Петр Балабуев,
генеральный конструктор АНТК им. О.К.Антонова

Ан-70АНТК им. О.К. Антонова является одним из наиболее передовых во всех отношениях предприятием авиационной промышленности СНГ, и, наверное, самой знаменитой фирмой Украины, известной буквально всей планете. «Антонов» — это мощный авиационный комплекс, объединяющий конструкторское бюро, множество испытательных лабораторий, опытный завод и летную испытательную базу. Это позволяет в значительной мере автоматизировать расчетно-проектные и конструкторские работы; производить аэродинамические испытания моделей самолетов; испытывать на прочность все типы самолетов, вплоть до гигантских «Руслана» и «Мрии», определять их ресурс; завершать цикл создания самолетов летными испытаниями; подтверждать соответствие самолетов нормам летной годности и требованиям заказчиков.

За 52 года деятельности фирмой разработано более 100 типов и модификаций самолетов, собран мощный творческий коллектив специалистов мирового уровня, основана своя школа создания транспортных самолетов. Основные достоинства антоновских машин — отличные взлетно-посадочные характеристики, простота и надежность конструкции, способность базироваться на грунтовых аэродромах, высокая рентабельность и невысокая, по мировым стандартам, цена.

Авиация во все времена являлась предметом национальной гордости и способствовала укреплению авторитета государства на международной арене. Именно поэтому создание высокоэффективной авиационной техники — главный вклад АНТК им. О.К. Антонова в экономику Украины. Ведь в современном мире самолетостроительная отрасль приносит колоссальные доходы, кроме того, она способствует развитию национальной науки, внедрению передовых технологий, созданию большого количества рабочих мест. Постройкой самолетов «Ан» заняты киевский и харьковский авиазаводы, комплектующие к ним производятся на десятках других предприятий Украины.

Кроме того, свои самолеты «Антонов» создает в широкой кооперации с предприятиями стран ближнего и дальнего зарубежья. В отношениях с ними он выступает в роли равноправного партнера, экспортера «ноу-хау», передовых технологий и научных идей. «Аны» тиражируются в других странах, а Украина получает дивиденды с каждого произведенного экземпляра, что является привилегией высокоразвитых государств.

Производство Ан-3, Ан-74, Ан-38, Ан-70, Ан-124 развернуто в Омске, Новосибирске, Самаре, Ульяновске. К числу перспективных совместных проектов прежде всего надо отнести программу среднего военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70, развиваемую усилиями украинских и российских предприятий. Однако в последнее время значительный интерес к машине проявляют и другие государства. На АНТК им. О.К. Антонова постоянно проходят переговоры представителей авиакосмической промышленности и министерств обороны стран Европы, в результате чего все большее число фирм выражает готовность присоединиться к программе среднего транспортного евросамолета на базе Ан-70, называемого Ан-7X.

Ан-124Соответствующее предложение подано на европейский тендер в начале 1999 г., и за прошедшее время самолет приобрел прочную репутацию первого претендента на эту роль. Ан-7X внимательно изучается европейцами и находит положительную оценку среди специалистов министерств обороны нескольких государств. Стороны планируют совместные шаги, направленные на создание единой промышленной структуры по производству этого самолета. В последнее время прошли переговоры между руководителями украинско-российского консорциума «Средний транспортный самолет» и высокопоставленными представителями министерств обороны Германии, Испании, Португалии, Дании, Италии, Чехии и Югославии, а также министерств торговли и транспорта Франции. В результате представители Дании и Португалии выразили намерение приобрести по 3-5 самолетов Ан-7X, а представители других стран получили необходимую информацию для более точного определения своей позиции в тендере. Важные переговоры состоялись и с консорциумом AirTruck, объединяющим 8 немецких аэрокосмических фирм — участников программы Ан-7X. Предметом их стала подготовка к подписанию правительствами Украины, России и ФРГ контракта и трехстороннего соглашения о поставках самолетов Ан-7Х вооруженным силам этих стран. Суммарный госзаказ, предусмотренный этими документами, составляет 305 самолетов Ан-7X. Реализация этого проекта даст Украине возможность еще больше укрепить свой престиж на международной арене.

Многие предприятия Украины, России и западноевропейских государств активно помогают АНТК им. О.К. Антонова осуществлять программу 52-местного пассажирского самолета региональных авиалиний Ан-140. Этот самолет заменит ветерана Ан-24, но при этом будет на 50% экономичнее, обладать на 100 км/ч большей скоростью и, что немаловажно, значительно тише. От зарубежных аналогов «стосороковку» выгодно отличает неприхотливость в эксплуатации, возможность работы не только с бетонных ВПП, но и с грунтовых и галечных аэродромов. В настоящее время продолжаются сертификационные испытания самолета, в которых участвуют 3 его летных экземпляра. Выполнено более 700 полетов, часть которых прошла в условиях обледения в районе российского побережья Северного Ледовитого океана, а также в условиях высоких температур (до +45° С) в Узбекистане. В начале сентября с.г. закончена программа испытаний на высокогорных аэродромах Киргизии. Программа сертификационных испытаний Ан-140 должна быть завершена к концу 1999 г., получение сертификата планируется на начало 2000 г.

Помимо создания новых самолетов, фирма проводит большую работу по модификации машин семейств Ан-72/74 и Ан-124; развивает компьютерный комплекс по проектированию и испытаниям новой техники; сохраняя опытные кадры, воспитывает молодых специалистов; занимается развитием летно-испытательной базы и аэродромного комплекса в Гостомеле, а также созданием на этой базе грузового международного аэропорта; работает над осуществлением аэрокосмических международных программ под общим названием «Воздушный старт».

АНТК им. О.К. Антонова занимается также решением проблем перевозок на земле. С использованием авиационных технологий и применением композиционных материалов здесь созданы единственный в странах СНГ и Восточной Европы низкопольный трамвай, семейство комфортабельных и надежных троллейбусов.

Ан-38Отдельно нужно выделить такое направление деятельности АНТК, как осуществление международных авиаперевозок. За 10 лет самолеты авиатранспортного подразделения АНТК, именуемого «Авиалинии Антонова», в различных регионах мира перевезли более 200 тыс. т грузов гражданского и специального назначения. Именно создание такого подразделения позволило предприятию выжить в тот трудный период, когда государство почти забыло о его работниках и сохранить для Украины конструкторский коллектив, которому позавидует любая авиационная держава.

Занимаясь решением неотложных текущих проблем, «Антонов» ни на минуту не забывал о необходимости технического перевооружения предприятия. Ведь чтобы не отстать от Запада, необходимо постоянно совершенствовать процесс проектирования и производства самолетов, переходить на компьютерные технологии, современные дорогостоящие материалы и оборудование. Часть средств АНТК потратил на закупку мощных вычислительных комплексов. Значительные средства были выделены на приобретение технологического оборудования, в том числе для создания конструкций из композиционных материалов. Фактически современный украинский потенциал в сфере самолетостроения создан на эти деньги. Новые «Аны» создаются на новом техническом уровне, с полным использованием накопленного фирмой потенциала. Их высокая конкурентоспособность является залогом того, что и в будущем комплекс «Антонов» будет для Украины устойчивым источником валютных поступлений, развития передовых технологий, занятости значительной части населения и одним из источников укрепления национального престижа. Это позволяет с оптимизмом смотреть в XXI век — век, который подарит Украине новые крылатые машины с логотипом «Ан».

ГП АНТК им. О.К. Антонова
Украина, 252062, г. Киев, ул.Туполева, д.1.
Тел.: (044) 442-7096, факс: (044) 443-0005.
Телекс: 131309 ОЗОН.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...