Интервью с М. Морозовым Внуковский авиаремонтный завод (ВАРЗ-400) — ведущее предприятие в России и странах СНГ по ремонту магистральных самолетов и авиадвигателей к ним. В последние годы на заводе произошли значительные изменения, связанные с расширением спектра услуг, предлагаемых заказчикам — эксплуатантам авиатехники. Об этом рассказывает генеральный директор завода Михаил Морозов.

ВАРЗ-400

«АП»: Михаил Юрьевич, ВАРЗ-400 широко известен в авиационном мире, Прежде чем поговорить о сегодняшних проблемах, напомните кратко об исторических вехах деятельностни завода.
ММ:
В 2001 г. исполняется 60 лет нашему предприятию. Так уж сложилось исторически, что наш завод во многих случаях был первопроходцем в освоении ремонта новой, этапной для отечественной гражданской авиации техники: самолетов Ил-14, Ту-104, Ту-114, Ту-134, Ту-154, Ил-86; авиадвигателей АИ-20, Д-30КУ, Д-30КП, Д-30КУ-154.
В последние годы основной продукцией завода является ремонт самолетов Ту-154 и его агрегатов, а также авиадвигателей Д-30КУ, Д-30КУ-154 и Д-30КП. Вместе с тем сейчас завод переживает серьезные изменения в структуре своего производства, так что в скором времени говорить о ВАРЗ-400 как о чисто авиаремонтном предприятии будет нельзя.
«АП»: Чем вызваны эти качественные изнения в структуре производства и что это за изменения: новые виды работ, новые технологии?
М.М.:
В последние годы существенно изменилась ситуация в гражданской авиации: снижение объемов перевозок привело к значительному сокращению объемов ремонта авиационной техники. Также, в связи с резким снижением производства авиационной техники, на рынок услуг по выполнению капитального ремонта вышли заводы-изготовители воздушных судов и авиадвигателей, в частности наши многолетние партнеры в Самаре и Рыбинске.
Одновременно образовались сотни авиакомпаний, большинство из которых не имеют серьезной технической базы, позволяющей на качественном уровне обеспечить выполнение технического обслуживания (ТО), модернизацию и ремонт.
Как отреагировал на эти проблемы ВАРЗ-400? Освоением новых видов работ и новых технологий, в том числе принципиально новых для авиаремонтного производства.
Если говорить о новых видах работ, то прежде всего я бы выделил освоение всех видов ТО самолетов Ту-154 и Ил-76, на которые получен сертификат ФСВТ РФ. В 1999 г. мы существенно увеличили объемы работ по ТО, выполняя их на самолетах более 15 авиакомпаний России и зарубежных стран, при этом объемы этих работ составили 13% от общезаводских. Среди наших заказчиков такие известные авиакомпании, как  «Газпромавиа», венгерская авиакомпания «Малев». В плане расширения объемов ТО на самолетах авиакомпаний «Авиаэкспресскруиз» и «Полярные авиалинии» отрабатывается система техобслуживания по категории  «А» с оплатой работ в зависимости от налета самолета.
Мы также не могли не учитывать факторы эксплуатации рядом авиакомпаний самолетов деловой авиации зарубежного производства, в частности типа Falcon, и развития в зоне аэропорта Внуково центра деловой авиации. В 1998-1999 гг. мы подготовили базу и освоили оперативное ТО самолетов этого типа, получив при этом сертификат изготовителя самолетов.
Завод считает важнейшей акцией участие в продвижении на зарубежный рынок эксплуатационных услуг отечественной авиатехники. В частности, ВАРЗ-400 активно участвует в создании в Иране, на острове Киш, базы по выполнению периодических форм ТО на самолетах Ту-154, эксплуатирующихся иранскими авиакомпаниями и российскими эксплуатантами, работающими но условиях аренды в данном регионе. База сертифицирована, комплектуется запасными частями, резервными авиадвигателями и ВСУ.
В 1999 г. получено свидетельство эксплуатанта организованной заводом собственной авиакомпанией «Авиалинии 400», главными задачами которой являются отработка новых систем поддержания летной годности и предоставление в самолетов Ту-154 и Ил-76, а также выполнение чартерных полетов.
Все эти новые виды деятельности в роботе завода направлены на реализацию стратегической линии: расширение спектра предоставляемых услуг, что, с одной стороны улучшает финансовые показатели, создает новые рабочие места и делает более привлекательным и современным имидж завода, а с другой — дает возможность нашим потребителям-эксплуатантам обеспечить эффективную эксплуатацию воздушных судов — ремонт, ТО, гибкие условия оплаты за услуги и, разумеется, оперативный и высококачественный уровень решения любой технической проблемы, возникающей в процессе эксплуатации авиатехники.
На мой взгляд, по характеру выполняемых предприятием задач его наименование скорее созвучно авиатехническому центру, чем традиционному АРЗ. Таким образом, мы реализуем идею, высказанную более десяти лет назад главным конструктором самолета Ту-154 Александром Сергеевичем Шенгардтом о создании региональных авиатехнических баз.
«АП»: Если говорить о новых технологических процессах, что бы Вы могли предложить заказчикам?
М.М.:
Технологические процессы, которые мы освоили в последние годы, позволили существенно повысить эффективность эксплуатации самолетов Ту-154, улучшить комфортность и другие характеристики. На заводе выполняется комплекс работ согласно рекомендациям ИКАО, в частности доработка авионики самолетов Ту-154 с установкой системы предупреждения столкновения самолетов в воздухе TCAS-II, системы спутниковой навигации KLN-90 и другого современного оборудования, а также установка кислородной системы безопасности пассажиров и экипажа фирмы Drager (Германия).
Располагая современным специализированным ангаром, мы освоили окраску самолетов всех типов и размеров полиуретановыми эмалями, которые существенно улучшают их эстетические и экономические характеристики. Используются эмали известных фирм AKZO NOBEL (Голландия), Courtaulds Aerospace (Великобритания) с применением оборудования фирмы Kremlin (Франция). На заводе выполняются работы по перекомпоновке и обновлению интерьеров самолетов с использованием современных технологий и материалов европейских фирм.
Необходимо отметить, что все эти работы выполняются благодаря тесному сотрудничеству с АНТК им. А.Н.Туполева.
Наряду с освоением новых видов работ и технологических процессов мы придаем важное значение улучшению условий труда. Я бы выделил такое важное для нас мероприятие, как ввод в строй системы отопления в сборочном корпусе. В целом за 1999 г. коэффициент обновления основных фондов составил 8%.
Завод принимает активное участие в утвержденной правительством Москвы ‘Программе природоохранных мероприятий, связанных с улучшением экологической обстановки в Москве*. Реконструирован гальванический участок и внедрена малоотходная технология на базе замкнутого водоснабжения и локальной очистки стоков. На 50 тыс м3 в год сокращено потребление питьевой воды и исключен сброс тяжелых металлов в городской коллектор.
«АП»: Михаил Юрьевич, каше проблемы предстоит решать ОАО «ВАРЗ-400» в 2000 г.?
М.М.:
Прежде всего необходимо наращивать объемы по освоенным в последние годы новым для нас видам работ: ТО, модернизации воздушных судов и т.д. Предстоит организовать производственную деятельность нашей авиакомпании — «Авиалинии 400».
Мы планируем освоить изготовление ряда деталей, особенно для мотороремонтного производства, максимально уменьшив при этом влияние внешних факторов, связанных с поставками, ценами и т.д.
В наших планах — проработка с российскими и зарубежными авиакомпаниями возможности использования заводской инфраструктуры для создания центра технического обслуживания и ремонта современных и перспективных самолетов.
Если говорить в более широком плане о проблемах авиаремонтных заводов России, то, на мой взгляд, следует на федеральном уровне активнее решать вопросы поддержания и развития авиаремонтной отрасли, которая с экономической точки зрения является наиболее эффективной в системе поддержания летной годности воздушных судов. Актуальными для нас являются вопросы взаимоотношений с предприятими авиационной промышленности, ценовой политики, снижения налогового бремени и др. Как мне представляется, решение этих вопросов будет способствовать повышению роли авиаремонтных заводов в развитии отечественной гражданской авиации.

Беседу вел Илья Вайсберг

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...