Соб. инф 22 ноября 1999 г. Николаю Григорьевичу Зырину исполнилось бы 90 лет. Сегодня, отдавая должное таланту этого человека, хотелось бы упомянуть основные вехи его творческого пути.

Н.Г.ЗыринНиколай Григорьевич — один из первых выпускников Московского авиационного института, он окончил его в 1936 г. Трудовую деятельность он начал весной 1935-го в качестве конструктора в КБ завода № 39, где за 5 лет прошел путь от инженера-конструктора до заместителя начальника КБ.
В августе 1941 г. Зырина перевели из Москвы в Казань, на завод № 22, где в качестве помощника главного конструктора, а в дальнейшем – начальника ОКБ он занимался вопросами серийного выпуска, доработок и модификации бомбардировщика Пе-2. В сентябре 1944 г. ОКБ была выделена новая производственная база в Москве – завод № 482 и после реэвакуации коллектива, вплоть до 1946 г. , Н.Г.Зырин был заместителем и ближайшим помощником главного конструктора В.М.Мясищева.
В марте 1946 г., после расформирования ОКБ Мясищева, Зырин был переведен на завод № 51, где работал над созданием беспилотных “самолетов-снарядов” под руководством В.М.Челомея. В апреле 1947 г. его направили на завод № 134, где в должности заместителя главного конструктора он впервые близко сошелся с П.О.Сухим. В конце 1949 г. ОКБ было расформировано, Зырина перевели на завод № 156 в ОКБ А.Н. Туполева, а в октябре 1950 г. “по командировке ЦК КПСС» он был направлен в ОКБ-1 Министерства вооружений. С конца 1950-го по январь 1954 г. Зырин как заместитель технического руководителя, а в дальнейшем – начальник отдела принимал участие в разработке и создании первого отечественного комплекса С-25. В начале 1954 г. его переводят в ОКБ-2. Здесь в должности начальника конструкторского отдела, затем – заместителя главного конструктора он участвует в разработке первой отечественной управляемой ракеты класса «воздух — воздух» РС-1У и зенитной ракеты для комплекса С-75.
К маю 1956 г. ему удалось добиться перевода в ОКБ П.О. Сухого. Здесь в должности заместителя главного конструктора, а с ноября 1959 г. – главного конструктора ОКБ-51 он проработал почти 30 лет — до июня 1985 г. С середины 60-х Николай Григорьевич стал руководителем работ по самолетам типа Су-7 и Су-17. Под его непосредственным руководством в ОКБ проводились работы по проектированию, постройке и испытаниям всех модификаций истребителя-бомбардировщика Су-17. За 20 лет было создано и внедрено в серию 15 модификаций: от Су-17 до Су-17М4. Благодаря постоянной работе по модернизации показатель боевой эффективности вырос в четыре раза. За время серийного производства на экспорт в 15 стран мира поставлено более 1000 самолетов типа Су-20 и Су-22. Самолеты этого типа состояли на вооружении ВВС и авиации ВМФ СССР и России вплоть до 1997 г., а за рубежом — до сих пор находятся в строю в 13 странах мира.
Су-17МЗа заслуги в области создания новой техники Н.Г.Зырин награжден: орденом Трудового Красного Знамени дважды (1943 и 1956 г.), орденом Отечественной войны 1 степени (1945 г.) и орденом Ленина (1971 г.). В 1967 г. он стал лауреатом Ленинской, а в 1975 г. — Государственной премии. В 1982 г. ему присваивается звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды «Серп и Молот». В 1985 г. Николай Григорьевич ушел на заслуженный отдых. 18 октября 1992 г. он умер. Лучшей наградой Николаю Григорьевичу Зырину будет память о нем — как о талантливом авиаконструкторе и замечательном человеке, общение с которым вспоминается с благодарностью всеми близкознавшими его сотрудниками “ОКБ Сухого”.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (5,00 из 5, оценило: 1)
Загрузка...