Анатолий Киселев,
генеральный директор
ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
Александр Медведев,
первый заместитель генерального директора
ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
Геннадий Бирюков,
генеральный директор,
генеральный конструктор КБТМ
Состоявшийся в третьем квартале демонстрационный и запланированный на декабрь с. г. первый коммерческий пуск новой российской ракеты-носителя “Рокот” (по контракту с американской компанией “Моторола” для выведения двух спутников “Иридиум”) должны ознаменовать новый путь прибыльного мирного использования бывших стратегических вооружений.

История создания этого носителя легкого класса началась еще в конце 80-х – начале 90-х гг., когда наше предприятие приступило к разработке “космической” версии межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) РС-18 (SS-19), предназначенной для применения в качестве легкой ракеты-носителя (РН). Такая РН должна была иметь очень высокие летные характеристики и одновременно быть максимально унифицированной с базовой НБР.

РН “Рокот”,  разработанная  на основе  МБР РС-18 (SS-19)Обладая значительным энергетическим потенциалом, обеспечиваемым первой и второй ступенями (блоком ускорителей), ракета SS-19, тем не менее, не могла быть использована для выведения космических полезных нагрузок в широком диапазоне орбит, особенно имеющих большие высоты (рис. 1). Ракета не была оптимизирована для траекторий выведения на низкие и средние орбиты, которые используются для большинства космических аппаратов (КА) прикладного назначения, имеющих наибольший спрос у заказчиков на пусковые услуги.

Эта проблема была решена путем введения в конструкцию ракеты специально разработанного малоразмерного разгонного блока (РБ) “Бриз-К” (рис. 2). При его создании были применены самые последние достижения ракетно-космической техники: космическая двигательная установка многократного включения (не менее 10 раз), использующая долгохранимое топливо (унифицированное с топливом для блока ускорителей); система управления на базе бортовой цифровой вычислительной машины и т.д. “Бриз-К” был оснащен двухкомпонентными двигателями малой тяги, обеспечивающими очень точное выведение полезной нагрузки на заданную орбиту и необходимую ориентацию и стабилизацию РБ на пассивных участках полета, а также мощной батареей, способной снабжать полезную нагрузку электроэнергией в течение 7 ч.

Сочетание РБ “Бриз-К” с блоком ускорителей SS-19, обладающим перспективными конструкцией и параметрами, позволило повысить характеристики выведения модернизированного носителя до наивысшего уровня, достигнутого в мировой практике легкими РН. Например, максимальная грузоподъемность на низкой орбите (Нкр = 200 км) составила почти 2 т при обслуживаемом диапазоне высот орбит не менее 2000 км.

Уникальные характеристики и возможности РН, получившей наименование “Рокот”, были подтверждены летными испытаниями: в 1990 и 1991 гг. было выполнено два суборбитальных полета, а в 1994 г. “Рокот” обеспечил выведение радиолюбительского спутника “Радио-РОСТО” (рис. 3).

Новые экономические условия и обстановка, возникшие в России после 1991 г., определили последующую перспективу “Рокота” в качестве коммерческого носителя. Эта перспектива основывалась на многочисленных как российских, так и зарубежных маркетинговых исследованиях, которые показывали, что спрос на выведение малых спутников на мировом космическом рынке будет резко возрастать в начале первого десятилетия следующего века. Однако эту перспективу еще нужно было реализовать, для чего требовалось внебюджетное финансирование.

Разрешение российского правительства на коммерческую эксплуатацию “Рокота” и на привлечение иностранных инвесторов было выдано еще в 1992 г., однако это разрешение начало интенсивно реализовываться только после того, как в 1993 г. был образован Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева.

16 мая 1994 г. ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и германская компания “Даймлер-Бенц Аэроспейс” (DASA) подписали соглашение о создании совместного предприятия (СП) “Евророкот”, которое должно было обеспечить международный маркетинг для коммерческой эксплуатации РН “Рокот”. DASA взяла на себя обязательство обеспечить инвестиции для покрытия расходов по созданию наземного комплекса для пусков “Рокота” с космодрома Плесецк. Необходимые для такой формы деятельности постановления Правительства Российской Федерации были выпущены в 1995-1998 гг. В соответствии с ними работы по космической ракетной системе “Рокот” были включены в Федеральную космическую программу России, а один из стартовых комплексов ракеты-носителя “Космос” передан для коммерческого использования РН “Рокот” (рис. 4).

Подготовка наземного комплекса для “Рокота” на космодроме Плесецк находится в настоящее время на стадии завершения реконструкции. Для этого широко используются имеющиеся сооружения космодрома (рис. 5). В создании этого комплекса активное участие принимает Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ) в качестве головного предприятия по техническому (4П46) и стартовому (14П25) комплексам. На них создается вновь или подвергается существенной доработке около 50 технологических агрегатов и систем.

Сегодня Ракетно-космический завод ГКНПЦ им. М.В. Хруничева готов к массовому изготовлению разгонных блоков “Бриз” (рис. 6) и другой материальной части, однако текущая работа предприятия по “Рокоту” не ограничивается только подготовкой ракеты-носителя и наземного комплекса. Наше предприятие выполнило большую работу по реализации многочисленных требований Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), по выбору безопасных трасс выведения с соответствующими полями падения, по составлению экологического паспорта ракетно-космического комплекса “Рокот” и осуществлению других мероприятий, обеспечивающих достаточно безопасную для окружающей среды эксплуатацию этого носителя.

Компания DASA своевременно выполняет свои обязательства по обеспечению инвестиций для финансирования развертывания производства и эксплуатации РН “Рокот”, а само СП “Евророкот” успешно выполняет свои обязанности по проведению маркетинга для будущей коммерческой эксплуатации этого носителя. Наиболее значительным достижением его деятельности подписанный с американской компанией “Моторола” контракт на запуск двух спутников “Иридиум” (на одной РН “Рокот”) с Плесецка в декабре с.г. с резервированием еще 12 пусков. При этом специалисты ГКНПЦ выполнили сложную работу по обеспечению размещения этих спутников на одном носителе (рис. 7). Сама возможность такого двойного выведения подтверждает высокие технические показатели РН “Рокот”. Сейчас та же задача, т.е. выведение двух спутников “Иридиум” в одном пуске, выполняется китайской РН “Великий поход-2С”, имеющей почти в два раза больший стартовый вес, чем “Рокот”. Второй контракт был подписан на запуск в 2001 г. с Плесецка германо-американского спутника “ГРЕЙС”. Имеется взаимная договоренность о запуске американского исследовательского спутника “НЕМО” с Плесецка в середине 2000 г., соответствующий контракт в настоящее время находится в процессе подготовки. Весной 2000 г. ожидается подписание контракта с американской компанией “Лео Уан”. Этот контракт будет предусматривать 9 пусков с Байконура в течение 2000-2003 гг. С американской компанией DBSE подписан контракт на два запуска спутников “Е-сат” из Плесецка в 2000-2001 гг. Кроме того, имеется несколько соглашений с западными заказчиками о резервировании пусков, и вероятность подписания контрактов по этим соглашениям достаточно высока. При наличии таких достижений в области маркетинга “Рокот” может считаться лидером на мировом рынке заказов на выведение малых спутников в ближайшем будущем.

Что же привлекает зарубежных заказчиков в “Рокоте”? Это широкие возможности, обеспечиваемые сочетанием надежной конструкции и перспективных технических решений нынешней РН с разгонным блоком “Бриз-КМ”, имеющим уникальные характеристики:

  • значительное расширение диапазона орбит с одновременным увеличением грузоподъемности носителя, особенно при выведении полезных нагрузок на орбиты, имеющие высоты более 1000 км;
  • наличие наземной инфрастуктуры, обеспечивающей подготовку полезных нагрузок и проведение пуска на уровне наиболее высоких требований, предъявляемых на мировом космическом рынке;
  • применение крупноразмерного головного обтекателя, обеспечивающего большую зону для размещения полезной нагрузки;
  • удовлетворение требований по отделению спутников, включая либо закрутку, либо жесткую стабилизацию по трем осям, а также разведение спутников по орбите, обеспечиваемое возможностями разгонного блока (число включений его двигателя достигает 10);
  • наличие возможности избежать загрязнения спутников продуктами сгорания от работающих двигателей носителя;
  • возможность отделения спутников в зоне радиовидимости с наземных станций слежения, обеспечиваемая большой гибкостью применения разгонного блока (время его функционирования на орбите более 7 ч);
  • обеспечение высокой точности выведения на заданную орбиту;
  • обеспечение увода разгонного блока с орбиты или затопление его в акватории Мирового океана с помощью собственной двигательной установки РБ.

Другие российские и зарубежные легкие ракеты-носители не обладают способностями обеспечить выполнение большинства из перечисленных выше возможностей.

Благодаря положительным особенностям своей конструкции, наличию производства и готовой материальной части, эффективной маркетинговой политике и точному соблюдению требований Договора о СНВ, ракета-носитель “Рокот” в ее современном виде (рис. 8) имеет реальную возможность завоевать лидирующее положение в области коммерческих запусков космических аппаратов.

Государственный космический научно-производственный
центр им. М.В. Хруничева
121087, Москва, ул. Новозаводская, д. 18.
Тел.: (095) 145-9802, факс: (095) 142-5900.
Телекс: 412-427 MIR SU.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...