20 марта 2000 г. исполняется 60 лет генеральному директору — генеральному конструктору ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» Геннадию Панатову. Руководство авиапрома и авиационная общественность, коллеги и друзья, редакционный совет и коллектив журнала «Авиапанорама» сердечно поздравляют Геннадия Сергеевича с этим юбилеем! Желают ему счастья и здоровья, неиссякаемой энергии и новых творческих успехов в работе на благо России и отечественной авиации!

Г.С.ПанатовГеннадий Сергеевич Панатов родился 20 марта 1940 г. в станице Усть-Лабинской Краснодарского края в семье служащего. В 1957 г. окончил в Баку 10 классов средней школы и поступил в Азербайджанский политехнический институт. Через два года перевелся в Куйбышевский авиационный институт, после окончания которого в 1963 г. был направлен в Таганрог на предприятие, называемое ныне ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева».
До 1980 г. Панатов прошел все конструкторские должности. Работал в области гидроаэродинамики, динамики полета, математического и физического моделирования по всей тематике предприятия того времени, пассажирского самолета-микроавтобуса Бе-30, самолета-амфибии вертикального взлета и посадки ВВА-14, самолетов Ту-142МР, А-50 и других. Особо его выделила работа в период 1968-1976 гг. по созданию комплекса математических моделей полета самолета-амфибии ВВА-14 Роберта Бартини. На их основе совместно с ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского были построены пилотажные стенды с подвижной и неподвижной кабинами. Стенды позволили вести доводку систем управления на всех этапах полета и обучать летный состав. Это было сделано в МАП впервые, и Панатов приобрел репутацию талантливого инженера. Многое дала ему в эти годы работа рядом с Георгием Бериевым, Робертом Бартини и Алексеем Константиновым.
В 1980 г. Г.Панатов стал ведущим конструктором, а затем заместителем главного конструктора по самолету-амфибии А-40 «Альбатрос». Его участие в этой работе активизировало проектирование, строительство и доводку самолета. Результаты испытаний показали, что коллективом ТАНТК создан реактивный самолет-амфибия высокого класса. А реализованные в нем научные и технические решения открывают перспективы для разработки новых летательных аппаратов.
Однако сложившаяся политико-экономическая обстановка в стране потребовала кардинальных изменений в системе управления и функционирования ТАНТК. Поэтому 70-летнего А.Константинова, ушедшего на пенсию, заменил в 1990 г. Г.Панатов, назначенный главным конструктором и ответственным руководителем (с 1992 г. — генеральный конструктор и начальник ТАНТК им. Г.М.Бериева, с 1994 г. — генеральный директор — генеральный конструктор ОАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева»). Он одним из первых понял, что необходимо предпринять для выживания в новых условиях, когда практически исчез госзаказ, а стартового капитала у фирмы, как и у большинства опытных предприятий, не было. Новый руководитель, сохраняя направление на окончание работ и запуск в серию А-40 и продолжение деятельности по опытному самолету-госпиталю Бе-42, предложил активно заняться конверсионными самолетами-амфибиями Бе-200 и Бе 103, а также переоборудованным под двигатели Пратт-Уитни пассажирским Бе-32К.
Многоцелевой 36-тонный Бе-200, имеющий основным функциональным вариантом противопожарный, требовал средств на строительство и испытания опытных машин. Легкий пятиместный Бе-103 был в таком же положении. Нуждались в финансировании А-40 и Бе-42. В этих условиях Панатов, подобрав коллектив единомышленников, предпринял решительные действия и сумел убедить многих в России и за рубежом в перспективности гидроавиации. В частности, благодаря демонстрации в ряде районов самолетов-амфибий Бе-12, переоборудованных в грузопассажирский (Бе-12НХ) и противопожарный (Бе-12П) варианты. Настойчивость и смелость Г.Панатова помогли приоткрыть завесу закрытости гидросамолетов ТАНТК. Зарубежные специалисты убедились в наших крупных достижениях и сохранности высокого потенциала фирмы для России и мира в целом.
Инициативные и грамотные действия Геннадия Сергеевича позволили получить поддержку в создании Бе-200 со стороны ИАПО (генеральный директор Алексей Федоров) и Бе-103 со стороны КнААПО (генеральный директор Виктор Меркулов). Эти проекты поддержали и другие финансовообеспечивающие образования в РФ и за рубежом, а также ряд поставщиков, в частности ЗМКБ «Прогресс»  (генеральный конструктор Федор Муравченко) и ОАО «Мотор Сич »  (генеральный директор Вячеслав Богуслаев). А обещанные Павлом Грачевым средства на окончание работ по А-40 и Бе-42 в связи с его уходом с поста министра обороны не поступили, и высококлассные машины оказались невостребованными.
Для воплощения своих планов генеральный директор ТАНТК произвел реорганизацию управления и структуры предприятия. Оздоровил коллектив, способствуя инициированию научной деятельности, направленной как на совершенствование методов проектирования и испытаний гидропланов существующих схем, так и на проведение комплексных исследований по определению их облика в зависимости от грузопотока и условий применения. Очень важное его достижение — компьютеризация деятельности предприятия по образцу западных фирм. Она позволила успешно и качественно выполнить серьезную контрактивную работу с Израилем, существенно поддержавшую ТАНТК материально.
В 1993 г. Г.Панатову была присвоена ученая степень доктора технических наук. В том же году его избрали академическим советником Международной инженерной академии и академиком Академии транспорта РФ. С 1994 г. он — почетный доктор Самарского аэрокосмического госуниверситета, с 1995 г. — Старший член Американского института аэронавтики и астронавтики. Им предприняты шаги по созданию на базе ТАНТК Всероссийского центра по гидроавиации, а также по организации международных выставок и научных конференций в г.Геленджике на своей испытательно-экспериментальной базе и в местном аэропорту. Последнее удалось, и уже дважды успешно прошли международные гидроавиасалоны  «Геленджик-96»  и «Геленджик-98».
Г.Панатов уделяет большое внимание воспитанию молодой надежной смены для фирмы. Он возглавляет филиал кафедры проектирования самолетов МАИ и созданную по его инициативе кафедру летательных аппаратов в Таганрогском радиотехническом университете. Награжден орденом Дружбы народов, медалями А.Н.Туполева и И.П.Бардина. В 1996 г. стал лауреатом Государственной премии России в области науки и техники. В активе Панатова 74 научных труда и изобретения, 3 монографии. Он является ведущим специалистом в мире в области гидроаэродинамики и проектирования гидросамолетов и самолетов-амфибий.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1,00 из 5, оценило: 1)
Загрузка...