Юрий Семенов — доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, автор и соавтор более 300 научных трудов и изобретений. Семенов — член-корреспондент АН СССР (1987 г.), действительный член Международной академии астронавтики (1986 г.), Российской инженерной академии (1992 г.) и ряда других научных обществ.

За крупный вклад в развитие космонавтики Юрий Павлович был удостоен многих правительственных и научных званий и наград, отечественных и международных премий: звания Героя Социалистического Труда (1976 г.), Ленинской премии (1978 г.),

Государственной премии СССР (1985 г.), Золотой медали АН СССР им. К.Э. Циолковского (1987 г.), Международной премии МАФ Алана Д’Эмиля (1991 г.), ордена ”За заслуги перед Отечеством” III степени (1995 г.), Золотой космической медали МАФ (1997 г.), Государственной премии РФ (1999 г.), Аэрокосмической премии имени Франсуа-Ксавье Баньо (1999 г.), других орденов и медалей.

Семенов возглавлял разработку и создание космических кораблей ”Союз”, ”Прогресс” и их модификаций, многоразового космического корабля ”Буран”, орбитальных станций ”Салют”, ”Мир”, ракетно-космического комплекса морского базирования (”Морской старт”), спутниковых систем на базе космических аппаратов связи нового поколения ”Ямал”.

В настоящее время он возглавляет эксплуатацию созданных кораблей ”Союз”, ”Прогресс”, станции ”Мир”, а также разработку и создание новых перспективных изделий ракетно-космической техники, в том числе российского сегмента международной космической станции (МКС), включая интеграцию этого сегмента в ее состав.

Накануне Дня космонавтики президент открытого акционерного общества ”Ракетно-космическая корпорация ”Энергия” им. С.П.Королева”, генеральный конструктор Юрий Семенов любезно согласился ответить на наши вопросы, и мы надеемся, что ответы руководителя ведущего российского предприятия в области создания и эксплуатации космической техники будут интересны всем, кого волнуют состояние и перспективы развития отечественной космонавтики.

”АП”: Юрий Павлович, в связи с предстоящим Днем космонавтики хотелось бы задать вопрос, касающийся лично Вас: как складывался Ваш трудовой путь на фирме, которой Вы руководите в настоящее время?

Ю.С.: В конструкторском бюро С.П. Королева, или ОКБ-1, как называлась тогда наша фирма, начал работать в 1964 г., после перевода из Днепропетровска. После окончания физико-технического факультета Днепропетровского государственного университета в 1958 г. работал в конструкторском бюро М.К. Янгеля над созданием боевых ракетных комплексов и первых спутников серии ”Космос”, прошел там путь от инженера до начальника группы. Так что, с учетом моего предыдущего опыта работы, на фирме Сергея Павловича Королева я получил должность заместителя ведущего конструктора по космическому кораблю ”Союз”.

С ноября 1967 г. работал в должности ведущего конструктора космических межпланетных аппаратов ”Зонд”, предназначенных для изучения космического пространства и отработки техники дальних космических полетов, участвовал в создании и осуществлении полетов космических аппаратов для облета Луны. В 1970 г. был назначен ведущим конструктором по долговременным орбитальным станциям, в 1972 г. — главным конструктором космических кораблей и орбитальных станций, в 1978 г. — заместителем генерального конструктора, главным конструктором космических кораблей и орбитальных станций, директором программы международного сотрудничества.

В декабре 1981 г. назначен первым заместителем генерального конструктора, главным конструктором многоразового орбитального корабля ”Буран”, космических кораблей и орбитальных станций, а в августе 1989 г. — генеральным конструктором. С марта 1991 г. исполнял еще и обязанности генерального директора. С апреля 1994 г. после акционирования НПО ”Энергия” им. С.П. Королева — президент, генеральный конструктор созданного акционерного общества — РКК ”Энергия” им. С.П. Королева.

Благодаря выбранному жизненному пути мне посчастливилось работать над решением трудных, но очень интересных для инженера и исследователя задач вместе с такими талантливыми людьми, как академики С.П. Королев, М.К. Янгель, В.П. Глушко, Н.А. Пилюгин, В.Н. Челомей, В.П. Бармин, В.И. Кузнецов и др. Трудно переоценить опыт, полученный от общения с ними.

”АП”: Не рассматривался ли вопрос о дальнейших полетах орбитального комплекса ”Мир” путем замены на нем устаревших модулей на новые (в первую очередь речь идет о базовом блоке)?

Ю.С.: Исследовательские модули станции ”Мир” — ”Квант-2”, ”Кристалл” и ”Природа” — полностью работоспособны, и необходимости их замены нет. В зависимости от планов дальнейшей эксплуатации и финансирования может быть рассмотрен вопрос о замене модуля ”Спектр”, потерявшего герметичность, на новый модуль. Замена базового блока на новый практически нереализуема, проще на основе нового базового блока создать новую станцию ”Мир-2”.

”АП”: Может ли быть возвращена на Землю часть уникального оборудования со станции ”Мир” до его затопления? Если да, то какое примерно оборудование?

Ю.С.: Станция ”Мир” — уникальный научно-исследовательский центр, на станции размещено около 14 т многоцелевой исследовательской аппаратуры, созданной специалистами России, Франции, США, Германии, Голландии, Австрии и других стран мира. Конечно, было бы целесообразно использовать ее на МКС. В 1998 г. мы выступали с предложением перевести наиболее дорогостоящее оборудование со станции ”Мир” на МКС с помощью кораблей ”Союз” и ”Прогресс”. Для этого орбиты комплекса ”Мир” и МКС должны быть компланарны (находиться в одной плоскости). Чтобы этого достигнуть, надо было изменить время старта модуля ”Заря” (ФГБ). К сожалению, наше предложение не было принято.

”АП”: Как Вы считаете, не окажется ли российская пилотируемая космонавтика в затруднительном положении при возникновении чрезвычайных обстоятельств по программе международной космической станции (обострение межгосударственных отношений между Россией и США, возникновение неразрешимых технических или финансовых проблем и т.п.) и при отсутствии в России своей пилотируемой программы (в случае затопления ”Мира”)?

Ю.С.: Безусловно, программа должна рассматривать все нештатные ситуации. Вопрос только в возможности реализации всех вариантов программы. Мы активно ищем пути продолжения работы на станции ”Мир” до начала полнокровной работы на МКС. Что же касается судьбы МКС в случае осложнения межгосударственных отношений между Россией и США и, как следствие, выхода России из проекта, то я глубоко убежден в том, что если это произойдет, то программа МКС будет обречена на провал.

”АП”: Какие новые технические и технологические решения используются при создании МКС с учетом большого опыта эксплуатации комплекса ”Мир”?

Ю.С.: Станция ”Мир” заложила основы классического подхода к созданию орбитальных комплексов будущего. Прежде всего это — модульность, ремонтопригодность, оптимальное транспортно-техническое обеспечение, постоянное присутствие корабля-спасателя и др. Только опыт станции ”Мир” позволяет решить проблему длительной эксплуатации МКС.

”АП”: С какими проблемами по программе МКС пришлось Вам столкнуться в связи с авариями ракеты-носителя ”Протон”?

Ю.С.: Нам пришлось пересмотреть согласованный с партнерами график развертывания МКС, отложив запуск служебного модуля ”Звезда” на 8–14 июля 2000 г. По нашему мнению, во главе угла должно стоять надежное выведение служебного модуля, что обеспечивается рядом отработочных пусков ракеты-носителя ”Протон”.

”АП”: Какие существуют проблемы, связанные с переходом комплекса ”Морской старт” к штатной эксплуатации?

Ю.С.: Как известно, с мобильного плавучего космодрома ”Морской старт” в 1999 г. совершено два успешных пуска космической ракеты ”Зенит-3SL”. Тем самым подтверждены технические решения, реализованные в этом, как писали средства массовой информации, ”фантастическом проекте”, его работоспособность и основные характеристики. Эксплуатация комплекса и поставка составных частей ракеты ”Зенит-3SL” осуществляются в международной кооперации с участием российских, украинских, американских и норвежских специалистов. В 2000 г. предусматривается совершить 4 пуска, в 2001 — 6 пусков, а в дальнейшем плавучий космодром сможет обеспечить до 8 пусков в год.

Очень важным на данном этапе являются четкость координации и планирования работ, строгое соблюдение всеми участниками согласованных графиков на всех этапах — от аналитической интеграции и увязки новых космических аппаратов до выполнения подготовительных операций, проводимых в базовом порту (г. Лонг-Бич, США), и пусковых операций, проводимых в акватории Мирового океана. И это должно осуществляться, несмотря на то, что в существующих законодательствах стран-участниц не всегда можно найти ответы на правовые, таможенные, финансовые и другие вопросы, возникающие при эксплуатации международного коммерческого ракетно-космического комплекса. К таким вопросам можно отнести: поставку оборудования, взаимный обмен техническими данными, участие российских специалистов в выполнении операций по подготовке комплекса на территории США, лицензионную деятельность и т.п.

Конкурентоспособность комплекса на международном рынке услуг по запуску космических аппаратов может поддерживаться только при условии постоянного расширения его возможностей, что требует дополнительных финансовых ресурсов, а также жесткой экономии поступающих от заказчиков средств.

Большой опыт эксплуатации ракетно-космических комплексов на космодроме Байконур и высокая квалификация специалистов позволяют выразить уверенность в том, что уже в ближайшие годы плавучий космодром займет достойное место среди своих старших собратьев — наземных космодромов.

”АП”: РКК ”Энергия” им. С.П. Королева совместно с ОАО ”Газком” создает четыре (из семи) перспективных телекоммуникационных спутника ”Ямал”. Как идет процесс их разработки и развертывания в космосе?

Ю.С.: В 1998 г. проект создания спутников ”Ямал-200” и ”Ямал-300”, представляющих собой дальнейшие модификации спутника ”Ямал-100”, стал победителем государственного конкурса и получил поддержку правительства России. Правительство своим постановлением включило этот проект в Федеральную космическую программу Российской Федерации и выделило для спутников орбитальные позиции. Был подготовлен государственный контракт, который вступал в силу только после подписания финансового соглашения. Однако из-за задержки финансирования работы по созданию спутников приостановились.

22 декабря 1999 г. состоялось заседание Комиссии по военно-промышленным вопросам правительства Российской Федерации, где была рассмотрена программа экстренных мер по государственной поддержке сохранения, восполнения и развития российских спутниковых систем государственного назначения. Решением комиссии предусматривается перезаключение в трехмесячный срок контракта на поставку четырех космических аппаратов типа ”Ямал”.

В начале 2000 г. в РКК ”Энергия” им. С.П. Королева и ОАО ”Газком” проведены работы предконтрактного этапа, уточнены требования к спутникам, кооперация участников работ и многие другие вопросы. Согласно проекту одним пуском ракеты-носителя ”Протон” с разгонным блоком выводятся сразу два спутника. После доставки спутников на геостационарную орбиту каждый из них с помощью собственной двигательной установки займет соответствующую орбитальную позицию и после проведения летных испытаний будет передан эксплуатирующей организации для введения в действующую систему фиксированной связи и вещания Российской Федерации. Проект контракта предусматривает ввод в эксплуатацию первых двух спутников ”Ямал-200” через 24 месяца после заключения контракта.

”АП”: Проводит ли Ваша фирма какие-либо работы, связанные с созданием многоразовых космических систем?

Ю.С.: В соответствии с Федеральной космической программой мы принимали активное участие в научно-исследовательской работе по определению облика многоразовых систем будущего по теме ”Орел”. Однако в связи с отсутствием финансирования в последнее время эти работы, к сожалению, практически остановлены.

”АП”: Какие перспективные разработки ведет Ваша организация в настоящее время?

Ю.С.: Мы, безусловно, думаем о будущем нашей фирмы и ведем перспективные разработки. Работаем над созданием ракеты-носителя среднего класса ”Ямал”. Это качественно новый взгляд на перспективы развития ракет-носителей среднего класса типа ракеты-носителя ”Союз”, которая создана нашим предприятием еще в 50-е гг. и вот уже более 40 лет верно служит отечественной космонавтике. Столь долгой, заслуженной жизни и легендарной истории не имеет ни одна ракета космического назначения в мире. Вместе с тем, спрос и условия мирового рынка требуют перехода к созданию ракеты-носителя космического назначения, отвечающей современному научно-техническому уровню, которая сохранила бы и самые лучшие традиции, и подходы отечественной школы проектирования, заложенной еще Сергеем Павловичем Королевым. И мы уже приступили к ее созданию.

Разрабатываем проекты перспективных спутников связи, дистанционного зондирования Земли, работаем над созданием малых космических аппаратов, запускаемых с МКС, проводим исследования по автономно летающим модулям для МКС, на которых наиболее оптимально проводить работы по созданию новых материалов и биопрепаратов.

Развернуты работы по таким направлениям, как: солнечные энергодвигательные установки, создание крупногабаритных антенн и рефлекторов, отработка перспективных космических тросовых систем, а также по многим другим направлениям, которые определяют будущее отечественной и мировой космонавтики.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...