Вячеслав Зарецкий,
начальник кафедры ВВА им. Ю.А.Гагарина, доктор исторических наук, профессор
О советско-финляндской войне 1939-1940 гг. существует немало самых противоречивых суждений. И это неудивительно. В её истории можно легко найти примеры, свидетельствующие о мудрости или бездарности военного руководства, о воинском мастерстве или досадных просчетах, об успехах или неудачах.

Окончание. Начало в № 6, 1999 г.

в небе советско-финляндской войны 1939-1940 гг.В войне с Финляндией советская авиация решала следующие задачи: поддержка сухопутных войск; борьба за господство в воздухе; действия по коммуникациям и резервам противника; воздушная разведка; снабжение войск по воздуху; бомбардировка военно-промышленных и административно-политических центров (распределение самолетовылетов на диаграмме).
На поддержку сухопутных войск было совершено 40% от общего числа самолето-вылетов. При этом бомбардировщики израсходовали 54% своего ресурса, истребители — около 25%. Для наступавшей пехоты были особенно важны действия авиации по оборонительным сооружениям на Карельском перешейке. Однако эффективность авиационных ударов оказалась низкой. Одна из причин 1 плохая погода. Так, летных дней с простыми метеоусловиями в декабре 1939 г. выпало всего 4, в январе 1940 г. — 2, в феврале — 13. К примеру, из 436 самолето-вылетов 85-го бомбардировочного полка за все время участия в боях 208 — произведено днем в сложных метеоусловиях, 204 — ночью и только 24 — днем в ясную погоду. И здесь не следует забывать, что прицельно-навигационное оборудование состоявших на вооружении самолетов не позволяло выполнять точное самолетовождение и прицельное бомбометание вне визуальной видимости земли.
К тому же из-за отсутствия достоверных данных об укреплениях на главной оборонительной полосе противника бомбардировщики бомбили целые районы предполагаемого расположения узлов сопротивления. Для разрушения особо прочных сооружений они применяли фугасные авиационные бомбы (ФАБ) крупного калибра. Однако малые размеры целей, высокая степень их замаскированности и отсутствие целеуказания с земли существенно сказывались на результатах ударов. Так, авиация 7-й и 13-й армий сбросила на такие объекты 873 ФАБ-500 и 6627 ФАБ-250. Тем не менее, после взятия «линии Маннергейма» и осмотра её сооружений на участках наступления этих армий было обнаружено всего несколько прямых попаданий бомб.
Борьба за господство в воздухе не отличалась высокой интенсивностью. Хотя на выполнение этой задачи пришелся 31% от общего количества самолето-вылетов, из-за слабости финской авиации использовались в основном пассивные способы борьбы. И основным средством завоевания господства в воздухе являлась истребительная авиация, затратившая на это около 60% своего налета. Всего за время войны был уничтожен 381 самолет противника, в том числе 320 истребителей. Имеющиеся данные свидетельствуют, что финская авиация уничтожалась лишь при оказании противодействия. Сама же она проявляла активность только в воздушной разведке. Кроме того, предпринималась одна попытка налета бомбардировщиков на Волховскую ГЭС, но их к прикрываемому объекту не допустили.
Советская авиация за то же время лишилась 200 самолетов. Причем 124 из них потеряны при невыясненных обстоятельствах. По всей видимости, это было связано с неприспособленностью к действиям в сложных погодных условиях.
Одной из важных задач авиации являлись действия по коммуникациям и резервам противника. На её выполнение было совершено 13% самолето-вылетов. Борьба с оперативными резервами велась путем нанесения ударов по железнодорожным станциям и эшелонам в движении. Тактические резервы уничтожались в районах сосредоточения. Значительные усилия были также направлены на нарушение железнодорожных коммуникаций, ведущих от портов Ботнического залива к Карельскому перешейку.
Специально для нарушения коммуникаций в соответствии с директивой НКО № 0473 от 15 декабря 1939 г. была создана Особая авиационная группа (ОАГ) под командованием комбрига Григория Кравченко. За время войны, действуя по железнодорожным узлам и перегонам в районах Тампере, Лахти, Хапамяки и Турку, летчики ОАГ совершили 1864 самолето-вылета и сбросили 1129 т бомб. Еще 2969 т авиабомб сбросили на железнодорожные объекты бомбардировщики Северо-Западного фронта. К нанесению ударов по железнодорожным эшелонам привлекались также истребители ОАГ, армейской и фронтовой авиации, вооруженные пушками.
Авиация флота действовала в морском секторе. Во взаимодействии с кораблями оно блокировала противника с моря, уничтожая его транспорты но коммуникациях и в портах, осуществляя постановки мин на фарватерах. После прорыва главной полосы обороны авиация Краснознаменного Балтийского флота с 18 февраля 1940 г. была оперативно подчинена командующему ВВС Северо-Западного фронта. С того момента морские летчики стали действовать и в сухопутном секторе, вести борьбу с железнодорожными и автомобильными перевозками.
Ведению воздушной разведки в начале войны достаточного внимания не уделялось. Поэтому крайне необходимыми, полными и достоверными данными о характере обороны противника командование не располагало. И только уже в ходе боевых действий вспомнили об аэрофотосъемке. В результате за 10 дней, начиная с 23 декабря, была вскрыто значительная часть инженерных сооружений на главной полосе обороны противника. Всего сделали 40 тыс аэрофотоснимков, запечатлевших 4000 км2 земной поверхности.
Следует отметить, что имевшиеся в составе армейской авиации устаревшие самолеты-разведчики Р-5 и P-Z использовались как легкие бомбардировщики и совершили за время войны 5617 самолето-вылетов. Тактическую же воздушную разведку на глубину 50-70 км вели истребители, а оперативную на глубину 150-200 км и фоторазведку — бомбардировщики. Всего бомбардировщики выполнили 1088 самолетовылетов на воздушную разведку и 68 — на корректирование артиллерийского огня. Поскольку противник часто производил перегруппировку сил в темное время суток, то совершались ночные вылеты на разведку на глубину до 100-150 км с попутным бомбометанием. Истребители произвели 3270 самолето-вылетов на визуальную воздушную разведку и 92 — для наблюдения за полем боя.
Снабжение войск по воздуху осуществляло в основном бомбардировочная авиация. Это была вынужденная мера в тех районах, где отсутствовали другие коммуникации. В частности, бомбардировщики 8-й, 9-й и 15-й армий совершили 3012 самолето-вылетов на выполнение данной задачи. Грузы сбрасывались на парашютах в расположение адресата либо доставлялись посадочным способом. Части ВВС Северо-Западного фронта, который действовал на Карельском перешейке в зоне развитых шоссейных и железных дорог, воздушными перевозками не занимались.
В ходе войны советская авиация эпизодически совершала нолеты но военно-промышленные и административно-политические центры Финляндии. Так, например, 12 и 14 января 1940 г. бомбардировщики ДБ-3 Особой авиационной группы нанесли удары по порту и городу Вааза, где находилось финское правительство. За эти два дня было выполнено 22 самолето-вылета. А части ВВС Северо-Западного фронта, действуя по военно-промышленным объектам, произвели 1346 самолето-вылетов, в которых сбросили на 9 военных заводов и 4 крупных склада 1335,6 т бомб.
После тщательной подготовки войска Северо-Западного фронта 11 февраля 1940 г. перешли в наступление. К 14 февраля была прорвана главная полоса обороны на «линии Маннергейма». В последующие дни войска преодолели вторую и третью полосы укрепленного района, а 11 марта начался штурм Выборга. Город взяли 13 марта, и война окончилась. Граница с Финляндией была от Ленинграда отодвинута.
Война принесла большие жертвы обоим государствам. За 3,5 месяца Советский Союз потерял только убитыми 57 тыс., а Финляндия — свыше 23 тыс человек. Боевые действия вскрыли целый ряд слабых мест в техническом оснащении советских ВВС, их организационной структуре и применении. По мере сил за оставшееся время до начала Великой Отечественной войны выявленные недостатки пытались исправить. Не будем доискиваться причин, почему это не удалось сделать в полном объеме. Отметим лишь, что уроками прошлых войн любого масштаба пренебрегать нельзя. Это ведет к повторению ошибок.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...