Станислав Куликов,
генеральный конструктор,
генеральный директор НПО им. С.А.Лавочкина
Николай Леонтьев,
генеральный конструктор,
генеральный директор КБХМ им. А.М.Исаева

Перспектива значительного увеличения массы выводимой полезной нагрузки (ПН) на околоземные и перелетные орбиты существующими ракетами-носителями среднего и тяжелого классов связана с созданием универсальных разгонных блоков (РБ). Один из таких блоков — высокоэнергетический РБ “Фрегат” создан НПО им. С.А. Лавочкина при участии в качестве разработчика двигательных установок КБХМ им. А.М. Исаева.

Первый квалификационный запуск нового отечественного межорбитального буксира — универсального разгонного блока “Фрегат” состоялся 9 февраля с. г. с космодрома Байконур, второй- 21 марта. С первым его пуском (первые два — квалификационные) начинается реализация одной из важнейших научных программ Европейского космического агентства — программы “Кластер-2”, финансируемой акционерным обществом STARSEM (Франция).

Уже в первом полете “Фрегата” подтверждена возможность многократного включения его маршевой двигательной установки, продемонстрирована возможность обеспечения возвращения ПН на Землю с низких околоземных орбит с использованием новой технологии спуска, основанной на применении надувного тормозного устройства. Разработка новой технологии — ноу-хау НПО им. С.А. Лавочкина — осуществлена при финансовой и маркетинговой поддержке Daimler Chrysler Aerospace (Германия).

РБ “Фрегат” предназначен для решения следующих задач:

  • перевод одного или нескольких КА с опорной на рабочую орбиту или отлетную траекторию;
  • разведение КА по рабочим орбитам в случае группового запуска;
  • перевод головного блока (ГБ) с незамкнутой траектории на опорную орбиту (операция “довыведение”);
  • стабилизация ГБ на пассивных и активных участках полета;
  • формирование и выдача команд на сброс головного обтекателя, отделение ГБ, отделение КА;
  • построение необходимой ориентации перед отделением КА;
  • увод РБ с рабочей орбиты.

В состав “Фрегата” входят две двигательные установки (ДУ): маршевая и стабилизации, ориентации и обеспечения запуска.

Основу маршевой ДУ составляет двигатель С5.92. Его основные характеристики: тяга 2000 кгс, удельный импульс 328.5 с, максимальное число включений 20, компоненты топлива АТ (окислитель) и НДМГ (горючее), рабочий запас топлива (максимальный) 5350 кг.

Основу ДУ стабилизации, ориентации и обеспечения запуска составляет однокомпонентный гидразиновый двигатель с активным катализатором с5.221 тягой 5 кгс. Количество двигателей 12, их удельный импульс 225 с.

Практически полное отсутствие в составе “Фрегата” вновь разрабатываемых узлов, агрегатов и систем позволит обеспечить высокую надежность РБ с самого начала его летной эксплуатации, а также возможность создания на их основе других разгонных блоков.

Успешно осуществленный 20 марта с. г. второй квалификационный запуск “Фрегата” подтвердил его готовность к выполнению программы “Кластер-2”.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...