Борис Каторгин,
генеральный директор и генеральный конструктор
ОАО “НПО “Энергомаш” им. академика В.П. Глушко”

НПО “Энергомаш” им. академика В.П. Глушко продолжает активно вести разработку мощных ЖРД для российских и международных космических программ. Основные из них: РД-170, РД-180, РД-191, РД-120, РД-120К. Особый интерес в этом ряду представляет ЖРД РД-180 для американской ракеты-носителя (РН) “Атлас III”. После завершения его сертификации в США уже поставлены первые серийные двигатели и устанавливаются на эту ракету-носитель, готовящуюся к первому старту.

Российские двигателестроители из г.Химки, несмотря на экономические трудности в нашей стране, продолжают вести разработки новых, более совершенных и экономически выгодных конструкций, поддерживая передовой, а по некоторым направлениям и опережающий уровень российской космонавтики.

Начало последующим успехам НПО “Энергомаш” положили всем известные двигатели РД-107 и РД-108, обеспечившие первые запуски ракеты Р-7 и сделавшие возможным полет Юрия Гагарина. Их модификации надежно обеспечивают реализацию отечественной космической программы вплоть до наших дней.

Ряд двигателей НПО стали своеобразной классикой космического двигателестроения.

РД-253, работающий на долгохранимых компонентах топлива и предназначенный для первой ступени РН “Протон”, стал первым серийно изготавливаемым мощным ЖРД, созданным по схеме с дожиганием окислительного газа, что позволило существенно поднять уровень параметров и характеристик этого двигателя по сравнению со всеми эксплуатировавшимися в то время.

В 80-е гг. были разработаны превосходные двигатели РД-170, РД-171 и РД-120 для многоразовой ракетно-космической системы “Энергия-Буран” и РН “Зенит”. Они стали первыми в новом семействе кислородно-керосиновых ЖРД разработки нашего предприятия, а РД-170 и РД-171 являются самыми мощными в мире ЖРД, имеющими при этом весьма высокие и совершенные удельные характеристики и показатели.

В семейство кислородно-керосиновых двигателей сейчас входят новейшие разработки: РД-180 для американской РН “Атлас III”, РД-191 для семейства российских РН “Ангара”, модификация РД-120 для первых ступеней перспективных ракет-носителей малого и среднего класса, РД-171М (модификация РД-171), который отвечает возрастающим требованиям сегодняшнего дня.

Особой гордостью предприятия является двухкамерный двигатель РД-180. Право на его разработку НПО “Энергомаш” завоевало, победив в конкурсе ведущие двигателестроительные компании мира. Он был разработан по контракту с фирмой “Пратт энд Уиттни” (США) для модернизированной РН “Атлас III”. После завершения его сертификации в 1999 г. в США поставлены первые серийные ЖРД российского производства, которые устанавливаются компанией “Локхид Мартин” на нижние ступени РН “Атлас III”, готовящейся к первому старту.

Не менее важной для предприятия является разработка однокамерного двигателя РД-191 для хорошо известного всему миру семейства РН “Ангара” — новому детищу ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Он предназначен для первой ступени ракет-носителей этого семейства. Еще в марте прошлого года полномасштабный макет двигателя был поставлен в Центр Хруничева и в составе макета РН “Ангара” демонстрировался в июне 1999 г. на международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже. Учитывая стремление ГКНПЦ завершить разработку первой РН нового семейства в крайне сжатые сроки, НПО “Энергомаш” форсирует работы по этому двигателю.

Все достигнутые результаты коллектива “Энергомаша” неразрывно связаны с его руководителями, воспитавшими преданных делу высококвалифицированных специалистов. Безусловно, в первую очередь это относится к основателю предприятия, основоположнику жидкостного двигателестроения в нашей стране — академику Валентину Глушко, чье имя носит теперь коллектив. 45 лет он непосредственно руководил коллективом предприятия, начав с работы в составе сектора в Газодинамической лаборатории в Ленинграде, а затем разрабатывая опытные ракетные моторы в РНИИ. Пройдя через сложнейшие жизненные испытания, он продолжил дело всей своей жизни в Химках.

Именно в подмосковных Химках было разработано более 50 мощных ЖРД, обеспечивших вывод в космос практически всех отечественных космических объектов. Здесь создана мощная инфраструктура, в состав которой входят конструкторское бюро, производственная и испытательная базы, способные обеспечить разработку и серийное производство современных двигателей сложных и наукоемких конструкций.

С 1974 г. предприятие (после назначения Глушко генеральным конструктором НПО “Энергия ”) возглавил Виталий Радовский, под чьим непосредственным руководством и были выполнены сложнейшие разработки двигателей РД-170, РД-171 и РД-120.

Сегодня, кроме упомянутых ранее разработок, коллектив предприятия ведет работы по модернизации ряда двигателей: РД-107 и РД-108 для первой и второй ступеней РН “Союз”, РД-171 для РН “Зенит” и др.

Продолжаются работы над концепцией трехкомпонентного двухрежимного ЖРД, заложенной в основу РД-701 — двухкамерного двигателя для орбитального самолета многоцелевой авиационно-космической системы. В проведенных в 90-е гг. испытаниях экспериментальных стендовых двигателей подтверждена не только концепция, но и правильность конструкторских решений по целому ряду ключевых вопросов. Теперь разработчики следующих поколений космических транспортных средств выведения должны убедиться в выгодности и эффективности использования таких перспективных двигателей.

НПО “Энергомаш” первым среди предприятий ракетно-космической отрасли выполнило и ряд комплексных проектных проработок по созданию ЖРД с использованием в качестве горючего сжиженного природного газа. Сегодня на предприятии разрабатывается концепция двигателей нового поколения с безгенераторной схемой, сочетающей в себе высокую надежность и преимущества замкнутой схемы.

От редакции:

С 1991 г. НПО “Энергомаш” возглавляет Борис Каторгин. Под его руководством коллектив предприятия в условиях глубокого кризиса экономики России сумел не только найти способы и возможности сохранения предприятия, но и продолжил разработку новейших двигательных систем на высоком научно-техническом уровне. Выход “Энергомаша” на международный рынок в начале 90-х гг. — это также во многом заслуга Каторгина.

Научно-производственное объединение “Энергомаш” им. В.П. Глушко
141400, г. Химки, Московская обл.,
ул. Бурденко, д. 1.
Тел.: (095) 575-4000, факс: (095) 251- 7504.
E-mail: energomash@glasnet.ru

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...