В этом году удачно совпали две знаменательные даты: шестидесятилетие ОКБ им. П.О. Сухого и семидесятилетие М.П. Симонова, генерального конструктора этой прославленной фирмы. Недавно указом Президента РФ Михаилу Симонову присвоено звание Героя России.

Су-47Михаил Петрович Симонов родился в 1929 г. в семье преподавателей. После окончания средней школы в г. Каменске Ростовской области в 1947 г. он поступает на механический факультет Новочеркасского политехнического института, но с 4-го курса переходит в Казанский авиационный институт, который с отличием заканчивает в 1954 г.
“Казанский период” творчества Симонова связан исключительно с первыми советскими цельнометаллическими планерами, проектированием которых он занимается в студенческом КБ, а затем в созданном на его базе Государственном cоюзном ОКБ спортивной авиации, где Симонов работает заместителем главного конструктора.
В июне 1969 г. П.В. Дементьев, в то время руководитель Mинистерства авиационной промышленности (МАП), переводит Симонова в Москву, назначив заместителем главного конструктора Долгопрудненского КБ автоматики, а затем через девять месяцев, в феврале 1970 г., первым заместителем главного конструктора Таганрогского машиностроительного завода — известного авиаконструктора и ученого — Р.Л. Бартини. Здесь же Симонов работает и начальником Ухтомского филиала этого завода.
В ноябре 1970 г. П.В. Дементьев назначает Симонова заместителем главного конструктора ОКБ, возглавляемого Павлом Осиповичем Сухим. (машиностроительный завод № 51). Руководство КБ встретило “назначенца” Дементьева более чем настороженно. В это время здесь работали над самолетами Су-17М, Су-24, Су-15ТМ и их модификациями, а также над бомбардировщиком Т-4 (“Сотка”). Уже начались работы над штурмовиком Су-25 (Т-8) и истребителем Су-27 (Т-10). Судьбы этих самолетов, особенно Су-27 и его модификаций, переплетутся с судьбой Симонова и принесут ему заслуженную славу и международную известность.
Но это будет потом, а пока Сухой поручает ему тему Су-25, над которой ему придется работать не более месяца, т.к. последует очередное и уже окончательное назначение —
руководителем летных испытаний самолета Су-24, проводившихся в ГНИКИ ВВС.
С задачей летных испытаний и доводки самолета Су-24 Симонов справился блестяще. В 1976 г. за создание, испытание и внедрение в серийное производство самолета Су-24 Симонову и группе ведущих работников ОКБ присваивается звание лауреатов Ленинской премии.
В 1976 г. Симонов назначается главным конструктором по теме Су-27 — самолета, который принесет много заслуженных лавров ОКБ им.П.О. Сухого. Началась трудная борьба за то, что впоследствии на Западе назовут “советским авиационным чудом”. К этому времени был выполнен комплекс заводских и государственных летных испытаний и запущена в серийное производство первая модификация самолета Су-27 на основе схемы опытного самолета Т-10-1. Возникла парадоксальная ситуация: самолет Т-10 успешно проходит летные испытания, полученные данные удовлетворяют заказчика, однако результаты расчетов на ЭВМ показывают, что Су-27 в существующей конфигурации по ряду параметров будет уступать в бою новому американскому истребителю F-15. Сказалось превышение веса бортового оборудования, увеличенный удельный расход топлива и др.
Дилемма заключалась в следующем: либо завершить испытания машины и сдать ее заказчику в существующем виде, либо подвергнуть ее коренной переделке, разработать практически новый самолет. К чести ОКБ трудный выбор был сделан в пользу радикальных изменений. Инициативные предложения Симонова по переделке самолета были поддержаны генеральным конструктором Е.А. Ивановым на высшем уровне. Несомненная заслуга в разработке нового варианта самолета принадлежит Симонову, проявившему в этом деле исключительную энергию. Решающую поддержку этой разработке оказал И.С. Силаев, первый заместитель министра.
Новый самолет, сохранивший обозначение “Су-27”, был создан на основе богатейшего опыта, полученного в летных и статических испытаниях, многочисленных продувках моделей самолета Т-10, проработке и реализации большого количества научно-технических решений в области аэродинамики, конструкции и компоновки самолета. В декабре 1977 г. Симонова назначают первым заместителем генерального конструктора.
Су-27Первый полет нового самолета Су-27 — Т-10С-1 (Т10-7) состоялся в апреле 1981 г. К этому времени Симонов уже находился в кресле заместителя министра авиационной промышленности по опытному самолетостроению, куда был переведен в декабре 1979 г.
Симонов продолжал из МАПа руководить процессом разработки и доводки этого самолета, и не только им. Во время своей работы в МАПе (с конца 1979 по начало 1983 г.) он побывал в воюющем Афганистане для “оказания технической помощи по освоению самолета Су-25”. В 1982 г. Симонов был награжден за содействие в освоении штурмовика Су-25 (в том числе в боевых действиях в Афганистане) Орденом Трудового Красного Знамени.
В январе 1983 г. после ухода Е.А.Иванова на пенсию Симонов назначается генеральным конструктором ОКБ им. П.О. Сухого. Начинается новый этап в его деятельности — создание целого семейства боевых самолетов, являющихся продолжением творческого успеха с самолетом Су-27 (Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Су-37, Су-27КУБ). Идут параллельные работы по боевым самолетам и их модификациям, спортивным акробатическим самолетам (Су-26, Су-29, Су-31), разрабатываются проекты гражданских самолетов различных назначений (в том числе сверхзвуковых пассажирских самолетов С-21/С-51). Ведутся и работы по созданию научно-технического задела в области военных самолетов. В основном эти работы направлены на увеличение боевых возможностей самолетов за счет достижения сверхманевренности, уменьшения заметности и др.
Проводится и целенаправленная политика по фиксации на мировом уровне летно-технических характеристик боевых самолетов, созданных в ОКБ. С этой целью самолеты ОКБ с 1989 г. на регулярной основе принимают участие во многих ежегодных международных авиасалонах и выставках. Самолет Су-27 впервые был показан широкой международной публике на авиасалоне “Ле Бурже-89”. Его появление повергло западных специалистов в шок.
Иностранные специалисты дали самолету высокую оценку. “Конструкторы, разработчики и летчики-испытатели, специализирующиеся на истребителях, знают, что конструкторскому бюро Сухого удалось низвести аэродинамику западных истребителей до весьма обычного уровня” (Джон Фарли, бывший летчик-испытатель самолета “Харриер”, июнь 1989 г.); “Су-27 воплощает в себе все качества, которые летчик-истребитель желал бы видеть в боевом самолете” (Б. Норлен, генерал, командующий тактической авиацией ВВС Франции); “Русским удалось в борьбе за господство в воздухе одержать победу над истребителями США в небе Бурже с помощью своего змееподобного самолета, чья перспективная конструкция и легкость в управлении поразили специалистов” (агентство Reuters, июнь 1989 г.).
Другим направлением, обеспечивающим высокий престиж ОКБ, являются мировые рекорды, устанавливаемые самолетами ”Су”. Только на самолете П-42, рекордном варианте самолета Су-27, установлен 41 мировой рекорд в различных международных классах.
В сентябре 1997 г. с подмосковного аэродрома в воздух поднялся новейший самолет “ОКБ Сухого” С-37-1. Глухие слухи о его разработке ходили давно, но мало кто ожидал, что в условиях экономической и политической нестабильности ОКБ сможет построить и поднять в воздух принципиально новую машину. ОКБ не только сделало это, но и проводит программу летных испытаний нового самолета.
По заявлению Симонова, С-37 является экспериментальным самолетом, созданным для отработки новейших перспективных решений, которые могут быть реализованы на боевых самолетах будущего. В нем применяется необычная аэродинамическая схема — с крылом обратной стреловидности (КОС) и ПГО, новые конструкционные материалы, покрытия и система управления полетом.
Работы в ОКБ по исследованию особенностей КОС и возможностей его использования на боевых самолетах начались в 1983 г., вслед за получением американской фирмой “Грумман” в конце 1981 г. контракта на разработку, постройку и летные испытания экспериментального самолета Х-29 с КОС. Однако “ОКБ Сухого”, не ставило перед собой задачу создания исключительно экспериментального самолета на базе какой-либо другой машины, как американцы. Сразу же была поставлена задача формирования облика такой машины в реальной размерности истребителя.
Программа самолета Х-29 расценивается в США как неудачная: несмотря на применение современных конструкционных материалов, американцам так и не удалось справиться в полной мере с таким аэродинамическим явлением, как дивергенция крыла. В 1986 г. заместитель министра обороны США по НИОКР Дональд А. Хикс признал, что КОС не было доведено до законченного вида.
С-37 БеркутВ большинстве публикаций о деятельности “ОКБ Сухого”, разработки новой техники, конечно, связываются с именем известного авиаконструктора Симонова. Однако облик нового самолета или определенной модификации в деталях закладывается в отделе перспективных проектов под непосредственным руководством начальников соответствующих бригад и начальника отдела, а также с помощью главного конструктора, ответственного за разработку конкретной темы.
За время своего руководства Симонов воспитал немногочисленную, но молодую и талантливую смену на разных уровнях. Одним из его учеников является нынешний генеральный директор АООТ “ОКБ Сухого” и генеральный директор АВПК “Сухой” Михаил Асланович Погосян, который последовательно прошел в ОКБ все ступени проектно-конструкторской деятельности.
В интервью журналу ”Авиапанорама” Погосян рассказывает о своем учителе и о работе ОКБ.
“АП”: Недавно Михаила Петровича наградили высшей государственной наградой России. Не считаете ли Вы, что эта награда – несколько запоздалое признание заслуг Симонова?
М.П.: Не берусь судить, однако считаю, что он был достоин этой награды и несколько лет назад. Но у нас принято награждать к юбилеям и праздникам. В этом году совпали два события: 60 лет ”ОКБ Сухого” и 70 лет Михаилу Петровичу Симонову. Я лично считаю, что награждать людей надо не к юбилеям, а за тот вклад, который они вносят.
“АП”: Интересна история, которая обошла все книги об ”ОКБ Сухого”, о том, как Симонов “пробил” Су-27 в новой компоновке. В каких других программах энергия Михаила Петровича, его интуиция стали критическими факторами в достижении успеха?
М.П.: Могу привести в пример спортивные самолеты. Это направление, вызывало большую негативную реакцию на уровне государственных органов. Считалось, что “фирма”, специализирующаяся на создании боевых самолетов, не должна заниматься легкомоторной авиацией. На спортивных самолетах мы отработали технологии композиционных материалов.
Десять лет назад с большим скептицизмом воспринималось и начало работ по сверхзвуковому административному самолету. Сегодня, правда, эта программа пока еще не реализована, но сама идеология, осознание факта, что этот самолет имеет место на рынке, уже пришло. То, что мы сейчас опережаем других, – заслуга Михаила Петровича, который еще десять лет назад увидел нишу для такого самолета. Так было и с крылом обратной стреловидности. Мной было приложено много сил и энергии к тому, чтобы завершить эту работу. Но на определенном, особенно начальном, этапе ее “пробивание” — заслуга Симонова.
“АП”: Это произошло благодаря его интуиции?
М.П.: Не думаю, что благодаря одной только интуиции. Здесь, наверное, и интуиция, и уровень образования, и глубокий анализ.
“АП”: Существует ли в “ОКБ Сухого” школа подготовки кадров? Если да, что своего внес в нее Симонов?
М.П.: Что касается отдела проектов, где я формировался как конструктор, то он построен не так, как в остальных ОКБ. Обычно в отделе проектов работают специалисты, прошедшие опыт работы в других отделах. Считается, что эта работа исключительно для сверхопытных людей. На нашем предприятии совершенно другой подход. Наряду с опытными специалистами, в отдел проектов активно привлекаются выпускники вузов, то есть люди, не имеющие внутренних границ. Так было еще при П.О. Сухом и О.С. Самойловиче, руководившем этим отделом.
Михаил Петрович продолжил эту традицию и еще больше стал доверять молодежи. При Симонове у людей нового поколения появилась возможность занимать высокие должности. Сочетание опыта кадровых работников и энергии молодежи — все это получило наибольшее развитие при Михаиле Петровиче. Он воспитал большую плеяду новых руководителей. Я — самый молодой из этого поколения, к которому принадлежат и Н.Ф. Никитин, и К.Х. Марбашев и другие. Наша школа была сформирована Сухим, а Симонов ее развил, не дал застояться, внес новую энергию, четко поставил цели и задачи. Он всегда очень тонко чувствует перспективу и правильно определяет главные направления стратегического развития.
“АП”: Вы – ученик Симонова и одновременно, в каком-то смысле, его начальник. Есть ли вопросы, где Вы полностью, безоговорочно доверяете Михаилу Петровичу?
М.П.: Я во многом ему доверяю. Но по ряду позиций я несу личную ответственность. В принципиальных стратегических направлениях я разделяю ту линию, которая проводится. Я решаю организационные вопросы, опираясь на мнение специалистов. И у меня, и у Михаила Петровича есть возможность влиять на принятие решений по каким-то позициям через руководителей структурных подразделений. Одним словом, это — совместный творческий процесс.
“АП”: Можно ли сейчас говорить о тандеме Погосян – Симонов? В истории ОКБ уже были тандемы руководителей, например, Сухой – Иванов.
М.П.: И Иванов – Самойлович. Мне трудно об этом судить. Решение назначить меня своим первым заместителем было принято Симоновым в 1992 г. Я всегда высказывал готовность к совместной деятельности, к поиску компромиссов. Этому способствовала и моя работа на посту председателя Совета директоров. Не знаю, насколько успешно сейчас мне это удается. На этот счет есть разные точки зрения. По-моему, большинство из тех предсказаний, которые были, по поводу того, что кто-то будет хлопать дверью, пойдут сплошные конфликты — были посрамлены.
Что касается тандема. Время покажет, что это за тандем. Я думаю, что идеологически мы дополняем друг друга. У Михаила Петровича есть стратегическое мышление и большой опыт, а у меня — понимание современных основ организации производства, опыт и свое стратегическое видение. Я думаю, что мы могли бы дополнять друг друга, работая вместе. По крайней мере, я заинтересован в этом.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...