиолокатора и тепловизора);
  • единая технология обслуживания с повышением контролепригодности, ремонтопригодности и эксплуатационной технологичности.

Истребитель Су-37  на борту которого  устанвливается  БРЭО РПКБСтруктурные принципы и элементы базового комплекса бортового оборудования нашли применение в проводимых специалистами РПКБ опытно-конструкторских работах, в частности в разработке бортовых комплексов оборудования самолетов Су-27М, Су-32, Су-30МК и вертолетов Ми-28Н, Ка-52. Именно дооборудование бортовой системы управления базовой модели отечественного истребителя Су-27 дополнительным бортовым компьютером и цветными дисплеями позволило решить важнейшую задачу его модернизации до категории многофункционального самолета, способного вести борьбу с сильным воздушным противником и уничтожать широкий спектр наземных целей высокоточным оружием.

Принципиальной особенностью разработанной в РПКБ системы стало то, что она воплощает весь опыт работы над ЛА семейства Су-27. Это отражается в том, что потенциальным заказчикам предлагается не просто аппаратура, а функционально полная система решения боевых задач.

Ее наземная часть позволяет моделировать предстоящий полет с учетом многочисленных факторов: метеоусловий, особенностей системы ПВО противника, состава ударной и обеспечивающей групп, характера целей, вида оружия. На этой основе готовится полетное задание, которое затем на магнитном носителе переносится на самолет и вводится в летное задание. В процессе выполнения задания фиксируются основные параметры полета и данные о работе бортовых систем и вооружения, что дает возможность на земле анализировать результаты боя.

Новое навигационное оборудование позволяет самолету точно следовать по заданному маршруту и выходить на запланированную цель. Предусмотрена возможность работы с отечественной спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС и американской НАВСТАР. Более того, бортовая аппаратура автоматически переходит на ту систему, которая в конкретных условиях позволяет получить большую точность.

Модернизированный самолет способен выполнять полет на малых высотах с огибанием и обходом складок местности. При этом на индикаторы выводится двумерное и трехмерное изображение местности. В ходе выполнения боевой задачи бортовая система управления анализирует тактическую информацию и в соответствии с полетным заданием представляет экипажу именно те данные, которые нужны ему на каждом конкретном участке полета.

Характерной особенностью создаваемой специалистами КБ новой авионики является то, что она разработана на основании системного подхода. В ней реализованы преобразователи из одной системы представления данных в другую. При этом учтены все существующие информационные стандарты как военного, так и гражданского применения. Аппаратура способна работать с цифровыми, телевизионными сигналами, графической информацией (например, картой местности) в цифровой форме. Установка блоков новой системы не требует конструктивной переделки самолета — они вписаны в свободные места планера. Исключение составляют доработки по электропроводке и подвескам.

Как считает руководство РПКБ, новый бортовой комплекс отличает унифицированный подход к проектированию и производству оборудования для различных типов ЛА. В частности, аппаратура, которая устанавливается на Су-32 и модернизированных Су-30, применима для модернизации вертолетов Ми-24, Ми-28Н. Подготовлен вариант и для Ка-50.

Подобная унификация становится возможной в том числе и благодаря интеграционным тенденциям внутри отечественного авиационного приборостроения. Так, в 1997 г. по инициативе РПКБ была создана корпорация — научно-производственный центр “Технокомплекс”, которая объединяет восемь научно-исследовательских и серийных предприятий авиаприборостроения, связанных единым технологическим циклом разработки, производства и сервисного обслуживания находящегося в эксплуатации бортового оборудования самолетов и вертолетов.

Вертолет Ка-50  “Черная акула”Входящие в “Технокомплекс” фирмы владеют замкнутым циклом приборостроительных технологий. Эти предприятия совместно координируют свою производственную деятельность, что позволяет минимизировать затраты на разработку и производство. Особенностью “Технокомплекса” является коллегиональная система управления, которая дает возможность сосредоточиться на научных и производственных вопросах, а не на борьбе за контроль над финансовыми потоками.

Наличие перспективных наработок в области современного БРЭО, устойчивые связи с заказчиками (среди которых профильными являются предприятия группы “Сухого”) и смежниками дают возможность коллективу РПКБ иметь в наше сложное для отечественного ВПК время достаточно благополучное финансово-экономическое положение. В 1998 г. объем выполненных предприятием НИОКР составил 215,4 млн. рублей, что на 69% больше чем в предыдущем году.

В РПКБ трудится коллектив высококвалифицированных кадров, неоднократно демонстрировавший способность создавать и внедрять самые передовые технологии, в том числе 4 доктора и 37 кандидатов технических наук. Половина сотрудников бюро имеют одно или несколько высших образований. Уровень квалификации научных кадров позволяет успешно сотрудничать с коллегами из зарубежных исследовательских центров. Более 100 специалистов ежегодно выезжают за рубеж для выполнения совместных проектов с фирмами других стран.

Главные же надежды на будущее руководство КБ возлагает на программу модернизации самолетного парка Су-27 и Су-30. По мнению генерального директора РПКБ Г.И. Джанджгавы, на базе этих самолетов можно создавать машины, которые по возможностям авионики будут превосходить американский многофункциональный истребитель F-15Е и не будут уступать истребитель пятого поколения F-22А. Это позволит повысить боевую мощь российских ВВС и улучшить продажу лучших отечественных летательных аппаратов на мировом рынке.

ОАО “Раменское приборостроительное
конструкторское бюро”
140103, г. Раменское, Московская обл.,
ул. Гурьева, д. 2.
Тел.: (095) 556-2393, (09646) 3-3932.
Факс: (09646) 3-1972.
E-mail: RPKB@space.ru

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...