Анатолий Канащенков,
генеральный директор, генеральный конструктор ОАО “Фазотрон-НИИР”
Александр Осокин,
начальник комплекса научно-информационного обеспечения
Ардалион Растов,
главный конструктор
Значение “ОКБ Сухого” в развитии отечественной авиации общеизвестно. Много публикаций и исследований посвящено поистине революционным решениям, найденным этим замечательным коллективом. Однако огромное влияние разработок “ОКБ Сухого” на развитие смежных специальностей, в частности самолетной радиолокации, до сего времени оставалось в тени. Это влияние ярко демонстрирует история взаимоотношений “ОКБ Сухого” и ОАО “Фазотрон-НИИР”.

Диалектика сотрудничества

“ОКБ Сухого” было создано в 1953 г. и сразу же приступило к разработке одновременно двух самолетов: фронтового истребителя и истребителя-перехватчика. По скорости и высоте боевого применения они должны были существенно превосходить истребители, разрабатывавшиеся в других ОКБ. После того как облик этих самолетов был определен, встал вопрос о разработке для них систем вооружения, включая радиолокационные.

К этому времени впервые у нас в стране коллективом главного конструктора Виктора Тихомирова был разработан и принят на вооружение реактивных истребителей МиГ-15 и МиГ-17 радиолокационный прицел “Изумруд”. Успешно проходила испытания РЛС “Изумруд-2” с первой отечественной системой управляемых ракет класса “В-В” К-5. Полным ходом шла разработка РЛС следующего поколения “Алмаз” и “Алмаз-3”. После длительных переговоров было согласовано техническое задание на разработку РЛС “Алмаз-7”. Однако Павел Сухой выразил сомнения в перспективности двухантенных РЛС. И как всегда оказался прав.

Первый вылет нового самолета Сухого в сентябре 1955 г. совпал с завершением испытаний МиГ-19. Но если МиГ-19 обеспечил расчетную скорость 1,4 М и практически “остановился”на этом, то самолет Сухого вскоре достиг скорости 1,9 М, и было ясно, что для него это далеко не предел. РЛС “Алмаз-7”, прошедшая к этому времени все виды наземных испытаний, была установлена на одном из экспериментальных образцов самолета Т-3. Но с обтекателями своих двух антенн она выглядела совершенно нелепо, существенно ухудшала летные характеристики самолета и была обречена. Поэтому Павел Сухой пошел на полную замену радиолокационной системы вооружения: вместо РЛС “Алмаз-7” установил РЛС “ЦД-30” с одной антенной (главный конструктор Эдуард Ненартович), заменил ракеты К-5 на ракеты с тепловыми ГСН. Это позволило существенно увеличить зоны и вероятность поражения цели при незначительном ухудшении летных характеристик самолета.

В 1957 г. коллектив главного конструктора Гедалия Кунявского приступил к разработке новой, более совершенной РЛС “Орел” для истребителя Як-28. Разработку вело ОКБ-339, а изготовление образцов – завод № 339, которые со временем были преобразованы сначала в НИИ-339, а затем в НИИ радиостроения. Теперь это мощное ОАО “Фазотрон-НИИР”.

Су-15ТМРЛС “Орел” имела достаточно большой диаметр антенны. Понимая это, Павел Сухой на своем новом истребителе Су-11 пошел на заметное увеличение воздухозаборника, а затем вообще перешел на боковые воздухозаборники, освободив всю носовую часть самолета для РЛС. Этот вариант истребителя получил наименование Су-15. Для него НИИР разработал более мощную РЛС “Орел-Д”. Истребитель Су-15 с РЛС “Орел-Д” был принят на вооружение в марте 1965 г. и хорошо зарекомендовал себя в войсках. Продолжая совершенствовать самолет, “ОКБ Сухого” разработало ряд его модификаций, имевших как лучшие летно-технические характеристики, так и более мощную систему вооружения. НИИР, в свою очередь, разработал сначала РЛС “Орел-ДМ”, а затем на базе более мощной РЛС “Смерч” (главный конструктор Федор Волков) — РЛС “Тайфун” и “Тайфун-М”. Эти РЛС устанавливались на истребителе Су-15ТМ, который был вооружен усовершенствованными управляемыми ракетами Р-98 и выпускался большой серией. В 60-80-е гг. они составляли основу истребительного парка войск ПВО страны.

Следующей крупной совместной работой наших организаций была разработка системы управляемого вооружения (СУВ-27) истребителя Су-27. Су-27 – уникальный истребитель по своим летно-техническим характеристикам, по маневренным и боевым возможностям. В 86-88-х гг. на Су-27 было установлено 27 мировых рекордов скороподъемности и высоты горизонтального полета при дальности полета 3900 км. Однако для достижения этих возможностей необходимо было создать мощную систему управления вооружением.

Работы по созданию СУВ-27 были начаты в НПО “Фазотрон” в 1975 г. В разработке участвовали оба института объединения – НИИР и НИИП. Основными задачами, поставленными перед создателями СУВ, были: обеспечение значительной дальности обнаружения (более 110 км) и одновременное автосопровождение до 10 целей, пуск управляемых ракет одновременно по двум из наиболее опасных из них. Испытания СУВ-27 были завершены в 1983 г., а истребителя Су-27 — в 1985 г. Параллельно с испытаниями было организовано серийное производство СУВ-27 на Рязанском приборном заводе и ПО “Октябрь” (г. Каменск-Уральск). Благодаря громадной подготовительной работе, заводы быстро освоили изготовление как аппаратуры, так и самолета в целом.

Дальнейшие работы в интересах истребительной авиации НПО “Фазотрон” стал проводить в двух направлениях:

  • НИИП им.В.В. Тихомирова продолжал совершенствовать СУВ-27 и одновременно начал разработку СУВ для истребителя Су-27М;
  • НИИР начал разработку семейств унифицированных СУВ, которые могли быть применены как для ряда действующих истребителей, так и вновь разрабатываемых.

На первом этапе было разработано два семейства РЛС со щелевыми антенными решетками:

  • семейство РЛС “Копье” (“Супер-Копье”, “Москит”), предназначенное для установки на самолетах МиГ-21, МиГ-23, Су-22, Су-25 и др.;
  • семейство РЛС “Жук”, ориентированное на модернизацию самолетов Су-27, МиГ-29 и др.

Применение СУВ с новыми РЛС позволяют реализовать имеющиеся летно-технические возможности самолета и существенно повысить эффективность боевого применения авиационного комплекса за счет одновременного автосопровождения восьми-десяти целей и одновременной атаки двух-четырех наиболее опасных из них. Кроме того, они обеспечивают режимы: “В-П” для действия по наземным (надводным) целям, управления полетом самолета на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности, картографирования местности и др.

РЛС, разработанные НИИР, неоднократно демонстрировались на авиационных выставках и салонах. Заключены договоры с иностранными заказчиками, крупнейшим из которых является контракт с Индией на изготовление 125 комплектов РЛС “Копье” для модернизации истребителей МиГ-21бис.

Особый интерес новые радары “Фазотрона” представляют для штурмовиков и бомбардировщиков, не имеющих радаров (Су-22, Су-24, Су-25 и др.). За последние годы существенно возросли возможности РЛС, а локальные войны и конфликты показали абсолютную необходимость ведения боевых действий авиации в сложных условиях обстановки (в любую погоду и ночью, в условиях задымленности, песчаных бурь и др.). Поэтому в настоящее время рассматривается несколько вариантов включения в состав самолетов Сухого радаров и СУВ разработки ОАО “Фазотрон-НИИР”. Так, “ОКБ Сухого” заказало “Фазотрону” разработку контейнерного варианта РЛС “Копье-25”, которым могут оснащаться самолеты Су-22 и Су-25. Успешно проходят совместные работы по модернизации самолета Су-39 (главный конструктор Владимир Бабак).

На втором этапе ОАО “Фазотрон-НИИР” приступило к разработке третьего семейства РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР) и электронным управлением лучом. Применение ФАР позволяет увеличить число каналов СУВ, достичь скрытности и помехозащищенности ее работы.

Впервые в мире разработка РЛС с ФАР была начата НПО “Фазотрон” в 1970 г. Эксплуатация принятой на вооружение в 1982 г. РЛС “Заслон” с ФАР для истребителя МиГ-31 показала, что все заявленные характеристики реализованы и ФАР полностью себя оправдала. Однако по габаритам, весу и стоимости разработанная РЛС с ФАР не могла быть использована на легких и средних истребителях.

К настоящему времени ученые, инженеры и технологи ряда предприятий нашли решения, позволяющие приблизить габариты, вес и стоимость ФАР к антеннам других типов. Родоначальником нового семейства РЛС с ФАР для установки на легких истребителях типа МиГ-21 и его аналогов стала РЛС “Фараон”, разработанная ОАО “Фазотрон-НИИР”. Создание базовой РЛС с ФАР для легких истребителей позволяет нам разрабатывать СУВ с ФАР для истребителя любого типа в минимальные сроки.

Также ведутся работы по созданию базовой РЛС с ФАР для средних и тяжелых истребителей “Сокол-Ф” на основе РЛС “Жук”.

В настоящее время на самолетах “Сухого” устанавливаются или готовятся к установке следующие радары ОАО “Фазотрон-НИИР”:

  • “Фараон” (“Москит”) для обеспечения защиты задней полусферы;
  • “Сокол-Ф”;
  • “Копье-25М”;
  • “Жук”.

Большой вклад в разработку всех радаров и СУВ для самолетов “Сухого” внес первый заместитель генерального конструктора ОАО “Фазотрон-НИИР”, лауреат государственной премии России (1998 г.), талантливый конструктор, инженер и ученый Юрий Николаевич Гуськов.

Давнее плодотворное сотрудничество “Сухого” и “Фазотрон-НИИР” по созданию первоклассных истребителей и штурмовиков сегодня получает новый, более мощный импульс.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (5,00 из 5, оценило: 1)
Загрузка...